Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Как оспорить результат камеральной проверки

В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.

Документ, послуживший основанием для подачи возражений Кто подаёт возражения Срок подачи возражений
акт налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях лицо, совершившее налоговое правонарушение в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Как оспорить акт камеральной проверки

Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.

После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.

ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование. Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.

Последствия камеральной проверки

По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.

Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.

После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.

При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.

Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки

Как известно, налоговикам отведено 10 дней на подготовку акта КП при выявлении нарушений. Такой срок исчисляется с момента завершения проверки.

Никаких последствий для налоговиков пропуск такого срока не повлечет. Судебные органы не признают такое нарушение грубым и отказывают в признании решений по актам, оформленным с нарушением п.1 ст.100 НК РФ, недействительными.

Так, Третьим ААС по одному из налоговых споров был обнаружен факт просрочки составления акта по результатам КП на 19 месяцев. Однако судьи пришли к заключению, что этот срок просто организационный, по этой причине его игнорирование не становится серьезным поводом к отмене решения налоговиков по такому акту камеральной проверки (Постановление № А33-7641/2010 от 31 августа 2011 г.).

По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.

Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.

В частности, инспектор может:

  • Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
  • Осмотреть имущество только с вашего согласия;
  • Проводить экспертную оценку;
  • Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.

В каком случае составляется акт камеральной проверки?

Налоговый инспектор обязан проверять каждый документ, предоставленный налогоплательщиком, на соответствие нормам действующего налогового законодательства. Обычно о начале проверки он не предупреждает предпринимателя, поскольку его присутствие не требуется. Работа ведется лишь с отчетностью: декларация, бух. учет и ряд других важных бумаг.

Если всё в порядке, проверка завершается, и налогоплательщика об этом также не оповещают. Если есть недочеты, проверяемому лицу предлагают их исправить: предоставить объяснения или уточненную декларацию. Как только все нюансы будут улажены, проверка завершается, но в этом случае закон требует от инспектора составления акта камеральной налоговой проверки. Как его правильно составить, рассмотрим далее.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Классическая камеральная проверка — это процедура, которую проходит каждый налогоплательщик, подающий декларацию или иную отчетность.

Более подробная камеральная проверка будет в случаях, когда требуется возмещение НДС, имеются расхождения в данных или обнаружены пробелы в начислении налогов.

Главными причинами для организации выездных проверок являются:

  • Предприятие имеет наиболее низкую налоговую нагрузку, чем аналогичные компании;
  • Регулярные убытки организации, т.к. любой бизнес создается в целях получения прибыли;
  • Большой налоговый вычет;
  • Доходы и расходы индивидуального предпринимателя равны;
  • Низкая заработная плата сотрудников предприятия, на основании средней в этой сфере;
  • Многократная смена местонахождения плательщика налогов;
  • Регулярное сотрудничество с перекупщиками при отсутствии весомых экономических причин.

Нарушения по камеральным проверкам

Как мы уже ранее говорили, при обнаружении нарушений в рамках камеральной проверки, налоговый инспектор вправе требовать пояснений и исправлений ошибок.

Пояснения подаются письменно в свободной форме или в виде уточненной декларации. Срок подачи пояснений равен 5 рабочим дням.

Уточненные декларации подаются в форме идентичной изначальной декларации.

В ситуации, когда налогоплательщик сам обнаружил ошибку, он может подать уточненную декларацию не дожидаясь требования от налоговой службы.

Если в результате составления уточненной декларации сумма налога увеличилась, недоимку необходимо оплатить до ее подачи в ИФНС.

Какие данные могут быть истребованы в ходе камеральной проверки

В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов.

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования.

Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика.

Читайте также:  Гараж в Собственности а Земля в Аренде Стоит ли Покупать Гараж

Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.

Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки.

Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога:

— уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

— срок проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В течение трех месяцев инспекторы проверяют:

  • полноту и своевременность предоставления отчетности;
  • правильность оформления отчетности;
  • правильность исчисления налоговой базы;
  • обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;
  • арифметическую правильность расчетов сумм налога.

Как проходит проведение камеральной проверки

Начинается процесс с того, что налогоплательщик приносит в инспекцию декларационный бланк с внесенными внутрь сведениями, а также сопутствующие ему документы, являющиеся подтверждением указанной внутри декларации информации.

Вы передаете бумаги на проверку, и они поступают в программную обработку. Компьютер сканирует документы для осуществления автоматического отслеживания некоторых контрольных соотношений. Переданная отчетность сверяется со многими иными данными прошлых периодов, например с тем, как происходило движение денежных средств на счете расчетного характера налогоплательщика и тому подобное. Также внимательно изучаются показатели по иным налоговым отчислениям.

Если никаких несовпадений, ошибок и неточностей не было обнаружено, налогоплательщик, не сведущий в налоговом законодательстве, вполне возможно даже не узнает, что искомая проверка имела место быть, так как предоставление уведомлений о ее запуске не входит в обязанности инспекторов налоговой службы.

Во время осуществления процесса по сверке данных, могут быть обнаружены нарушения следующих основных категорий.

  1. Ошибочные сведения, указанные внутри отчетности по налоговым сборам.
  2. Возникновение противоречий между информацией в декларационном бланке и другими, сопутствующими ей, документами.
  3. Возникновение несоответствий между информацией, представленной на проверку плательщиком и сведениями, полученными из иных источников специалистами службы, например, от кредитных организаций или контрагентов.

Если у специалистов возникает подозрение, что предоставившее на проверку документы лицо является нарушителем, его обязательно уведомят и выдвинут требование по исправлению ошибок или уточнению каких-либо сведений. На эту процедуру налогоплательщик получает пять рабочих дней.

Что может быть основанием для камеральной проверки?

В первую очередь «камералят» в обязательном порядке сданные в налоговую декларации, расчеты и отчеты. Проверяют вне зависимости от того, получается ли по сданному документу возврат (зачет) или нет. То есть, основанием для камералки является сданный в ИФНС отчет.

Обратите внимание! В число проверяемых отчетов входит и единая упрощенная декларация (ЕУД).

Если в ходе камеральной проверки будет установлено, что, вопреки условиям для сдачи ЕУД, у плательщика были в периоде объекты налогообложения, то плательщик обязан подать соответствующие декларации и расчеты вместо ЕУД.

Такие декларации и расчеты считаются уточненными и подлежат новой камеральной проверке, по общим правилам.

Иногда налоговики имеют право провести проверку и тогда, когда отчет не сдан. В качестве примера можно привести характерную ситуацию, когда физлицо «забыло» отчитаться по 3-НДФЛ о продаже или получении в дар дорогостоящего имущества. Узнав об этом по своим каналам, инспектор ИФНС вправе инициировать камеральную проверку по своим данным и оформить акт по незадекларированным доходам. В этом случае основанием для проверки как раз и будет являться факт получения налоговой информации, которую налогоплательщик не предоставил с декларацией.

Еще одним основанием для проверки сведений, указанных в представленной отчетности, может служить заявление плательщика на возврат (зачет) суммы, которую по его данным должен ему бюджет.

Если по уже сданному отчету была предоставлена уточненка, то подача уточненки — это тоже основание для начала новой камеральной проверки. При этом проверяться будет вновь поданная уточненка, а камералка по исходному документу будет прекращена.

Кроме того, налоговики могут по своей инициативе проверять финансовый результат инвестиционного товарищества. Делают это по месту учета управляющего товарища, отвечающего за налоги.

Может ли быть повторная камералка?

Иногда налогоплательщики получают от налогового органа два акта по одному и тому же отчету. Причем, обычно, сумма выявленных нарушений и штрафов по второму акту больше.

Такие действия налоговиков не правомерны. Статьей 88 НК РФ не предусмотрена возможность проводить повторную налоговую проверку. Ограничение действует и в том случае, если первую камералку проводил один налоговый орган, а вторую – другой.

Читайте также:  Скоро наступит точка невозврата для пенсионных фондов

Решение, вынесенное налоговой по результатам не первой камералки, подлежит отмене. Сделать это можно, в том числе, через суд.

Правило о невозможности повторной камеральной проверки работает и в том случае, если плательщик сам просит ее провести. Например, получив отказ в возврате НДС, плательщик может попробовать перевестись в другую ИФНС и там снова инициировать камеральную проверку на возврат налога по той же декларации. Новая ИФНС имеет полное право отказать в таком действии на том основании, что по одному отчетному документу может быть только одна камеральная проверка.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной проверки регламентируется в статье 88 НК РФ.

Камеральная проверка начинается с того момента, когда налогоплательщик предоставил в налоговую службу отчетность или расчет. На проведение проверки специального разрешения от руководства налоговой службы не требуется и от налогоплательщика тоже.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Рассмотрим подробный порядок в виде таблицы:

Действия налогового инспектора Описание
Проверка отчетности или расчета Если во время камеральной проверки специалисты налоговой службы выявили ошибки в составлении отчетности, неточности, расхождения, не соответствие сведений, тогда налогоплательщику сообщают об этом с требованием предоставить пояснение или внести корректировку в налоговую декларацию.
Требование предоставить необходимые документы от налогоплательщика После предоставления требуемых документов налогоплательщиком, специалист налоговой службы, который проводил камеральную проверку, обязан их рассмотреть.
Рассмотрения предоставленных документов налогоплательщиком После рассмотрения предоставленных документов налоговый инспектор устанавливает факт совершения налогового правонарушения или другого нарушения в налоговом законодательстве. Должностные лица налоговой службы обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренным НК РФ
Акр проверки Если во время проверки налоговой декларации не было выявлено правонарушений в налоговом законодательстве тогда акт проверки не составляется. В этом случае налогоплательщик даже не знает, что проводилась камеральная проверка.
Предоставление документов налогоплательщиком на налоговые льготы Если при подаче налоговой декларации налогоплательщик, указал на какие-то льготы или возмещение НДС, тогда налоговый инспектор проводит углубленную камеральную проверку и он в праве потребовать от налогоплательщика подтверждающие документы на получение налоговых льгот.

Контроль за своевременным представлением документов

Определения налоговой декларации и налоговых расчетов приведены в п. 1 ст. 80 НК РФ. Порядок представления деклараций и расчетов по конкретным налогам установлен в соответствующих разделах НК РФ. Направлению в инспекцию также подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (в течение 3 месяцев после окончания отчетного года).

Как отмечено в п. 4 ст. 80 НК РФ, налоговый орган не вправе отказать в принятии представленной по установленной форме декларации (расчета) в случаях, не предусмотренных НК РФ (например, когда нарушен установленный способ представления документов). Инспектор по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) обязан проставить на копии декларации отметку о принятии и дату ее получения (в отношении бумажного носителя) либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме (при отправке через Интернет). Датой представления документов, направленных почтой или через Интернет, признается дата отправки.

По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством срока представления деклараций формируется список нарушителей, который не позднее следующего дня передается в отдел камеральных проверок.

В течение 5 рабочих дней после получения списков подготавливаются решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в банках, а также переводов электронных денежных средств.

Принятие решений о приостановлении операций по счетам и переводов электронных денежных средств допускается, если с установленного НК РФ срока представления деклараций прошло более 10 дней.

Решение о приостановлении операций принимается в отношении всех известных налоговому органу счетов и электронных средств платежа налогоплательщика, в том числе тех, которые открыты (право пользования которыми предоставлено) обособленным подразделениям организаций. Документ направляется в банк и одновременно его копия на бумажном носителе передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

Когда требование из ФНС можно проигнорировать?

Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:

  • инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
  • отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
  • содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
  • направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *