Нужны ли права на квадроцикл в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на квадроцикл в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сдача экзамена будет проходить в непривычной обстановке. Гражданину предстоит ответить на вопросы билетов. Напряжение, сопряженное с волнением, может привести к тому, что человек забудет материал, который ранее знал безупречно. Поэтому рекомендуется многократно изучать билеты, попросив их у инструктора. Важно анализировать допущенные ошибки, дабы своевременно восполнять пробелы в знаниях. Обычно во время экзамена на получение права водить квадроцикл предоставляются те же самые билеты, которые человек учил ранее. Поэтому разобраться и найти правильный ответ не составит труда.

Особенности квадроцикла

Квадроциклом

называется вид самоходного мототранспорта с 4 колесами. На нем можно передвигаться одному человеку по неасфальтированным дорогам, бездорожью. Транспортное средство без проблем проходит препятствия в виде грязи, заболоченной местности, заносов и т. д. Основные особенности транспортного средства:

  • лимит скорости движения — до 25 км/ч;

  • ограничение по параметру мощности мотора — до 15 кВт;

  • масса ТС — до 400 кг либо 550 кг для транспортировки грузов.

Категория прав для управления квадроциклом

Чтобы понимать, какой категории должно быть удостоверение водителя, нужно разобраться с терминологией. Подавляющее большинство квадроциклов, используемое в РФ, в сертификации и эксплуатационных документах названо «самоходной техникой». В эту же категорию относятся снегоходы, болотоходы, мотовездеходы.

Такие транспортные средства ставят на учет в Гостехнадзоре. В качестве основного документа их владельцы получают ПСМ — паспорт самоходной машины.

С 05.11.2013 управлять самоходной техникой можно, получив удостоверение тракториста-машиниста категории AI. По форме и порядку выдачи оно отличается от привычного водительского удостоверения современного образца.

Если же внедорожник в сертификации назван «транспортным средством» (редкие модели квадроциклов китайского производства, трициклы), его регистрируют в ГИБДД с получением ПТС. Права получают там же. Для управления такими транспортными средствами нужно водительское удостоверение категории B1.

Что будет за езду без прав на квадрОцикле

Если у вашего квадрОцикла объём двигателя меньше 50 куб. см или стоит электродвигатель до 4 кВт, то можете ездить на нём без прав — штрафов не будет.

Если же объём двигателя больше 50 куб. см или 4 кВт, то если поймают без прав с открытой категорией AI, придётся платить штраф от 5000 до 15000 руб. согласно ст. 12.7 КоАП. Никаких скидок, даже если у вас открыты все категории в обычных правах, нет.

«1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), — влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей».

Также квадрОцикл могут отправить на штрафстоянку согласно статьи 27.13 КоАП.

Наказание за выезд на ДОП на «неподходящем» квадроцикле

Самая сложная ситуация — если на квадроцикл нет ПСМ. Если водителя такой техники остановит инспектор, квадроцикл заберут на штрафплощадку, потому что продолжить движение по ДОП на нем по закону нельзя. Хозяину придется оплатить перевозку на эвакуаторе и простой на штрафстоянке.

В дополнение к этому придется заплатить и штраф. Каким он будет — зависит от инспектора. Ведь если у водителя нет ПСМ, то скорее всего, нет и нужного удостоверения с категорией, и регистрации квадроцикла с госномером, и страхового полиса, и талона техосмотра. Наказания за эти нарушения такие:

  • управление ТС без прав: от 5 до 15 тысяч рублей;
  • управление незарегистрированным ТС — от 500 рублей;
  • отсутствие страховки — от 500 рублей;
  • отсутствие техосмотра — от 500 рублей;
  • отсутствие 1 зеркала заднего вида — 500 рублей;
  • отсутствие звукового сигнала — 500 рублей;
  • отсутствие фар — 500 рублей.

Обучение на квадроцикл

Обучение на квадроцикл проходит аналогично обучению на снегоход. Нужно записаться и пройти курсы тракториста в нашем Учебном Центре на категорию АI по требованиям Гостехнадзора России.

