Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор материальной ответственности водителя за автомобиль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Определяем все случаи материальной ответственности
Независимо от того, является ли работник материально ответственным лицом или нет, независимо от размера ущерба он будет нести материальную ответственность только в случаях, когда:
- работнику ценности передавались и он их получал;
- факт утраты ценностей установлен в предусмотренном законом порядке;
- в ходе расследования установлено наличие вины работника в утрате материальных ценностей (ст. 233 и 248 ТК РФ);
- не имеется обстоятельств, названных в ст. 239 ТК РФ, как исключающих материальную ответственность работника. К таким обстоятельствам относятся: непреодолимая сила, нормальный хозяйственный риск, крайняя необходимость или необходимая оборона, неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику;
- работодатель принял решение о взыскании с работника ущерба. Факт наступления у предприятия материального ущерба вовсе не означает автоматически следующего за этим взыскания для работника. Ведь ст. 240 ТК РФ предусмотрено право работодателя отказаться от взыскания ущерба с работника;
- не истек срок исковой давности по взысканиям. Закон ограничил право работодателя на взыскание небольшими сроками: для взыскания суммы в размере, не превышающем среднего заработка по распоряжению работодателя, – один месяц (ст. 248 ТК РФ); для взыскания в судебном порядке – один год со дня обнаружения ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Материальная ответственность водителя
Формирование соглашения о финансовой ответственности в отношении водителя, который исполняет свои трудовые обязательства при использовании авто фирмы, является незаконным. Это также касается ситуаций, когда данный гражданин занимает должность водителя-экспедитора.
В ситуации, когда во время исполнения возложенных на лицо обязанностей машина получает повреждения, применить к человеку полную материальную ответственность не получится. Данное правило относится не только к тем, кто занимает должность водителя, но и водителя-экспедитора. Прописаны такие положения в апелляционном определении Ростовского областного суда от 2015 года по делу № 33-6963/2015.
Причина невозможности установления таких мер кроется в том, что ответственность действует только в отношении тех объектов, которые вверены гражданину. К такому имуществу не может относиться средство передвижения, при использовании которого лицо исполняет свои обязанности на работе.
Также основанием для невозможности привлечения к такой ответственности выступает отсутствие должности в списке, закрепленном Правительством РФ. Стоит отметить, что в ситуациях, описанных в трудовом законодательстве, к данному сотруднику могут применяться меры полной материальной ответственности.
С кем заключают договоры о полной материальной ответственности
Должны выполняться три условия:
- Человеку есть 18 лет;
- Он непосредственно работает с деньгами и товарами. Непосредственно — значит, берёт в руки деньги, стоит за прилавком с товарами или развозит заказы.
- Должность или выполняемая работа есть в перечне в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Поэтому важно правильно называть должность в штатном расписании и трудовом договоре.
Популярные должности из перечня:
- кассир;
- администратор в торговле, общепите, гостиницах;
- продавец;
- товаровед;
- мастер строительных и монтажных работ;
- заведующий складом;
- кладовщик;
- экспедитор.
Популярные работы:
- приём платежей;
- отпуск товаров и услуг;
- отпуск материальных ценностей со склада;
- доставка грузов.
Если в перечне нет подходящей должности или работы, оформлять полную ответственность нельзя. Например, охранников Минтруд не упоминает. Договор с ними не имеет юридической силы.
Как оформить договор о полной материальной ответственности
Договоры о материальной ответственности бывают индивидуальные и коллективные (бригадные).
Коллективные — когда люди работают вместе и невозможно понять, с кого спрашивать. Например, на складе работает три человека. Предприниматель проводил ежемесячную инвентаризацию и обнаружил, что 5 коробок с туфлями пропали. Каждый сотрудник заплатит треть.
По коллективному договору действует презумпция виновности. По умолчанию работник виноват, но он может доказать обратное — ст. 245 ТК РФ. Например, он не заходил на склад целый месяц, а при прошлой инвентаризации туфли были на месте. Тогда взыскивать деньги не за что.
Как ввести коллективную ответственность:
- Издать приказ.
- Попросить сотрудников подписать договор.
- Назначить руководителя «бригады».
Полная материальная ответственность: определение понятия
Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Для этого потребуется заключить договор о полной материальной ответственности с водителем.
Однако чтобы взыскать с работника полную стоимость причиненного ущерба, законом предусмотрены случаи, когда договор о полной материальной ответственности водителя не потребуется. Под законом подразумевается статья 243 ТК РФ. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:
- совершение преступления. Конечно, факт требуется подтвердить судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате причинен ущерб, платить придется;
- умысел. Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, заключен ли с ним договор о материальной ответственности водителя. Возместить потери он обязан в полном объеме. Да, неважно, был ли человек пьяный или трезвый — предел ответственности одинаковый;
- разглашение тайны.
Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба, даже когда сотрудник не исполнял обязанности.
Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.
Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.
В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:
- выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
- отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.
Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб
Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.
Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:
- сотруднику есть 18 лет;
- трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
- должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).
Стоит ли заключать договор полной материальной ответственности водителя за автомобиль?
