Организация учета в медицинских учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация учета в медицинских учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 18 Инструкции N 747 отпуск лекарственных средств материально ответственным лицам отделений (кабинетов) медицинского учреждения производится заведующим аптекой или его заместителем по Требованию-накладной (ф. 0315006 ), утвержденному руководителем учреждения или лицом, на то уполномоченным. Материально ответственные лица отделений (кабинетов) расписываются в этом требовании-накладной при получении лекарственных средств из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель — при их выдаче.

Выбытие лекарственных средств в отделения медучреждения

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а и включена в Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утв. Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее — Приказ Минфина России N 173н).

Требования-накладные выписываются в двух экземплярах чернилами или шариковой ручкой: первый экземпляр остается в аптеке, второй — передается материально ответственному лицу отделения (кабинета) при отпуске ему лекарственных средств.

В требованиях-накладных обязательно указываются полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество. В тех случаях, когда в них не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать в обоих экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления. Исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону увеличения категорически запрещается.

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, должны выписываться из аптеки на отдельных накладных (требованиях) со штампом, печатью учреждения и утверждаться руководителем учреждения. В них следует указать номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарственные средства.

Учет медикаментов в аптеке учреждения

Обеспечение лечебного учреждения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными является основной задачей аптеки медицинского учреждения. Учету лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, посвящен разд. 2 Инструкции N 747.

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя (п. 9 Инструкции N 747). С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 8 Инструкции N 747).

В аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений подлежат предметно-количественному учету следующие материальные ценности:

— ядовитые лекарственные средства;

— наркотические лекарственные средства;

— этиловый спирт;

— новые препараты для клинических испытаний;

— дефицитные и дорогостоящие медикаменты и перевязочные средства по утвержденному списку;

— тара порожняя и занятая лекарственными средствами.

Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Медикаменты отпускаются из аптеки на основании требования-накладной (ф. 0315006) и текущей потребности в количестве:

— ядовитые — пятидневной нормы;

— наркотические — трехдневной нормы;

— все остальные — десятидневной нормы.

В соответствии с п. 20 Инструкции N 747 заведующий аптекой или уполномоченное лицо производит таксировку каждого требования-накладной. Это делается для определения общей стоимости отпущенных медикаментов. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747).

Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

Обменная (возвратная) тара по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а денежные средства, возвращенные учреждению, относятся на восстановление кассовых расходов.

Испорченные медикаменты и лекарства с истекшим сроком годности запрещено продавать, и они должны быть уничтожены. На это указал в Письме от 30 декабря 2005 г. N 01И-838/05 Росздравнадзор. Порядок уничтожения лекарственных средств определен Приказом Минздрава России от 15 декабря 2002 г. N 382 «Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств». Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Особенности уничтожения лекарственных средств определены в данной Инструкции (п. 8).

При уничтожении лекарственных средств комиссия составляет акт, в котором указываются:

— дата, место уничтожения;

— место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

— основание для уничтожения;

— сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

— наименование производителя лекарственного средства;

— наименование владельца или собственника лекарственного средства;

— способ уничтожения.

Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства. Также составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (форма 11-МЗ) по группам лекарственных средств.

Учет лекарств, приобретаемых в целях социальной поддержки граждан

Во время работы организаций, в особенности здравоохранения, нередко можно заметить пренебрежение управленческим учётом. Юридически каждая организация обязана вести финансовый учет, однако, не каждый руководитель считает нужным выделять понятие учёта управленческого. Зачастую финансовый учет делает упор на налоговую часть, вместе со статьями о расходах, что можно назвать информацией объективной. Управленческий учёт полагается на субъективность мышления работников, что в коллективном масштабе позволит выявить полную картину работы организации.

Основные правила управленческого учёта утверждаются руководителем непосредственно для ведущих отчётность. Во власти также корректировать, утверждать и дорабатывать эти правила с частотой, угодной руководителю, для развития бизнеса. Начинать введение подобного рода учёта необходимо как только организация выходит из постоянного присмотра владельцем. При ограниченных ресурсах и небольшой организации данная деятельность нужна вдвойне, поскольку важен каждый недосмотр и каждая потеря, которую просто нельзя записать в статью бухгалтерского отчёта.

