Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зелёный и красный коридор на таможне: как избежать проблем?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При выезде (пересечении границы) в Европу, а также при перемещении по Европе и по Балканским странам на легковом автомобиле, при пересечении границ всегда необходимо выбирать коридор обозначенный табличкой «для легковых автомобилей» и надписью «АLL PASSPORTS».
Красный коридор Вам в помощь
товары подлежащие письменному декларированию
В каждом аэропорту России есть памятки и бланки, которые позволяют заполнить Вам декларацию. На иностранных языках такие памятки есть везде на границе, но в них ориентироваться почти не реально. В каждой стране свои правила и список предметов, которые подлежат декларации. Вы самостоятельно должны подойти к такой информационной стойке, где отсутствуют сотрудники, взять бланк и заполнить декларацию. Самое важное в ней не допустить ошибок в указанных персональных данных, а так же в перечне перевозимых вещей. Декларируемый товар должен быть заявлен к транспортировке в принятой форме, а сам бланк декларации должен быть предъявлен сотруднику таможенной службы. Вы самостоятельно выбираете «Красный Коридор», если у Вас есть вещи, которые требуют заполнения декларации.
Стоп-сигнал в зеленой зоне
Смотреть фотогалерею «РГ»
Начался массовый выездной сезон. Люди отправляются за границу отдохнуть, заняться шопингом.
Как не испортить отпуск проблемами на таможенном контроле? Об этом «Российской газете» рассказал заместитель начальника таможни — начальник пассажирского таможенного поста аэропорта Шереметьево Алексей Гавриков.
Российская газета:
Алексей Николаевич, отпуска многие проведут за границей. Люди возвращаются с курортов расслабленными, мало кто вспоминает о каких-то там таможенных правилах. Большинство идет через «зеленый коридор», даже не подозревая о возможных последствиях.
Алексей Гавриков:
Физические лица, путешествующие в традиционные туристические страны, как правило, не интересуют таможенные органы. Пассажиры, прилетевшие из Анталии, Хургады или Кипра, чаще всего даже не замечают, что прошли таможенный контроль.
РГ:
Получается, в «зеленом коридоре» останавливают редко?
Гавриков:
Но именно здесь чаще всего возникают проблемы. Люди, вероятно, опасаясь, что на «красном коридоре» процедура очень долгая, идут через «зеленый». И не указывают то, что подлежит декларации. Этим сами себя и наказывают. Выявив нарушения законодательства, кроме пошлины, на них накладывают еще и штраф. А он как минимум составляет 50 процентов от стоимости товаров. Замечу, что 99 процентов нарушений выявляются при прохождении «зеленых коридоров».
РГ:
Сколько товаров и денег можно провозить, чтобы не попасть в такую ситуацию?
Что подлежит декларации?
Определить, через какой вам нужно будет проходить коридор в аэропорту, можно еще дома, пакуя багаж.
Если у вас имеются:
- дорогостоящие личные вещи на сумму более 10 тысяч евро;
- личные вещи весом более 50 кг;
- ценные бумаги и банковские чеки;
- финансовые средства на сумму, превышающую 10 000 долларов.
- алкогольные напитки объемом до 5 литров (свыше 5 — нельзя вообще);
- неделимые предметы весом от 35 кг;
- унаследованное имущество;
- ценности культурного значения;
- государственные награды;
- оружие и составляющие патронов;
- медицинские наркотические средства, входящие в список запрещенных;
- устройства, работающие на высоких частотах, радиоэлектроника.
На некоторые из этих вещей еще и налагается пошлина: например, на товар, стоимостью свыше 10 тысяч евро или весом более 50 кг — за них придется уплатить пошлину в 30% от таможенной стоимости.
Алкоголь тоже оплачивается. К примеру, прикупив в Мексике несколько бутылок хорошей текилы для себя и родных, вам придется оплатить по 10 евро за каждый литр, превышающий допустимый объем в 3 литра.
Как подготовиться к прохождению таможни
Досмотр в аэропорту
Таможенный контроль не требует от пассажиров особенной подготовки, однако есть несколько пунктов, которые помогут быстрее и легче пройти его. В перечень входят:
- подсчитать сумму вывозимых наличных;
- точно знать, какие из провозимых предметов нужно задекларировать;
- выяснить, какой перечень документов будет необходим при прохождении контроля;
- если есть возможность, то заранее сделать электронный бланк;
- узнать, какие вещи нужно и не нужно декларировать в стране прибытия.