Срок обучения – 1.5 месяца. Обучение проходит на собственном полигоне. Технику предоставляем.

Стоимость обучения представлена в таблице ниже.

Услуги Обучение в составе группы
Обучение на квадроцикл (Тракторист категории «АI»)
Стоимость 5 000 рублей
Продолжительность 1,5 месяца

Таблица категорий и расшифровка

Категория прав Чем можно управлять
А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы
В Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)
ВE Легковые автомобили с прицепом
В1 Трициклы
С Грузовые автомобили (от 3,5 тонн)
СE Грузовые автомобили с прицепом
С1 Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
С1E Средние грузовики с прицепом
D Автобусы
DE Автобусы с прицепом
D1 Небольшие автобусы
D1E Небольшие автобусы с прицепом
М Мопеды
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы

Зачем нужно проходить обучение на управление квадроциклом?

Как уже сказано выше, мотовездеходы являются мощной техникой с достаточно крупными размерами, поэтому для эффективного управления таким транспортом важно понимать физику процесса и сопутствующие моменты. Преподаватели учебных курсов рассказывает не только об основах вождения мотовездехода, но и о таких полезных вещах, как:

  • Техника безопасности при движении;

  • Преодоление препятствий и езда по сложным участкам;

  • Оказание первой медицинской помощи;

  • Обслуживание и ремонт квадроцикла.

Хочу поделиться опытом вождения квадроцикла без прав. Купил транспорт в честь Дня рождения для того, чтобы ездить за город порыбачить. Выходит куда удобнее и быстрее, чем на машине. Проехать по общественным дорогам мне нужно совсем немного, живу неподалеку от Ярославля. Отъездил я так почти полгода, пока не нарвался на патруль. Честно, была мысль удрать, но передумал. Выписали мне штраф на 12000 рублей, благо транспорт не отняли. Теперь изучаю информацию о том, как получить права.

Александр, 35 лет

Передвигаюсь без прав уже года 3 – никто ни разу удостоверение не спросил. Формально – да, нужны права, только непонятно кому их показывать. Не знаю ни одного человека, который зарегистрировал свой квадроцикл. Что я, что мои друзья, перевозим грузы в прицепах вне общественных дорог, ни разу не остановили и права не спросили.

Сергей, 44 года

У меня есть права – и езжу спокойно. Процедура безболезненная, занимает от силы часа полтора, а потом только подождать остается. Зато могу выехать на дорогу в случае необходимости и не бояться штрафа. Останавливал инспектор только раз, рекомендовал по дорогам все же не ездить в силу небезопасности, но официально такого запрета нет. Всем рекомендую сдать на права и не переживать по пустякам.

Максим, 25 лет.

Подводные камни при сдаче экзаменов

Сдача экзамена будет проходить в непривычной обстановке. Гражданину предстоит ответить на вопросы билетов. Напряжение, сопряженное с волнением, может привести к тому, что человек забудет материал, который ранее знал безупречно. Поэтому рекомендуется многократно изучать билеты, попросив их у инструктора. Важно анализировать допущенные ошибки, дабы своевременно восполнять пробелы в знаниях. Обычно во время экзамена на получение права водить квадроцикл предоставляются те же самые билеты, которые человек учил ранее. Поэтому разобраться и найти правильный ответ не составит труда.

Практическая часть считается самым сложным этапом. Человек может растеряться от неожиданных просьб экзаменатора, не рассчитать габариты транспортного средства или угол поворота квадроцикла. Эта часть испытания носит субъективный характер. Ряд моментов можно диктовать двояко. При этом решающее слово всегда остается у экзаменатора. Ученик должен знать свои права и уметь их аргументированно отстаивать в диалоге с представителем Госавтонадзора. Важно проявлять внимательность. На площадке не стоит торопиться. Если есть возможность, лучше сдавать экзамен на транспортном средстве, на котором выполнялось обучение.

«Уже больше года езжу на снегоходе Polaris INDY Adventure. У меня на нем 840 куб.см., поэтому поставил его на учет. Никаких проблем не возникло. Катаюсь по своей местности, в город не суюсь, поэтому за все время ни разу не получал штраф».

Иван, 37 лет

«Давно мечтал о снегоходе. Приобрел себе Arctic Cat XF 6000 CROSS COUNTRY LTD ES. На учет поставил без проблем. Пару раз ездил на нем в тур, а так часто катаюсь на Поклонной горе (Москва). Там идеальные условия для техники. Всплеск адреналина гарантирован. Часто беру с собой брата в качестве пассажира. За руль не пускаю, так как нет прав».

Артем, 26 лет

«Жена на юбилей подарила красавца BRP Ski-DOO Backcountry. На УТМ сдал только со второго раза, так как завалил теорию. Сразу поставил снегоход на учет. Изначально ездил без шлема, но после пару неудачных падений решил все же его приобрести».

Надо ли проходить обучение

Для получения удостоверения категории А1 нужно сдать специальные экзамены, чтобы подтвердить свою компетентность управления транспортным средством.

Читайте также:  Накопительные счета Банка «Открытие»

Рекомендуется проходить и квалифицированное обучение, которое предоставляют следующие инстанции:

  • специальный учебный комбинат от Гостехнадзора, потому что стандартные автошколы не осуществляют обучение для управления квадроциклами;
  • самостоятельно, обращаясь за помощью к опытным в данном деле знакомым.

Также Гостехнадзор, в отличие от ГАИ допускает прохождение обучения экстерном. Но в конце него также придется сдавать квалификационные экзамены.

Они состоят их двух частей – теоретической и практической. Первый блок включает проверку знаний в сфере пользования самоходного мототранспорта, общих ПДД.

Особое внимание обращается на:

  • компетентные познания со сферой безопасного пользования транспортным средством;
  • особенностями самоходных машин;
  • знание всех деталей конструкции квадроцикла и снегохода, чтобы мочь устранять какие-либо неполадки при дальнейшей эксплуатации, не доводить до возникновения аварийной ситуации;
  • ознакомление с российским законодательством, регулирующим процесс эксплуатации транспортных средств, правилами транспортировки пассажиров и грузов, нормами охраны естественной среды;
  • знание правил устранения аварий и избегания непредвиденных ситуаций, предоставления домедицинской помощи потерпевшим;
  • осведомление ответственности за нарушение (осведомленное или ненарочное) существующих в той сфере правил.

Практическая часть в свою часть также состоит из двух блоков. Первый блок – это управление квадроциклом на закрытой площадке со специальным оборудованием, а второй – езда по разработанному пути на автостраде общего использования.

На площадке водитель показывает свои навыки в управлении самоходным транспортным средством, выполняя для этого ряд предусмотренных экзаменатором упражнений.

Они включают:

  • начало вождения на участке с небольшим подъемом. Упражнение квалифицируется кА пройденное, если при начале перемещения транспортное средство не скатилось в низ;
  • торможение на разных скоростях, включающее даже экстренные остановки;
  • разворот квадроцикла в условиях ограниченного полупространства, при этом разрешено включать заднюю скорость лишь один раз;
  • перемещение задним ходом и заезд в бокс.

Какой категории права нужны на квадроцикл

Сначала о том, какое водительское удостоверение нужно для управления квадроциклом, ведь он относится не к обычным ТС, а к самоходным машинам (Постановление Правительства от 06.05.11 г. No 351). Если это исключительно внедорожное средство передвижения, то и права на управление должны быть отличными от обычных автомобильных.

Недавние изменения в классификации главным образом коснулись категории А, к которой относится транспорт с максимальной скоростью не более 50 км/ч. В этой категории прав тракториста появились четыре подкатегории, первая из которых охватывает внедорожную технику.

Теперь отметим, какая категория водительских прав нужна для квадроцикла в 2022 году. Законодательная база последний год не менялась,

Читайте также:  Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств (СРО "НАПКА")

Для управления квадроциклом по-прежнему требуется удостоверение тракториста-машиниста категории А 1.