Для построения системы отчётности важно понимать структуру своей организации. Каждый руководитель ещё до введения системы должен проанализировать свой бизнес и индивидуализировать свою систему. В первую очередь отчёт должен отвечать требованиям руководителя и отвечать на поставленные вопросы. Первый из них касается возможного увеличения прибыли. В медицинских учреждениях затрат не избежать, но вот их количество возможно регулировать. В отчётности ставят ударение такие подпункты:

  • основные затраты ресурсов;
  • неизбежные расходы;
  • открытая возможность сэкономить (траты сверх меры).

Основная задача управленческого учёта – вывести организацию на самообеспечение. Таким образом, средства на расходы поступают напрямую из доходов, а не кармана руководителя. В идеальной ситуации из доходности часть поступает на дальнейшее развитие, а ещё часть оседает у самого владельца. Только финансовым учётом сбалансировать организацию практически невозможно. Управленческий отчет показывает состояние бизнеса в конкретный промежуток времени, с полным указанием обстоятельств и контекста, что не всегда возможно с помощью языка бухгалтерии.

В результате, отчет сотрудников может иметь такую структуру:

  • отчёт о доходах и расходах;
  • отчёт о балансе активов (движение к той самой задаче);
  • отчёт об изменении денежных потоков (в конкретный период времени).

Финансовый учет в медицинских учреждениях строго регламентируется. Единственное отличие государственного финансирования от частного в том, что в первом случае определенные услуги обязуются быть бесплатными. Частные же медицинские учреждения предусматривают получение прибыли. Законом разрешено учредить коммерческую организацию с условием получения лицензии в соответствии с законом №129-ф3 от 8 августа 2001 года, вследствие чего можно создать пункт экстренной помощи, оздоровительный центр либо амбулаторию или стационар.

Большая часть учёта касается стоимости материалов, лекарств и медикаментов. В балансе указаны сотни различных наименований оборудования и расходных средств, часть которых регулярно меняется в зависимости от стоимости и новых разработок и веяний. Для обобщения информации о материалах предназначен счёт 10 «Материалы».

До открытия будущего предприятия необходимо составить учётную политику — локальный документ, в котором указаны все стандарты проведения работ с последующим утверждением руководством компании. Впоследствии позволительно вносить изменения и дополнения, однако основа должна быть сформирована. В нее входят:

  1. порядок начисления амортизации;
  2. порядок приобретения расходных материалов;
  3. оценка материалов и предлагаемых услуг;
  4. порядок списания медикаментов и оборудования;
  5. сроки погашения задолженностей;
  6. способ разграничения прибыли.

При организации бухгалтерского учёта коммерческие организации придерживаются рабочего плана счетов, созданного и утвердженного Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н. Структура расходов предполагается такой:

  • заработные платы работников;
  • стоимость лекарственных средств;
  • цены медицинского оборудования;
  • кассовые операции;
  • налоговые обязательства перед бюджетом.

Статью налогов медицинских учреждений принято разделять, поскольку, как указано в ст. 149 НК РФ, некоторые услуги не облагаются НДС. При наличии освобождения от этого вида, такие услуги выводятся в отдельный список учёта.

При ведении учёта расходных материалов необходимо учитывать их предназначение. Некоторые будут в кабинеты, остальные же непрерывно перемещаться по всей организации. Бухгалтерия при этом основывается на нормах ПБУ 10/99 — регламенте упрощения процесса списания и признания расходов для медикаментов и материалов.

Доходы указываются в учёте только по факту оказания медицинской услуги. Для отчётности этого используется счёт 90, с аккумуляцией выручки и окончательной суммы прибыли.

Техника и медицинское оборудование подпадают под состав основных средств при составлении отчётности, включая в себя оборудование, инструментарий и прочие активы. Они также подлежат амортизации, как указано в списке выше, стандартом, избранным индивидуально руководством организации, по нормам ПБУ 6/01. Для удобства каждой единице присваивается номер для подальшей инвентаризации. При учёте принято учитывать такие пункты:

  1. основная информация (название, модель);
  2. технические данные (документация, сертификат, удостоверение качества, паспорт, руководство);
  3. характеристики (поверки);
  4. информация о проведении ремонта, обновления, технического обслуживания.
Читайте также:  Наказание за езду без прав после лишения

Ведение медицинской отчётности — это обязательное требование для ведения бизнеса. И хотя первостепенная задача коммерческой организации это получение прибыли, это не отменяет, а даже произрастает значимость грамотной отчётности.