После таможенной зоны направляйтесь к стойкам регистрации. Когда будет подходить ваша очередь, приготовьте паспорта и билеты.
У стойки регистрации вы ставите на транспортер багаж. Его взвешивают. Вы можете попросить при регистрации предпочтительные для вас места. У окна, или у прохода. Не стесняйтесь, вашу просьбу обязательно исполнят, если еще остались нужные места. Если Вы не хотите оказаться на неудобных местах в хвосте самолета, Вам следует пройти регистрацию пораньше. Вам выдают после регистрации назад ваши паспорта, билет с оторванным первым листком, и наклеенными багажными квитанциями.
Если у вас электронные билеты, то багажную квитанцию могут наклеить на распечатку билета, могут наклеить на посадочный талон и даже на паспорт.
Внимание! Обязательно проверяйте наличие багажных квитанций на билете, их число должно соответствовать числу мест вашего багажа.
Кроме того вы получаете посадочный талон. Обратите внимание на время начала посадки на рейс (boarding time) и на номер ворот (gate) через которые вы будете покидать аэропорт.
Сближение транзитных систем ЕС и ЕврАзЭс
Главы таможенных служб Европейского региона Всемирной таможенной организации (ВТамО) договорились создать рабочую группу для изучения вопросов по сближению транзитных систем ЕС и ЕврАзЭс, сообщил первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Руслан Давыдов. Он в качестве действующего председателя Совета ВТамО принимал участие в конференции Европейского региона ВТамО, которая проходила в Вене с 19 по 21 апреля.
«Мы говорим, что у нас есть транзитная система Евразийского союза (ЕврАзЭс — прим. корр.) и Европейского союза. Они совместимы, но у них есть различия. Мы договорились о том, что создадим рабочую экспертную группу, которая подробно изучит особенности каждой из систем и на следующей ежегодной конференции обсудим результаты работы экспертной группы, чтобы перейти к практическим вопросам сближения и взаимодействия двух систем», — рассказал Давыдов.
Центральной темой конференции стало обсуждение вопросов транзита в Европейском регионе ВТамО. В него входят страны Европейского союза, Евразийского экономического союза, СНГ и другие. Всего 51 страна и Европейская комиссия.
«Россия выдвинула идею о возможном сопряжении транзитных систем ЕС и Евразийского союза. У ЕС сегодня есть новая компьютеризированная транзитная система (NTCS), к которой страны могут присоединиться или же стать наблюдателями. Но мы считаем, что это неполноценная конструкция для транзита в рамках Европейского региона ВТамО, транзитные маршруты которого так или иначе проходят через Россию, Казахстан, страны Средней Азии», — добавил собеседник агентства.
После таможенной зоны направляйтесь к стойкам регистрации. Когда будет подходить ваша очередь, приготовьте паспорта и билеты.
У стойки регистрации вы ставите на транспортер багаж. Его взвешивают. Вы можете попросить при регистрации предпочтительные для вас места. У окна, или у прохода. Не стесняйтесь, вашу просьбу обязательно исполнят, если еще остались нужные места. Если Вы не хотите оказаться на неудобных местах в хвосте самолета, Вам следует пройти регистрацию пораньше. Вам выдают после регистрации назад ваши паспорта, билет с оторванным первым листком, и наклеенными багажными квитанциями.
Если у вас электронные билеты, то багажную квитанцию могут наклеить на распечатку билета, могут наклеить на посадочный талон и даже на паспорт.
Внимание! Обязательно проверяйте наличие багажных квитанций на билете, их число должно соответствовать числу мест вашего багажа.
Кроме того вы получаете посадочный талон. Обратите внимание на время начала посадки на рейс (boarding time) и на номер ворот (gate) через которые вы будете покидать аэропорт.
Нормативное регулирование и суть
Работу системы двойного коридора с ее принципами в процессе проведения декларирования багажа регулирует Таможенный кодекс Таможенного Союза, а именно, статья 357. Первый пункт имеет четкое обозначение возможностей применения данной системы при ввозе или вывозе гражданином из Таможенного Союза личных товаров.
Второй пункт статьи имеет полную информацию о фактическом применении этой системы. Осуществление может быть проведено с разрешения физическим лицом. Требования, которые нужны, чтобы обустроить систему двойного коридора, имеются в решении Комиссии. Таможенную операцию касательно применения зеленой или красной зоны проводят после подачи письменного заявления гражданина. Устно подать разрешение нельзя.