Такие права выдаются российским гражданам, освоившим трактор. ВУ действительно только на российской территории.

Категория прав для езды на снегоходе

Снегоход представляет собой лыже-гусеничные сани, оснащённые двигателем, посадкой и рулём мотоцикла. Мотовнедорожник создан для перемещения по заснеженным труднопроходимым участкам и лыжным трассам. Этот вид техники относится к классу самоходных машин повышенной опасности, способным в определённых ситуациях и при неправильной эксплуатации нанести вред человеку и окружающей среде.

Ни одна из пяти основных категорий водительских прав, принятых для управления ТС, не даёт разрешения на вождение снегохода. Наиболее подходящей группой, к которой можно отнести снегоход, является категория самоходных средств, не имеющая права передвижения по обычным трассам и максимально разгоняющаяся до 50 км/ч.

Этот вид внедорожной мототранспортной техники определяется категорией А1 и включает в себя снегоходы, болотоходы, мотовездеходы, квадроциклы и иные мотомеханизмы повышенной проходимости. Подобные мотосредства имеют руль и сидение, как у обычного мотоцикла, но обладают различными опциями и назначением. Управлять такими механизмами разрешает удостоверение тракториста-машиниста (УТМ) с открытой категорией А1.

Процедура оформления УТМ несколько отличается от процесса получения водительского удостоверения (ВУ):

  1. Начать изучение азов хождения на самоходной технике разрешается подросткам с 14 лет. Но пройти квалификационный экзамен и получить удостоверение можно только по достижению 16 лет. Автомобильные права могут получать только граждане, достигшие 18 лет.
  2. Получить и обменять ВУ можно в любом регионе России. Для УТМ в этом плане существует ограничение, получившее применение с ноября 2015 года. Согласно нововведениям, оформить тракторное удостоверение можно в ведомстве по месту проживания либо по месту обучения кандидата.
  3. В регистрационно-экзаменационном органе процедуры оформления ВУ и УТМ отличаются. Но оформить тракторные права можно предварительно пройдя соответствующий курс в автошколе и выдержав экзаменационное испытание на открытие категории А1 — но не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

Инспекция Гостехнадзора курирует вопросы выдачи и наличия соответствующих удостоверений у водителей, а также процесс постановки на госучёт самоходных машин.

Стоимость обучения и оплата госпошлины

Стоимость обучения управлению снегоходом зависит от специальной подготовки конкретного кандидата.

В обучающих центрах предусмотрены различные варианты учебного процесса и его оплаты:

  1. Полный курс — теория и практика. Разброс цен за такой курс обширный. Можно найти комплексную программу за 7 000 – 10 000 рублей, которая включает в себя полный теоретический курс и 10 практических уроков с инструктором. Есть учебные центры, предлагающие пройти за эту сумму только теорию, а практику по вождению ТС оценивают в 700 рублей за занятие.
  2. Теоретический курс. Кандидат, отлично управляющий техникой, может обойтись без практических занятий, но обязан изучить техническое устройство самоходных машин и ПДД. Цена за курс обучения формируется в зависимости от региона и варьируется от 5 000 до 7 000 рублей. Длительность курса в среднем составляет 2 – 4 недели.
  3. Дистанционное обучение. Этот пакет касается бывалых водителей, имеющих ВУ. Автошкола освобождает таких слушателей от постоянного посещения уроков. Подготовка к экзамену у них происходит по онлайн-тестам. Стоимость курса также имеет различные расценки и зависит от наличия прав той или иной категории.

В среднем, дистанционное обучение может обойтись в 5 000 – 9 000 рублей. Не стоит путать такой вид обучения с самостоятельным изучением основ управления самоходной техникой, запрещённым в России с 2015 года.

До процедуры получения УТМ, кандидату следует уплатить госпошлину в бюджет регионального ведомства Гостехнадзора. За получение прав на бумажном носителе госпошлина составит 500 рублей, на пластике – 2 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *