Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа утилизации автомобилей в 2023 году, как способ приобрести новую машину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Можно ли участвовать в госпрограмме утилизации автомобилей в 2023 году?
Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2023 году. Бюджет, выделенный на 2023 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.
Одной из причин продления программы утилизации автомобилей стало то, что рынок отечественного автомобилестроения не перестает испытывать трудности с реализацией своей продукции. Низкая покупательская способность граждан, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей оказывают значительное давление на отечественные предприятия. Для стабилизации ситуации необходима поддержка правительства.
Несмотря на положительную динамику спроса на автомобили, произведенные на территории РФ, главная цель разработки и продления программы утилизации в 2023 году – это поддержка граждан в их желании по приобретению нового транспортного средства. В 2023 году автовладельцы имеют возможность получить компенсацию до 350-ти тысяч рублей.
Необходимые документы
Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2023 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:
- Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
- Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
- Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
- Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).
Утилизационный сбор: кто уплачивает?
Что же это такое, утилизационный сбор? Согласно пункту 1 ст. 24-1 закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» каждый приобретатель автомобиля должен заплатить этот сбор, который в дальнейшем будет потрачен на утилизацию машины в соответствии с правилами экологической безопасности.
Сбор на утилизацию платится при ввозе машины из-за границы. Если машина произведена в России, то уплата остается на совести производителя, взнос за транспортные средства, произведенные в других странах, оплачивает тот, кто ввозит автомобиль на территорию РФ. Взимается утилизационный сбор на автомобили лишь единожды.
Не нужно платить утилизационный сбор, если:
- машина старше 30-ти лет, используется в некоммерческих целях, оригинальные рама, кузов и двигатель в сохранности;
- автомобиль в собственности диппредставительства, консульства, международной компании, либо сотрудника какого-либо из данных учреждений, членов его семьи.
Можно ли восстановить машину из утиля и как поставить на учет?
Многие задаются вопросом, можно ли поставить на учет утилизированный автомобиль? Существует способ, как восстановить утилизированный автомобиль, который по документам был списан, и снова произвести постановку на учет автомобиля в ГИБДД. Исключение составляют те машины, за которые их владельцы получили денежную компенсацию по государственной программе утилизации.
Если же авто было утилизировано без покупки нового, то процедура обратима:
- нужно найти бывшего хозяина автомобиля, который указан в техпаспорте, и уговорить его, как восстановить авто в базе ГИБДД, так и переоформить на нового владельца;
- предыдущий автовладелец должен написать заявление в отделение ГИБДД, в котором была зарегистрирована машина, чтобы снова поставить ее на учёт. В заявлении необходимо указать номер автомобиля, марку, год выпуска, а также номер кузова и двигателя, приложить все документы на транспортное средство;
- затем сотрудник ГИБДД осматривает списанную в утиль машину. На территорию отделения ее нужно доставить на эвакуаторе. После успешного осмотра новому собственнику выдаются новые документы;
- также следует юридически грамотно оформить с бывшим владельцем договор купли-продажи автомобиля, чтобы владеть им на законных основаниях.
Что такое утилизация автомобилей
Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.
Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.
Какие налоги нужно заплатить с утилизации физическому лицу?
Согласно п.37.1 статьи 217 Налогового Кодекса РФ не облагается НДФЛ размер частичной оплаты, произведенной за счет средств федерального бюджета при покупке нового авто. Данная льгота распространяется только на сделки в рамках госпрограммы утилизации старых автомобилей.
Если сдать ТС в утиль без участия в программе, передать для разбора либо продать по системе трейд-ин, придется заплатить НДФЛ. Но здесь важно учесть следующее:
- если продаваемая машина находилась в собственности меньше 3-х лет, ее владелец после продажи имеет право на имущественный вычет от суммы дохода в размере 250 тысяч рублей (пп.1 п.2 ст.220 НК РФ);
- если ТС было в собственности 3 года и дольше, то продажа такой машины освобождена от налогообложения вообще (п.17.1 ст.217 НК РФ).
Причем при реализации авто, которым владели свыше 3 лет, не придется даже сдавать декларацию 3-НДФЛ (п.17.1 ст.217 НК РФ). В случае владения продаваемым авто меньше трехлетнего срока, по факту его продажи (в любой форме) отчитываться обязательно. Исключение составляет государственная программа утилизации автомобилей (не трейд-ин): декларацию подавать не придется вообще, даже если ТС в собственности было менее 3 лет.
Что понимается под утилизацией автомобиля?
Утилизация – это процесс безопасного уничтожения старого автомобиля.
Поскольку при производстве автомобильной техники используются различные материалы – стекло, пластик, металл, технические жидкости, необходимо обеспечить, чтобы указанные вещества не попали в атмосферу и не оказали пагубного влияния на человека и окружающую его среду.
Представленные мероприятия реализуются сотрудниками утилизационного центра. В процессе они разбирают автомобиль по частям, сортируют материалы и отправляют их на дальнейшую переработку для создания новых автомобильных запчастей и агрегатов.
Как утилизировать машину?
Собственнику старой автомобильной техники, решившему получить скидку на приобретение нового авто, следует:
- выбрать дилера в своем регионе, участвующего в государственной программе;
- уточнить конкретные условия для участия и проверить соблюдение себя и машины на соответствие требованиям;
- заключить договор с дилером, на основании которого автомобиль будет доставлен на пункт утилизации, а участнику программы будет выдано соответствующее свидетельство;
- в сроки, установленные в договоре сторон, получить свидетельство (акт) об утилизации;
- явиться в ГИБДД со свидетельством, заявлением о прекращении регистрации, паспортом и другими документами, необходимыми для снятия с учета.
Подводные камни программы
Прежде всего стоит сказать о том, что получить максимальную выплату в 50 тысяч рублей для легкового авто не получится, поскольку с этой суммы заведомо берется налог, а также компенсируется стоимость утилизации (от 3 до 7 тысяч рублей).
Перед утилизацией автомобиль необходимо снять с учета в ГИБДД, что может повлечь дополнительные сложности. Помимо этого, в процессе передачи автомобиля дилеру следует оформить генеральную доверенность через нотариуса, что обойдется в 500-1000 рублей.
Также нужно учесть, что дилерам данная программа приносит больше проблем, чем денег, поэтому они неохотно выполняют свою часть работы. Кроме того, далеко не во всех регионах есть возможность воспользоваться программой по причине удаленного расположения дилерских центров. Новый автомобиль могут везти очень долго либо вовсе отказать в заказе, предлагая выбирать то, что есть.
В конце концов, некоторые недобросовестные дилеры вместо утилизации и полного списания полученных автомобилей могут тайно их перепродавать. Это обстоятельство усугубляется тем, что для участия в программе требуется транспортное средство в относительно приличном состоянии, а не всякий автохлам, который действительно пригоден лишь для утилизации.
Основные условия программы
Участие в госпрограмме доступно физическим и юридическим лицам. Общие условия касаются как владельца, так и автомобиля. В первом случае должны быть соблюдены следующие требования:
- Российское гражданство.
- Срок единоличного владения ТС – не менее 6 месяцев.
- Наличие полного пакета документов на авто.
Что касается машины, то она должна:
- состоять на учете или быть снятой с регистрации после 1 января 2016 года;
- иметь возраст не менее 10 лет;
- полностью соответствовать техническим требованиям эксплуатации;
- быть укомплектованной согласно требованиям заводской сборки – двигателем, рамой, коробкой передач, колесами, сиденьями и так далее.
Процедура утилизации автомобилей на законодательном уровне регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- ФЗ №7 от 10.01.2002 г. — вводит требования по охране экологии при эксплуатации автомобилей.
- ФЗ №89 от 24.06.1998 г. — обеспечивает правовое регулирование утилизации и обращения с отходами.
- Правительственное Постановление № 938 от 12.08.1994 г. — устанавливает требование о снятии машины с регистрационного учета в ГИБДД для проведения утилизации.
- Приказ Минпромторга России № 8 от 14.01.2010 г. — устанавливает порядок получения скидки на покупку нового авто при участии в государственной программе бесплатной утилизации.
Trade-In – популярная на Западе услуга, которая предполагает обмен старой машины на скидку на покупку новой или подержанной, но из ассортимента выбранного салона.
Сделка возможна в случае, если автомобиль не участвовал в крупных авариях, не находится под арестом или в залоге, не обременен арендой.
Схема Trade-In работает следующим образом:
- Владелец приезжает на своей машине в автоцентр.
- Специалисты проводят диагностику и оценку ТС.
- При наличии необходимой суммы для доплаты можно сразу купить новую машину и уехать на ней домой.
Многие автосалоны также предлагают оформить кредит.
Замена авто происходит в течение нескольких часов.
Можно устроить тест-драйв выбранной машины и убедиться, что она подходит по всем параметрам.
Что такое утилизация автомобилей
Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.
Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.
Сама процедура утилизации старых машин стандартная, клиенту достаточно проверить соответствие его ТС требованиям и выбрать дилерский центр, где он планирует купить новый. Далее:
- Посетить местное отделение ГИБДД, там снять транспорт с госрегистрации, предоставив заявление с пакетом документов. Не обязательно тащить машину, достаточно бумаг на нее – техпаспорт и свидетельства прохождения ТО.
- Посетить дилерский центр, выбранный заранее.
- Представить там документы:
- паспорт гражданина;
- техпаспорт на ТС (где указан нужный срок владения 6 месяцев);
- акт о ликвидации старого авто (оригинал / копия).
- Передать документ, подтверждающий факт снятия транспорта с учета ГИБДД.
Требования к автомобилю для проведения утилизации
Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.
Основные из них:
- Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
- Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
- Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
- Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.
Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.
О программе утилизации в целом отзываются положительно. Люди радуются, что можно получить 50000 р. и более за изношенные, неисправные авто, стоящие как лом металла.
Отрицательных отзывов мало. Отмечают поднятие цен на машины из-за старта программы, и что некоторые фирмы не включают в участие наиболее дешевые и пользующиеся спросом авто.
На форуме uazbuka участник Solver жалуется, что срок владения различается в разных источниках. И замечает о нецелесообразности ограничения этого срока вообще.
Подобные ситуации возникают из-за недостаточной информированности населения, в том числе из-за неподробного сайта этой госпрограммы и сложности поиска законов по этому вопросу.
Из отрицательного также встречаются отзывы по конкретным автосалонам, где клиенты сталкивались с различными неприятностями. Но это проблемы салонов, а не программы.