Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности работников и работодателей в сфере охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статьи 22 и 212 ТК содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда, которые являются базой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.
Требования трудового законодательства
Ознакомьтесь с базовым перечнем требований трудового законодательства
Работодатель обязан обеспечить соблюдение государственных нормативных требований по охране труда
Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в порядке, установленном законодательством
Работодатель обязан обеспечить выполнение требований законодательства по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников
Работодатель обязан обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в случаях, порядке и по нормам, установленным законодательством;
— отстранить от работы (не допускать к работе) работника,
не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях.
Работодатель, осуществляющий производственную деятельность, обязан создавать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда в случае, когда численность работников организации превышает 50 человек.
Организация охраны труда
Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.
Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.
Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.
Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.
Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.
Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.
Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.
Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.
В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Риск присущ всякому труду. Поэтому в Правилах отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, предусмотрено 32 класса, характеризующих степень риска работ в различных отраслях. К первому классу отнесена издательская деятельность, а к 32-му — угольная промышленность. Страховые тарифы по классам профессионального риска установлены от 0,2% до 8,5% выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.
Но независимо от класса риска расследуются все несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.
В ходе расследования необходимо прежде всего установить такое юридически значимое обстоятельство, как исполнение пострадавшим трудовых обязанностей или выполнение им какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Дополнительными квалифицирующими признаками ст. 227 ТК называет:
а) перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету;
б) перечень повреждений здоровья, полученных этими лицами;
в) обстоятельства, при которых данные повреждения здоровья квалифицируются для пострадавших как несчастные случаи на производстве.
Перечень лиц включает четыре основные категории пострадавших. К первой категории относятся работники, выполняющие работу по трудовому договору, в том числе временные и сезонные работники, совместители и надомники. При этом не имеет значения, оформлен трудовой договор надлежащим образом или нет. Вторая категория — это студенты и учащиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику в организациях, а также другие лица, проходящие профобучение или переобучение в соответствии с ученическим договором. Третья категория — лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией как уголовно-исправительного учреждения, так и иных организаций.
Четвертая категория включает других лиц, принимающих участие с ведома работодателя в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя без заключения трудового договора.
Перечень повреждений здоровья, полученных пострадавшими и подлежащих расследованию, изложен в ч. 3 ст. 227 ТК. Это следующие увечья или иные телесные повреждения (травмы): тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; иные повреждения здоровья, обусловленные однократным воздействием на пострадавшего внешних факторов.
Ответственность работодателя за невыполнение
Если наниматель нарушил установленные требования и обязанности в сфере ОТ, ТК РФ в ст. 419 устанавливает возможность привлечения его (в зависимости от тяжести нарушения) к следующим видам ответственности:
- Дисциплинарная:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
- Материальная (включает возмещение работодателем убытков, понесенных сотрудником, и выплату компенсации, глава 37 ТК РФ).
- Гражданско-правовая (включает возмещение имущественного и морального вреда пострадавшему сотруднику, установлена главой 59 ГК РФ).
- Административная (включает штрафы в размере до 200 000 рублей, приостановление деятельности на период до 3 месяцев, ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Таким образом, круг обязанностей руководителя по охране работников в организации обширный, а их невыполнение влечет за собой наложение серьезных санкций.
Ответственность за неисполнение норм и правил ОТ
Законодательством предусмотрены несколько видов ответственности за нарушение техники и правил безопасности при осуществлении трудовой деятельности. Эти меры могут назначаться как представителями работодателя, но в ограниченном количестве, так и государственными надзорными органами:
- дисциплинарная ответственность назначается за совершение персоналом проступков в части неисполнения норм труда, однако не повлекших за собой каких-либо губительных последствий. Единственная мера, которая может быть назначена непосредственным руководством предприятия;
- административная ответственность в виде штрафов назначается государственными надзорными органами за совершение проступков в части нарушения федерального законодательства и порядка работы отрасли;
- гражданско-правовая наступает в отношении сотрудников, которые в результате нарушения допустили причинение вреда здоровью граждан или персонала, а также повреждение производственных линий или конструкций предприятия. Назначается судебными органами при расследовании;
- уголовная как самый тяжкий вид ответственности назначается правоохранительными органами в результате следственных мероприятий. Такой вид наказания наступает в результате совершения умышленного или неумышленного деяния, предусмотренного уголовным кодексом, которое повлекло за собой значительные разрушения, а также большой вред здоровью и жизни граждан.