Согласно ст. 241 ТК РФ сумма, которую трудящийся может выплатить своему нанимателю, не может быть больше его среднемесячного дохода (за исключением случаев, когда он привлекается к полной материальной ответственности). Договор же полной материальной ответственности (т. е. такой, при которой у трудящегося возникает обязанность компенсации понесенных работодателем убытков в размере 100%), согласно ст. 243 ТК РФ, может быть заключен лишь с заместителем директора компании, главным бухгалтером, а также с некоторыми другими сотрудниками — перечень таких профессий установлен на федеральном уровне постановлением Минтруда РФ «Об утверждении перечней…» от 31.12.2002 № 85.
Из положений данного документа следует, что такое соглашение может быть подписано с лицом, ответственным за транспортировку ценных предметов (например, инкассатором или экспедитором по перевозке, в том числе почтовых отправлений и багажа). При этом очевидно, что сам автомобиль к транспортируемым ценностям не относится. Это значит, что возлагать на водителя полную ответственность за автомобиль, на котором он осуществляет перевозки, работодатель не вправе.
Также случаи, в которых на работника возлагается обязанность по выплате компенсации в полном объеме (в частности, к ним относится причинение ущерба на основании умысла или в состоянии наркотического, алкогольного или иного опьянения), описаны в пп. 1–8 ст. 243 ТК РФ. Однако в рассмотренных там ситуациях не требуется заключение договора о полной материальной ответственности, так как она наступает в силу закона.
***
Итак, так как должность водителя не входит в перечень профессий, с которыми работодатель вправе заключать договор о полной материальной ответственности, взыскать ущерб за поврежденный или уничтоженный им автомобиль в размере 100% не получится (перечень исключений из этого правила устанавливает Трудовой кодекс). В связи с этим заключать договор о материальной ответственности с водителем не имеет смысла, поскольку такая ответственность наступает в силу закона, а не договора.
Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления (п. 5 ст. 243 ТК РФ) – например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, – поясняет адвокат Александр Павлов, – факт совершения преступления может быть установлен только судом.
Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться — подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».
Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, — напоминает г-н Павлов, — в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя трудовым договором».
Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать упущенную выгоду. Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода — бесполезно: компенсировать ее не удастся.
Марина Скудутис
и
Анна Мишина
, для журнала «Расчет»
Правильный договор
Договор — обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор». Узнайте больше >>
В частности, Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности (далее – «Перечень»).
Данный перечень не содержит такой должности как «водитель». Вместе с тем, перечень содержит не только указание на должность, но и на трудовую функцию, выполняемую работником. Такая трудовая функция может быть указана как в самом трудовом договоре, так и в должностной инструкции работника.
Работодатель не вправе заключать письменные договоры о материальной ответственности, если должность работника или конкретная поручаемая ему работа не предусмотрена указанным Перечнем (ст. 244 ТК РФ, письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
С кем заключать: границы ответственности
Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.
Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спасти образец договора о материальной ответственности водителя 2020 года.
Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.
Водитель обязан быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.
ВАЖНО!
Водитель-экспедитор или инкассатор несут ответственность по договору только за сохранность груза и перевозимых ценностей, но никак не за сам автомобиль.
Оформление взыскания материального ущерба при ДТП с работника
Для того чтобы определить кто виновен в нанесении ущерба, нужно осуществить несколько действий.
Представим эту процедуру как пошаговую инструкцию:
Шаг 1. На этом этапе определяем, был ли нанесен материальный ущерб. Затем, если он был нанесен, устанавливаем его размер (предварительно). Далее – предполагаемого виновника, который нанес организации ущерб, устанавливаем степень его вины.
Обычно такие служебные расследования начинаются с докладной записки. Составляет ее либо руководитель виновника (непосредственный), либо сотрудник, материально ответственный за поврежденное, утраченное имущество, иные материальные ценности (если, конечно, он вреда не наносил).
Шаг 2. После того, как, предварительно, установлен ущерб, а так же лицо, предположительно его нанесшее, назначается комиссия, которая и будет проводить служебную проверку, расследование. В нее включают бухгалтера, который ведет пострадавшее имущество, оценщика. Им может быть сотрудник, способный оценить понесенный ущерб или приглашенный эксперт, если своего оценщика нет.
Можно поступить следующим образом: комиссия делает запрос независимому эксперту, получив от него результаты, включает их в отчет, который составляется по окончанию проверки. Комиссия обязана точно установить потери: что испорчено, повреждено, что пропало, величину ущерба (в денежном выражении).
Шаг 3. С виновника запрашиваются объяснения по факту происшедшего (письменно). Можно сделать запись объяснения с его слов и дать виновнику с ними ознакомиться. В данном случае с него должны потребовать скрепить записанные с его слов объяснения своей подписью. Эти действия ни чем не отличаются от действий, проводимых при расследовании дисциплинарного проступка.
Шаг 4. После того, как будут изучены все документы, определяется степень виновности лица, нанесшего ущерб, устанавливается возможность взыскания с него компенсации за ущерб, понесенный организацией. Отметим, что взыскать убытки можно не всегда. Но об этом мы поговорим позднее.