И управленческий, и бухгалтерский учёт в равной степени важны для успешного развития организации. Законом указано вести лишь финансовый отчёт, но пренебрежение управленческим может привести к краху бизнеса, так как язык бухгалтерии не всегда может обеспечить полную картину происходящего, особенно когда дело касается спасения человеческой жизни.

В коммерческих организациях здравоохранения основные принципы ведения документации устанавливают руководители, которые могут как ужесточить, так и облегчить ведение. Основная задача — баланс между соблюдением законов и демократизацией предприятия.

Для управленческой отчётности не обязательно наличие стандарта до открытия организации. Ее важность произрастает с ростом бизнеса и количества работников. Основные характеристики: субъективность, анализ и ответы на вопросы руководства в ограниченные сроки (чаще всего месяц). Финансовая отчётность определяется ещё до открытия организации и строго регламентируется законами. Медицинские препараты и их количество также строго курируются МВД РФ.

Успех бизнеса гарантирует лишь наличие полного баланса между отчётностью и реальной ситуацией в организации. Прежде, чем начать работу над бизнес-планом о создании организации здравоохранения, необходимо учесть все детали законодательства страны, что касаются ведения бизнеса, а также по возможности найм специалиста хотя бы для создания учётной политики, которая создаст условия для работы организации и будущих работников.

Конкретный перечень лекарств, который необходимо контролировать, закреплен Минздравом России еще в июле 2014 года.

Несмотря на регулярное обновление различных правил и введения инициатив, основной механизм по обращению подобных групп товаров радикально не меняется уже много лет. Давно установлено, что требуется внимательно и ответственно подходить к пересчету, контролю нахождения этих веществ на полках и реализации клиентам из фирм. То же касается больниц и предприятий.

Стоит отметить, что даже если журналы будут вестись в электронном виде, раз в месяц их придется печатать и шнуровать. Расход фиксируется также и в бумажном виде.

Чтобы сформировать перечень лекарств, которые должны отпускаться по строгой отчетности, Минздрав использовал порядок включения веществ, которые следует учитывать, а также тех, что находятся под особым контролем. Под пристальное внимание попали не только психотропы, но и их прекурсоры, даже те, в которых подобные включения были в минимальном объеме.

Важно следить за наименованиями, в составе которых можно обнаружить хотя бы небольшие дозы наркотических, ядовитых и психотропных соединений. Всего в нем 3 части, рассмотрим их подробнее.

Сюда входят различные лекарства, подлежащие предметно-количественному учету — моно и комбинированные. Основное условие их появления в перечне кроется в законах. Если по законодательству этот препарат считается наркотиком, психотропом или изомером, то их передвижения необходимо отслеживать.

В постановлении Правительства №644 и 419 подробно расписаны все формы отчетов, журналов и порядок их заполнения. Также перечислены указания, на которых можно предоставлять отчетность проверяющим органам.

Важно вести регистрацию всех операций, которые связаны с оборотом наркотикосодержащей продукции. Все производится на отдельных листах и раздельно по названиям, файлы могут быть бумажными или в электронном виде. Каждая подобная книга обязательно сшита, нумерована и прошнурована, а также на ней есть подпись директора и печать юрлица.

Все записи выполняются ответственным лицом с подходящим образованием и допуском к документации. Писать следует шариковой ручкой на основании бумаг, которые подтверждают или обосновывают происходящее.

Периодичность ведения не может быть реже 1 раза в сутки, при этом устанавливается чаще в зависимости от внутреннего распорядка юридического лица. В отношении прекурсоров — все записывается сразу после каждой операции в соответствии с хронологией.

Все сохранившиеся документы и копии заверяются руководителем, а затем подшиваются в отдельную папку. Полностью заполненные, они хранятся вместе с ЖР в течение 10 лет в архиве.

Сюда относятся фармацевтические субстанции и монопрепараты, которые причисляются к сильнодействующим и ядовитым независимо от их концентрации в конечном продукте.

Стоит отметить, что в список лекарственных препаратов (ЛВ) на ПКУ товары с наименованиями «пчелиный яд» или «тестостерон» для наружного применения более не входят.