Статья 18. Обязанности работника в области безопасности и охраны труда Работник обязан:
1) соблюдать требования норм, правил и инструкций по безопасности и охране труда, а также требования работодателя по безопасному ведению работ на производстве;
2) использовать по назначению спецодежду, индивидуальные и коллективные средства защиты;
3) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
4) проходить обязательные предварительные, периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и предсменное медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо при появлении признаков профессионального заболевания за счет средств работодателя.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Общий перечень обязанностей персонала
Регламентация правил и нюансов организации на предприятиях охраны труда относится к 10-му разделу Трудового кодекса РФ. Под решением вопросов в этой сфере понимают реализацию комплекса мер, направленных на устранение вредных факторов на рабочих местах и предотвращение возникновения случаев нанесения ущерба здоровью членов рабочего коллектива.
Систему организации труда для безопасности рабочего процесса составляют:
- государственный надзор и законодательное регулирование;
- обязательства работодателей;
- непременные обязанности работников по соблюдению требований охраны труда.
Члены рабочего коллектива любого предприятия должны строго придерживаться инструкций по безопасности деятельности и выполнять весь комплекс мер, касающихся вопросов охраны труда (ст. 21 ТК РФ). Подробный список требований к действиям персонала в отношении безопасности его деятельности приведен в ТК РФ.
Перечислим, что входит в обязанности работника в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ):
- выполнять все указания специалиста по охране труда и предписания службы, отвечающей за безопасность работы;
- научиться правильно пользоваться защитными средствами;
- обладать навыками оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях;
- интересоваться и изучать новые методики работы, которые могут повысить уровень безопасности на рабочем месте;
- ключевые обязанности работника по охране труда – прохождение разных видов инструктажей по основам охраны труда с установленной периодичностью;
- при наличии указания работодателя участвовать в стажировках;
- проходить итоговую аттестацию для проверки знаний основ охраны труда;
- регулярно осматривать свое рабочее место для выявления потенциально опасных объектов и содержать свой участок помещения в чистоте.
Трудовым законодательством установлены права и обязанности работника по охране труда. В их число также входит оперативное доведение до ответственных лиц и работодателя сведений о происшествиях или возможных угрозах для персонала. А при ухудшении своего самочувствия сотрудник должен сразу уведомить начальника.
Спектр обязанностей инженеров по охране труда
Перечень функций, которые должны реализовывать инженер по охране труда, содержит постановление Министерства труда России от 08 февраля 2000 года № 14 . Среди них:
- наладить работу системы по обеспечению безопасности труда и выполнению норм охраны труда на предприятии;
- проводить контрольные мероприятия на предмет соблюдения участниками рабочего процесса требований охраны труда;
- проводить обучающие семинары и инструктажи с персоналом;
- принимать активное участие в следственных действиях при изучении обстоятельств и причин несчастных случаев на рабочих местах;
- при появлении на производстве случаев травматизма в составе комиссии изучать предпосылки случившегося и формировать план мероприятий по устранению потенциально опасных факторов;
- заполнять и комплектовать набор документации, необходимой для оформления и дальнейшей выплаты страховых компенсационных выплат пострадавшим работникам;
- разрабатывать отдельные разделы коллективного договора.
Этот специалист несет также ответственность за правильное и своевременное заполнение книг и журналов по охране труда.
Слайд 12
12) рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; 13) создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных законодательством РФ и коллективным договором формах; 14) осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ; 15) исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Охрана труда и здоровья граждан в настоящее время в Российской Федерации возведена в ранг приоритетного направления социальной политики российского государства. Конституция РФ (ст.7) установила, что в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей. Устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Право на охрану здоровья является широким понятием по охвату субъектов (распространяется на всех граждан), по оценке факторов воздействия на здоровье (от любых видов неблагоприятного воздействия – и на окружающую среду, и на население, факторов как природного, так и техногенного характера), по задачам регулирования (меры должны обеспечивать и сохранение здоровья, и его укрепление, т. е. развитие).
Охрана труда обеспечивает защиту работника от неблагоприятного воздействия производственной среды. Такая защита осуществляется от ограниченного круга вполне определенных производственных факторов. Производственные факторы классифицированы государственными стандартами безопасности труда и включают: физические, химические, биологические и психофизические факторы. Воздействие каждого из них может привести к постоянно развивающемуся заболеванию работника (вредный фактор) или при определенных уровнях воздействия к мгновенной утрате трудоспособности или даже к смерти (опасный фактор). Градация производственных факторов на вредные и опасные в значительной степени определила подходы, принятые в нормативных актах по охране труда при формулировании требований по выбору защитных мероприятий.
Наемный работник на производстве нуждается прежде всего в защите от чрезмерных трудовых нагрузок, от игнорирования либо недостаточного учета работодателем различных негативных производственных факторов, от пренебрежения различиями в индивидуальных качествах. Работник нуждается в защите и от опасностей получения травм либо заболеваний вследствие взаимодействия с современными сложными средствами производства и иными факторами производственной среды.