В Приказе ФТС России № 579 написано количество адресов ввоза и вывоза, где возможно применение системы двойного коридора.
Критерии участия в программе
Система разработана для добросовестных импортеров и экспортеров, которые причислены к категории с низким уровнем риска нарушения правил «Зеленого сектора». Принять участие в программе могут предприятия, использующие ввозимые товары в производственном процессе. Формирование перечня юридических лиц для «Зеленого сектора» ФТС осуществляется по двум схемам:
- отраслевая – актуальна для крупных предприятий, работающих в различных областях промышленности (например, автомобилестроении), инвесторов импортеров со значительным оборотом товаров;
- субъективно ориентированная – используется для всех компаний, соответствующих актуальным таможенным требованиям.
Тонкости «зеленого коридора». Их важно знать, чтобы не оставить «добро» на таможне
Тема, которая касается всех, кто ездит за границу. Правила, знание которых позволит туристам избежать неприятностей на таможне, разъяснили в Москве.
Репортаж Антона Чечулинского.
В аэропортах хоть и много народа, мало кто подходит к информационным стендам. Вот и правила ввоза и вывоза знает далеко не каждый.
Игорь Алимов, заведующий отделом восточной и юго-восточной Азии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН: «Вещей-то было не так много. В основном книги. Решили, что книги тоже нужно обложить налогом. Но, слава богу, посмотрев в компьютере, поняли, что мы входим в конвенцию, согласно которой книги налогом не облагаются. А все остальное обложили рублей на тысячи три».
У Инны Фрыгиной дочь учится в Финляндии. Несколько раз в месяц мать ездит в гости. Говорит, что иногда на таможне доходит до абсурда.
Алексей Бартель: «Я купил себе новый шлем. Везу его с собой. Скорее всего, поскольку я еду не первый раз в этом месяце, меня заставят его декларировать. Сейчас посмотрим».
В этот раз повезло. На вещи внимательно никто не смотрит.
У юристов другое мнение: «Чтобы недоразумений на таможне стало меньше должны стать конкретнее сами правила».
Впрочем, с этим согласны далеко не все. В таможне говорят, что если собрались за границу за покупками, то не поленитесь лишний раз проверить, когда вы там были последний раз.
Система двойного коридора на таможне
Использование системы двойного коридора регламентировано ст. 257 ТК ЕАЭС. Нормами данной статьи установлены правила выбора зелёного или красного коридора для ввоза или вывоза товаров.
Любые предметы, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, в том числе и пассажирами в личных целях для подлежат таможенному контролю.
Контролю подлежат любые вещи физического лица, вне зависимости от выбранного коридора для пересечения границы. Разница между коридорами не в наличии или отсутствии таможенного контроля, а в наличии или отсутствии необходимости декларирования товаров.
Разница между зелёным и красным коридором заключается именно в наличии обязанности по декларированию товаров, а не отсутствии контроля со стороны таможни для зелёного коридора.
Отсутствие понимания этой разницы – одна из причин, по которой к юристам нашей компании обращаются за помощью клиенты, привлекаемые к административной ответственности за недекларирование товаров. Важно понимать, что инспектор в любом случае вправе остановить лицо, проходящее по зелёному коридору для проведения таможенного контроля его товаров и вещей.
Системой двойного коридора оборудованы практически все международные аэропорты, большинство автомобильных и морских пунктов пропуска, однако в некоторых КПП такая система может не применяться. Требования к оборудованию системы двойного коридора в пунктах пропуска установлены Решением Комиссии ТС №259 от 20.05.2010 года. Обязательным элементом системы является наличие информационной зоны со стендами, содержащими подробные сведения о порядке использования зелёного или красного коридора. Информационная зона должна быть расположена перед пространством с коридорами. Расставленные в ней стенды должны содержать выдержки из таможенного законодательства и пояснения, разъясняющие порядок перемещения товаров и личных вещей, выбор коридора, ответственности на нарушение таможенных правил, бланки пассажирской таможенной декларации (ПТД) с образцом заполнения и проч. Указатели, надписи и идентифицирующие символы в зоне выполняются на государственном языке страны, часто дублируются на английском языке и могут также быть переведены на иные языки, использование которых, по мнению регионального таможенного органа, целесообразно в конкретном пункте пропуска.
Количество непосредственно коридоров – проходов для пересечения границы – может отличаться. Таможенный орган вправе на своё усмотрение определять количество проходов каждого типа в зависимости от средней загрузки пункта пропуска и сопутствующих ограничений. Главное, чтобы на пункте был хотя бы один красный и хотя бы один зелёный коридор. В крупных аэропортах часто расположены 1-2 прохода для красного коридора и больше 10 для зелёного.
Итак, что же нужно знать при выборе красного или зелёного коридора, то есть способа пересечения границы?
Что такое участник ВЭД «зеленого сектора», «зеленого коридора» или «низкого уровня риска».
Канули в лету те времена, когда инспектор таможни принимал самостоятельное решение о необходимости проведения форм фактического контроля, указывал на необходимость размещения товара на склад временного хранения, принимал решение о выпуске в течение 10 рабочих дней независимо от категории товара, их количества и заявленного таможенного режима (таможенной процедуры). И уж тем более должностным лицом таможенного органа не учитывался факт подачи декларации конкретным субъектом — участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД), будь то индивидуальный предприниматель, государственное унитарное предприятие или научно исследовательский институт.
На современном развитии таможенной службы субъективный подход совершения таможенных операций при проведении таможенного контроля изменен и приведен в соответствие международным нормам, и основан на применении системы управления рисками (СУР). Основными принципами СУР является выборочность таможенного контроля и так называемая субъектно-ориентированная модель СУР, основанная на распределении участниками ВЭД по трем категориям уровня риска – высокий, средний и низкий.
Иными словами, инспектор таможни теперь не ломает голову в отношении каких товаров ему назначить таможенный досмотр или какой товар и на какую сумму необходимо скорректировать в рамках контроля таможенной стоимости. Весь анализ за него проводит компьютер, а точнее специально разработанное программное средство, в основу которого и положен анализ конкретного участника ВЭД, а именно его деятельность в течение двух лет, причем не только в области таможенного законодательства, но и в сфере налогового права и других сфер деятельности.
По результатам оценки программное средство и производит категорирование участников ВЭД на три категории, при этом анализу подвергается не только сама деятельность участника ВЭД, но и категория товаров, декларирование которых он осуществляет.
Какой коридор выбрать для пересечения границы
При выезде (пересечении границы) в Европу, а также при перемещении по Европе и по Балканским странам на легковом автомобиле, при пересечении границ всегда необходимо выбирать коридор обозначенный табличкой «для легковых автомобилей» и надписью «АLL PASSPORTS».
При возвращении домой из Европы (при пересечении границы РФ или РБ), следует выбирать коридор помеченный «Для граждан РФ и РБ» (при его наличии, конечно), а коридор «All passports» — оставить гражданам третьих стран (европейцам).
Далее, если предусмотрено таможенное деление коридоров по цветам (на «красный» и «зеленый»), то следует выбирать цвет коридора в зависимости от перемещаемых через границу товаров.
Если через границу перемещаются товары подлежащие обязательному декларированию, или если вы хотите задекларировать добровольно какие-либо из товаров перемещаемых через границу, то выбирается «красный коридор».
Для справки: обратного хода по коридору нет (ни по красному, ни по зеленому). Передумать (выбрать другой коридор для прохождения таможни), можно лишь только до момента входа (въезда) в него.
После того, как вы пересекли линию входа в коридор (для автомобилей — это стоп-линия перед въездом на площадку контроля), считается (со всеми вытекающими последствиями), что вы заявили этим действием о наличии или отсутствии тех или иных товаров.
Что подлежит декларации?
Определить, через какой вам нужно будет проходить коридор в аэропорту, можно еще дома, пакуя багаж.
Если у вас имеются:
- дорогостоящие личные вещи на сумму более 10 тысяч евро;
- личные вещи весом более 50 кг;
- ценные бумаги и банковские чеки;
- финансовые средства на сумму, превышающую 10 000 долларов.
- алкогольные напитки объемом до 5 литров (свыше 5 — нельзя вообще);
- неделимые предметы весом от 35 кг;
- унаследованное имущество;
- ценности культурного значения;
- государственные награды;
- оружие и составляющие патронов;
- медицинские наркотические средства, входящие в список запрещенных;
- устройства, работающие на высоких частотах, радиоэлектроника.
На некоторые из этих вещей еще и налагается пошлина: например, на товар, стоимостью свыше 10 тысяч евро или весом более 50 кг — за них придется уплатить пошлину в 30% от таможенной стоимости.