Это сильнодействующие изделия с международным непатентованным названием «сибутрамин». Вопросы вызывает «Редуксин», так как это комбинированный товар, но в составе — сильные вещества.

Чтобы попасть в раздел 2, необходимо сочетаться с:

  • фармакологически неактивными компонентами;
  • активными составляющими, относящимися к отдельным позициям.

Операции по каждому обязательно регистрируют на развернутом листе или в специальном журнале на бумаге или в электронном виде. Этот документ заводится на календарный год и закрывается, даже если не был заполнен до конца в декабре. Обязательно нумеруется и шнуруется, скрепляется подписями руководства и печатью компании. Расходы подводятся ежедневно, в последний день каждого месяца сверяются остатки в документации и по факту в организации. Соответствующие строки тоже отражаются.

Здесь отражены комбинированные продукты с малым количеством наркотических составляющих, психотропов и их производных, а также с активными фармакологическими веществами.

Это препараты на предметно-количественном учете, которые можно отпускать из аптеки только по рецептам, предварительно проверив их на подлинность и на соответствие форме 148-1/у-88.

В 3 часть входит такой список лекарств на ПКУ:

  • кодеиносодержащие;
  • псевдоэфедриносодержащие;
  • декстрометорфаносодержащие;
  • фенилпропаноламиновые;
  • фенобарбиталовые.

Но стоит отметить, что на строгом контроле не содержатся и к этому правилу не относятся — Нурофен, Гриппекс, Грипэнд, Каффетин Колд и подобные.

Выпуск от 20 февраля 2015 года


В медицине организации и ведению учета уделяется особое внимание. Это обусловлено объективной необходимостью. Некорректный учет чреват серьезным искажением данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, отсутствием возможности подтвердить законность поступления медикаментов и оборудования. Указанные нарушения – достаточный повод для отзыва лицензии на оказание медицинских услуг.

Организация учета в медицинском центре мало чем отличается от таковой в любой другой компании, работающей в сфере услуг. Сначала формируется учетная политика. Она определяет направление ведения учета, позволяет выбрать оптимальный способ применения законодательных норм.

Учетная политика формируется непосредственно при создании медицинской компании. Она утверждается приказом руководителя. В учетной политике закрепляются правила ведения бухучета, в отношении которых отсутствует жесткий законодательный регламент.

Разработан и сформирован документ может быть главным бухгалтером медицинского центра, специалистами профильного аутсорсера.


Переходя от теории учета к практике, следует отметить важность правильного оформления поступления, расходования, списания лекарственных препаратов, нелекарственных средств, расходных материалов. Согласно нормам действующего законодательства, их учет осуществляется в составе материально-производственных запасов. Учитываются лекарственные средства, расходники по стоимости затрат на их приобретение. Для отражения материально-производственных запасов используется счет 10. При постановке расходников и препаратов на учет следует обязательно проверять наличие и качество подтверждающей первички (накладных от поставщиков).

Списание материально-производственных запасов в производство может осуществляться разными методами. Использовать следует тот, который закреплен в учетной политике. Наиболее распространенным является способ ФИФО. Он предусматривает списание в порядке очередности. При использовании метода учета по стоимости единицы списание осуществляется по единице товара вне зависимости от других поступлений. Такой метод рекомендован при наличии активов, учитывать которые необходимо в особом порядке. Учитывать материально-производственные запасы можно и по средней стоимости. В этом случае списание в производство предусматривает расчетное определение стоимости с учетом складских остатков. Данный метод используется редко. Оптимальным он будет в случае необходимости исключения учета в разрезе партий препаратов или расходников.

Отдельно хотелось бы отметить списание просрочки. Здесь не обойтись без постоянного мониторинга сроков годности препаратов и расходных материалов. Просроченные группы препаратов списываются путем оформления соответствующего акта. Отражение списания в учете осуществляется по стандартным правилам. Списанные препараты могут быть утилизированы либо возвращены поставщику.


Бухучет в медицинском центре предусматривает постоянный контроль наличия и количества медпрепаратов, расходных материалов. Причем это касается как обычных групп материально-производственных запасов, так и препаратов особого назначения.

В целях обеспечения контроля проводятся плановые инвентаризации. Порядок их проведения является стандартным. Он регламентируется ФЗ №3 (08.01.1998). Если речь идет о контроле наличия препаратов особого назначения (психотропных, наркотических веществ), регламент предусматривает:

  • Обязательное ежемесячное проведение инвентаризационных мероприятий.

  • Уведомление органов МВД при обнаружении недостач.

  • Ограниченный допуск лиц к проведению инвентаризации.

  • Регистрацию сведений об инвентаризации в специальном журнале.


Говоря об учете в медцентре, нельзя упустить тему налогообложения. Организациям медицинского профиля вменены стандартные обязательства налогоплательщиков. Их объем определяется актуальным режимом налогообложения. Работать медучреждения могут на упрощенке или ОСН.

Режим налогообложения определяет сложность и объемы налогового учета. На ОСН, например, придется отдельно учитывать, рассчитывать платежи по налогам на прибыль, имущество и на добавленную стоимость. Отчитывать, соответственно, тоже придется по каждому из указанных налогов. На УСН исчисляется, уплачивается единый налог. Метод его расчета определяется при переходе на данный режим налогообложения. Сдавать в ИФНС, соответственно, необходимо общую декларацию.

Отдельной темой является зарплатный налоговый учет в медцентре. Вне зависимости от применяемого режима, компания, будучи налоговым агентом, обязана исчислять, удерживать, уплачивать в бюджет НДФЛ. Также в статью расходов следует добавить обязательные страховые взносы. И отчетность по зарплатным налогам, взносам тоже никто не отменял.

Основным нормативным актом в сфере обращения лекарственных средств является Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В дополнение к нему в 2010 г. был принят целый ряд подзаконных правовых актов, которые регулируют отдельные операции, связанные с движением лекарственных средств в Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:

  1. Постановления Правительства РФ:
  • от 29.09.2010 N 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» — применяется с 16.10.2010;
  • от 29.10.2010 N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» — применяется с 11.11.2010;
  • от 03.09.2010 N 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств» (далее — Правила уничтожения лекарственных средств) — применяется с 18.09.2010;
  1. Приказы Минздравсоцразвития России:
  • от 26.08.2010 N 735н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации» — применяется с 17.10.2010;
  • от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» — применяется с 22.02.2011;
  • от 15.09.2010 N 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» — применяется с 24.10.2010.

Все перечисленные нормативные документы являются обязательными для применения всеми субъектами обращения лекарственных средств. Однако актов, которые касаются непосредственно учета лекарственных средств, не так уж много.

В целях обеспечения усиления контроля за сохранностью и рациональным расходованием медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения разработана Инструкция N 747 .

Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на двух детей

Для отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений Минфином разработаны:

  • Инструкция по применению Единого плана счетов (далее — Инструкция N 157н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (далее — Инструкция N 162н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее — Инструкция N 174н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (далее — Инструкция N 183н).

Утверждена Приказом от 01.12.2010 N 157н.
Утверждена Приказом от 06.12.2010 N 162н.
Утверждена Приказом от 16.12.2010 N 174н.
Утверждена Приказом от 23.12.2010 N 183н.

Ниже рассмотрим порядок отражения операций по поступлению и выбытию лекарственных средств, воспользовавшись вышеперечисленными нормативными актами в сфере учета.

В соответствии с п. 18 Инструкции N 747 отпуск лекарственных средств материально ответственным лицам отделений (кабинетов) медицинского учреждения производится заведующим аптекой или его заместителем по Требованию-накладной (ф. 0315006 ), утвержденному руководителем учреждения или лицом, на то уполномоченным. Материально ответственные лица отделений (кабинетов) расписываются в этом требовании-накладной при получении лекарственных средств из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель — при их выдаче.

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а и включена в Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утв. Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее — Приказ Минфина России N 173н).

Требования-накладные выписываются в двух экземплярах чернилами или шариковой ручкой: первый экземпляр остается в аптеке, второй — передается материально ответственному лицу отделения (кабинета) при отпуске ему лекарственных средств.

В требованиях-накладных обязательно указываются полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество. В тех случаях, когда в них не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать в обоих экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления. Исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону увеличения категорически запрещается.

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, должны выписываться из аптеки на отдельных накладных (требованиях) со штампом, печатью учреждения и утверждаться руководителем учреждения. В них следует указать номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарственные средства.

Лекарственные средства со счетов бухгалтерского учета списываются по Акту на списание материальных запасов (ф. 0504230 ).

Форма утверждена Приказом Минфина России N 173н.

Испорченные лекарственные средства или средства с истекшим сроком годности подлежат уничтожению. В этом случае в акте на списание указываются:

  • дата, место уничтожения;
  • место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;
  • основание для уничтожения;
  • сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;
  • наименование производителя лекарственного средства;
  • наименование владельца или собственника лекарственного средства;
  • способ уничтожения (согласно Правилам уничтожения лекарственных средств).

Один экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения, а другие — остаются у заведующего складом.

Ядовитые и наркотические лекарственные средства уничтожаются в порядке, установленном следующими Приказами Минздрава России:

  • от 12.11.1997 N 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ»;
  • от 28.03.2003 N 127 «Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным».

Поступление по договору купли-продажи Если организация получила товар по договору купли-продажи, то фактическая себестоимость товара складывается из суммы, уплаченной продавцу, и расходов, связанных с приобретением (доставка, комиссионные вознаграждения посредникам и т. п.). Такие правила установлены пунктом 6 ПБУ 5/01. Обычно право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент его приемки-передачи.

Инфо

В этот момент в бухучете отразите поступление товаров проводкой: Дебет 41 (15) Кредит 60 (76…)– поступили товары по возмездным договорам. Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов (счета 60, 76).

Ситуация: может ли торговая организация включить в стоимость приобретаемых товаров расходы на их расфасовку и предпродажную подготовку? Может.

В медучреждении, которое имеет в своем составе аптеку, ведется суммовой учет медикаментов и перевязочных средств, а количественный учет ведется в аптеке. С каждым сотрудником аптечного подразделения должен быть заключен договор о полной материальной ответственности (основание: постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»).

Ответственный сотрудник аптеки должен отражать полную и достоверную информацию о поступивших объектах — их наименование, количество, стоимость и т. д. Указанная норма закреплена в пункте 14 Инструкции № 747 и подтверждена Минфином России в пункте 1 письма № 02-07-10/17036.

При этом всегда подлежат предметно-количественному учету этиловый спирт, наркотические и психотропные лекарственные средства, сильнодействующие и ядовитые препараты, а также ряд других медикаментов, входящих в перечень, утвержденный Приказом № 183н. Также предметно-количественному учету подлежит особо ценное движимое имущество (материальные запасы) стоимостью свыше 200 тыс. рублей.

В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с условиями хранения, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации на лекарственные средства, с учетом их физико-химических и опасных свойств, фармакологического и токсикологического действия, вида лекарственной формы лекарственного препарата и способа его применения, агрегатного состояния лекарственного средства.

При использовании компьютерных технологий допускается размещение лекарственных средств по алфавитному принципу, по кодам. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Также необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, а при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств. Об этом сказано в приказе Министерства здравоохранения России от 29 октября 2015 г. № 771 «Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей» ОФС.1.1.0010.15 и приказе Министерства здравоохранения и социального развития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Отделениям (кабинетам) медикаменты и перевязочные средства отпускаются из аптеки в размере текущей потребности, а именно десятидневной нормы (п. 19 Инструкции № 747).

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры отпускаются в отделения согласно абзацу 3 пункта 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Таким образом, особенности организации учета медикаментов устанавливаются локальными актами учреждения, например, в рамках сформированной учетной политики.

Отпуск медикаментов и медицинских расходных материалов в отделения производится на основании Требования-накладной (ф. 0504204) старшей медицинской сестре, которая является материально ответственным лицом. Она передает необходимое количество медикаментов на пост на основании листков назначения (постовые медицинские сестры несут коллективную материальную ответственность). Списание израсходованных медикаментов производится постовой медицинской сестрой в конце смены.

Аналогичное списание происходит в процедурных кабинетах, в лаборатории и т. д.

По окончании месяца старшая медицинская сестра формирует отчет о движении медикаментов и медицинских расходных материалов, который сдает в бухгалтерию датой, указанной в графике документооборота.

Аптечки экстренной помощи списываются сразу при выдаче их на пост.

Бухгалтером на основании отчета о движении медикаментов составляется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Основные аспекты учета медикаментов

Учет медицинских средств в лечебных учреждениях, действующих на средства бюджета, ведется согласно инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747. Этот документ действует и на сегодняшний момент. В соответствии с этой инструкцией учитываются лекарства, вакцины, минеральные воды для лечения, материалы, произведенные из лекарственных растений, перевязочные материалы, тара и соответствующие вспомогательные активы.

Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара. Особые указания по работе с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими средствами и по их учету изложены в приказе Минздрава от 03.07.1968 № 523. В учреждении должны быть назначены сотрудники, которые будут отвечать материально за сохранность препаратов. Кроме этого, руководители лично отвечают за правильное хранение, обоснованное использование и учет лекарств.

Единица учета медицинских материалов.

По общим правилам единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 8 СГС «Запасы»).

Как указано в Методических рекомендациях, выбор единицы учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования. Чиновники считают, что номенклатурную единицу целесообразно применять в качестве единицы учета в случае необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих различные артикулы, торговые марки, размеры, сорт. Они рекомендуют учитывать лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, по номенклатурным единицам. В частности, к ним относятся препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества.

Специфика учета при изготовлении лекарств по рецепту в аптеке

Процесс создания лекарства в аптеке включает в себя:

ВАЖНО! Возможен вариант, когда лекарство создается из компонентов, предоставленных заказчиком (полностью либо частично).

Подобное распределение этапов неслучайно. Каждый из них должен найти свое отражение в бухгалтерских регистрах. Так, для этапа создания лекарства ведется один регистрационный журнал, а для этапа фасовки — другой.

Основной причиной такого деления является влияние этапов на налоговый учет по НДС:

Таким образом, при изготовлении лекарств в аптеке должен быть обеспечен раздельный учет по торговле готовыми препаратами и по созданию в самой аптеке препаратов по рецепту. Кроме того, для целей налогового учета в бухучете должны идентифицироваться:

Учет лекарственных препаратов и медизделий в медсанчасти

В учреждениях, не имеющих собственной аптеки, обеспечение медикаментами происходит из хозрасчетной аптеки. Хозрасчетная аптека работает как коммерческая организация и в основном служит рядовым покупателям, но также может обслуживать небольшие лечебные учреждения и медпункты. Медикаменты выдаются в количестве, необходимом для удовлетворения текущих нужд учреждения; лимиты оговорены инструкцией. Получение лекарств происходит строго по доверенности. В таблице ниже указаны используемые документы для оформления движения медикаментов.

Хозяйственная операция

Документ

Регистры учета

Особенности оформления

Медикаменты поступают сразу в отделение

1. Накладная (требование).

2. Счет от поставщика с приложенными накладными за какой-либо оговоренный период

Накладная (требование) оформляется в 4 экземплярах, отдельно для каждого вида средств по каждому отделению. Работник бухгалтерии списывает израсходованные медикаменты на основании счета

Поступление особых лекарственных средств

Накладная

Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 2-МЗ)

Оформляется 5 накладных для особых лекарств отдельно для каждой группы по каждому отделению

Читайте также:  Справка для расчета больничного листа с предыдущего места работы

Бухгалтерский учет медикаментов в бюджетных организациях регулируется единым планом счетов и инструкцией к нему, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, а также частным планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для их учета предусмотрен счет 010500000 «Материальные запасы», субсчет 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Подробнее про рабочий план счетов бюджетного учета рассказывает эта статья.

Бухучет в медцентре: от учетной политики до бухгалтерской практики

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Учет — это процесс определения, оценки количества и структурирования экономической информации, цель которого передать обеспечение информацией отдел управления. Учет называют языком бизнеса, поскольку ни одна организация не достигнет успеха без подробного подсчёта расходов, разделения, доходов и производства. Учётная информация организаций здравоохранения распределяется таким образом:

  1. оперативная;
  2. управленческая;
  3. финансовая;
  4. инвестиционная;
  5. налоговая.

В медицине выделяют два основных вида учёта. За сбор и обработку данных о задолженностях, обязательствах и доходах отвечает система бухгалтерского учёта. В её объектах значатся не только все имущество, но и любые обязанности и операции, проводимые под эгидой организации. Бухгалтерский учёт также называют финансовым, поскольку он отвечает за реальную ситуацию и картину рентабельности предприятия.

За информацию о толковании прогресса работы организации отвечает управленческий учёт. Его задача — предоставить руководителям организации здравоохранения толковый анализ произошедшего за определенный период времени для принятия краткосрочных решений относительно будущего организации и реформ. Основным отличием от финансового учёта является анализ. Если бухгалтерский учёт подсчитывает каждый минус и плюс ради оценки деятельности, то управленческий в согласованной форме отчитывается о происходящем в организации для оценки качества работы вышестоящим.

Учет затрат на медкабинет и аптечку

Расходы на создание медкабинета и комплектацию аптечки фирма вправе включить в расчет базы по налогу на прибыль. При этом Минфин России устанавливает некоторые ограничения.

Некоторые компании организуют медицинские кабинеты для оказания персоналу экстренной помощи, а также для проведения регулярных медосмотров сотрудников, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах (к которым, в частности, относят и работу за компьютером) (ст. 212, 213 ТК РФ, Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118). Фирмы, которые не имеют возможности оборудовать полноценный медицинский кабинет, комплектуют аптечки. Ведь работодатели обязаны обеспечить нормальные условия труда (ст. 163 ТК РФ). Для персонала необходимо организовать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание (ст. 223 ТК РФ), к которому относят и создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета расходов на формирование медкабинетов и комплектование аптечек.

Выбор счета учета медицинских материалов.

В целях обеспечения безопасных условий труда организация приобрела для офиса аптечку первой медицинской помощи, укомплектованную в соответствии с установленным перечнем, стоимостью 35 руб. (без НДС).

Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, катетеры и другие расходные материалы. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки. Соответствующие бухгалтерские записи и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице 2 (для наглядности в таблице не приведены бухгалтерские записи по перечислению поставщику и зачету аванса).

Стоматологическая поликлиника, являющаяся автономным учреждением, приобрела у поставщика (иной нефинансовой организации) лекарственные препараты на сумму 60 500 руб. и шприцы на сумму 40 000 руб. за счет средств ОМС (КВФО 7).

Конкретный перечень лекарств, который необходимо контролировать, закреплен Минздравом России еще в июле 2014 года.

Организацией у сторонней организации были приобретены, оплачены и переданы в места использования медицинские аптечки стоимостью 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.). Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

Следуя логике Методических рекомендаций по применению стандарта «Запасы», для отражения операций по целевому (функциональному) назначению расчеты с поставщиками лекарств необходимо отражать не на счете 302 34 «Расчеты по приобретению материальных запасов», а на счете 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме».

Организацией у сторонней организации были приобретены, оплачены и переданы в места использования медицинские аптечки стоимостью 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.). Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

Следуя логике Методических рекомендаций по применению стандарта «Запасы», для отражения операций по целевому (функциональному) назначению расчеты с поставщиками лекарств необходимо отражать не на счете 302 34 «Расчеты по приобретению материальных запасов», а на счете 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме».

Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения.

Произошла ошибка при отправке письма

Так, в частности, оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи, предусмотрено п. 26 Типового перечня.

С 1 января 2019 года статья 340 КОСГУ детализирована подстатьями, в частности, подстатьей 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях», т.е. приобретение одноразовых шприцев, катетеров и т.д. нужно отражать по этому коду.

Важно вести регистрацию всех операций, которые связаны с оборотом наркотикосодержащей продукции. Все производится на отдельных листах и раздельно по названиям, файлы могут быть бумажными или в электронном виде. Каждая подобная книга обязательно сшита, нумерована и прошнурована, а также на ней есть подпись директора и печать юрлица.

Также важной процедурой внутреннего контроля медикаментов является ежегодная инвентаризация. Особые лекарственные средства пересчитываются каждый месяц. Глава учреждения обязан лично контролировать результаты инвентаризации.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, повлиял на отражение в учете компенсационных выплат в натуральной форме.

По нашему мнению, приобретенные полностью укомплектованные аптечки (без разбивки по составляющим) можно отнести к отдельным предметам в составе средств в обороте и отразить на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости.

Они рекомендуют учитывать лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, по номенклатурным единицам.

Все записи выполняются ответственным лицом с подходящим образованием и допуском к документации. Писать следует шариковой ручкой на основании бумаг, которые подтверждают или обосновывают происходящее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *