Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя. Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам. К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе. Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете. Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.

Принятие в число сестер

Если вы себя показали хорошо на послушаниях, матушка-игуменья принимает вас в число монастырских сестер. Теперь платок на голове нужно повязывать особым образом, прикрывая им лоб. Это означает, что вы сделали первый шаг на пути отречения от мира и вам позволяется меньше вольности в поведении. За стены обители послушница без благословения выйти не может, иначе ее лишат права находиться здесь за нарушение устава.

Каждая из сестер участвует в чтении круглосуточной псалтыри. Как правило, новеньким достаются самые трудные ночные часы. От послушаний, на которые благословляет матушка-игуменья, отказываться не принято.

Считается, что монастырь — это школа смирения. Поэтому нужно себя зарекомендовать хорошо с самого начала. Если послушница успешно выдержала все тяжелые испытания, которые достались ей в начале, и не ушла с монастырской стези, скорее всего, из нее получится хорошая монахиня.

Монашеские обеты очень строги, и легкомыслие здесь нужно исключить полностью. Если церковь допускает женщине развод с мужем, то в монашестве такого нет и близко. Инокиня, отказавшаяся от своих обетов и ушедшая в мир, и даже вышедшая там замуж, все-равно остается под постригом. Церковь ее считает монахиней, живущей в грехе. По каноническим правилам иноческие обеты даются раз и навсегда.

Важно! Антарктида: церковь в честь Святой Троицы в Антарктике

Раньше к постригу в обители готовились много лет, преодолевая искусы монастырской жизни. Послушник долгое время находясь в обители, имел возможность с полной уверенностью принять иноческие обеты либо уйти обратно в мир, осознав, что его место там. Постригали только тех, кто по прошествии многих лет не разочаровался в своем выборе.

Сейчас во многих монашеских обителях дают на это от силы три года. Не всегда такое иночество оказывается продолжительным. Многие уходят с этой стези, возвращаются в мир, даже женятся, но редко находят то призрачное счастье, погоня за которым увела их из-под покрова Божьей Матери.

Требования к трудникам

  1. Прием трудников, для проживания в монастыре, желающих потрудится во славу Божию (безвозмездно), в монастырь производится не постоянно, а только при насущной необходимости, и только на определённый монастырским начальством срок, при усливии выполнения трудниками возлагаемых на них послушаний.
  2. В качестве трудников, в монастырь принимаются только православные люди, для которых первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепится в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада монастырской жизни; люди, которые в свою очередь, восходя путем смирения, послушания и молитвы, конечной своей целью имеют стяжание с Божией помощью христианских добродетелей и Евангельского совершенсва.
  3. Трудник должен быть воцерковлен или до приезда в монастырь, регулярно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн, начать процесс своего воцерковления.
  4. Перед тем, как обратится в монастырь за благословением на свое трудничество, человек должен прежде получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или священника, у которого он постоянно исповедуется. Однако благословение своего духовника или священника, не является правом сразу приехать в монастырь, поскольку такое право может дать только руководство монастыря.
  5. Необходимо привести письменное благословение своего священника или духовника или положительная характеристика из другой обители, где человек ранее трудничал, если таковая имеется.
  6. Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать 55 лет.
  7. Поскольку в монастыре отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым может понадобится стационарная медицинская помощь. Дабы избежать заражения других, люди с инфекционными заболеваниями не принимаются. Поэтому монастырь принимает трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующие исполнению монастырских послушаний.
  8. У трудника должен быть с собой действующий гражданский паспорт, постоянная регистрация по месту жительства, действующий на территории РФ полис обязательного медицинского страхования.

Послушание с ребенком

Большинство женщин, пришедших на послушание, имеют детей. Можно ли таким женщинам стать монахинями. Некоторые из них уже вырастили детей, дали им образование, жилье, выдали замуж (женили).
А потом, закончив все свои земные дела, задумались, как уйти в монастырь и посвятить остаток жизни Богу. Соответственно, и возраст уже не маленький у таких послушниц. Но это не мешает им трудиться наравне с молодыми сестрами на монастырских послушаниях.

Если у женщины решили уйти в монастырь с маленьким ребенком, если у нее на попечении есть несовершеннолетние дети, то согласно монастырскому уставу, ее не примут в число сестер монашеской обители. Она, конечно, может на время прийти на проживание и потрудиться во славу Божью. Это никому не воспрещается. Но потом необходимо вернуться к своим самым важным обязанностям — заботе о детях и их воспитании в христианском духе.

Вот некоторые отзывы, опубликованные в газете «Православная вера».

Я принята трудницей в эту обитель и весьма довольна своим положением. Пусть приходится много трудиться (мне дано послушание в прачечной) и молиться, но мне нравится такая жизнь. Здесь спокойно, тихо, благостно. Я начинаю совсем забывать о жизни, которая была у меня в миру. Если будет воля Господа, хотела бы принять постриг и остаться здесь навсегда.

Елизавета, 57 лет, Пермский Успенский женский монастырь

Моя кузина приняла постриг около трёх лет назад. С этого времени я её не видела, она постоянно проживает в монастыре в городе Гороховец и никуда не отлучается. Правда, было от неё письмо, где она коротко написала, что молится о всех нас, здорова. Я не очень понимаю, почему она приняла такое решение, ведь всё было у неё в жизни хорошо — достаток, детки выросли, помогали ей. Думаю, не очень-то в обители сладко, эта жизнь точно не для меня. Но это её выбор и его надо уважать, уходить или нет — личное дело каждого.

Можно ли попасть в монастырь на время?

В минуты сомнения и колебания человеку требуется обратиться к Богу. Только в молитве, послушании и строгой жизни можно принять верное решение и понять смысл своего существования. Поэтому иногда нужно пожить в монастыре некоторое время. Для этого желательно заранее спросить разрешения у главного. Сейчас это довольно просто. Почти у каждой обители есть свой сайт, где вы можете задать интересующий вопрос.

Приехав туда и поселившись в специальной гостинице, вы должны будете трудиться наравне со всеми, быть послушным и смиренным, ограничивать себя в плотских делах и слушать приказания монахов. Разрешается принимать участие в подготовке к праздникам и другим мероприятиям. За это вы получаете еду и жилье.

Читайте также:  Единый социальный фонд: что изменится для работников после объединения ПФР и ФСС

В любое время вы сможете вернуться к мирской жизни, и это не будет считаться греховным. Такое возвращение возможно только до того, как вы примете постриг.

Как только совершен постриг — вы навсегда становитесь Божьим слугой. Любое нарушение правил монашеской жизни является большим грехом.

В трудные жизненные моменты многие задаются вопросом, как попасть в женский монастырь или мужской. Считают, что это очень сложно. Но это не так. Принять постриг может абсолютно любой человек. Этим шансом может воспользоваться каждый, кто ощутит в себе чувство любви к Богу, терпения и смирения. Господь готов принять каждого, кто выберет для себя такой путь, ведь перед его лицом все равны. Церкви, монастыри и обители всегда рады принять человека с чистыми помыслами и верою в душе.

Портал «Дивное Дивеево»

Никольский женский монастырь образован по Указу Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в апреле 1998 года. В центре монастыря расположен Собор Николая Чудотворца, который был выстроен в 1779 году. Это великолепное строение, которому по своей красоте не было равных в округе. Колокольня в шатровом исполнении и высотой 25 саженей была видна за десятки километров.

В октябре 1939 года, после окончания празднования Престольного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы (боковой придел), храм был закрыт, колокола сброшены, иконы сожжены, духовенство репрессировано. Храм был превращен в склад на долгие годы, и местные власти не собирались отдавать его обратно православному люду, несмотря на многочисленные просьбы. Но Господь распорядился иначе. В мае 1989 года в день памяти Святителя Николая шаровая молния ударила в колокольню, и она рухнула, разрушив своды храма. Склад был срочно эвакуирован, остатки храма были переданы Церкви. Осенью 1989 года, в день Престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, спустя ровно 50 лет, в храме возобновились богослужения, была отслужена первая Божественная Литургия.

Мы верим, что Покров Божией Матери, молитвенная помощь Святителя Николая Чудотворца и новомучеников Российских спасли этот собор от окончательного разорения и помогли воссоздать его. В 2000 году, благодаря поддержке московских благодетелей, была завершена реставрация точной копии колокольни.

Рядом с монастырем находится святой источник, который забил на месте явления Тихвинской Иконы Божией Матери. До революции на этом месте была поставлена часовня, которая впоследствии была взорвана, но по милости Божией источник до сих пор бьет. Не иссякает людской поток к этому источнику за Святой водой, которая обладает целебными свойствами. Но особенно многолюдно бывает 9 июля, когда Церковь празднует Тихвинскую Икону Божией Матери. В этот день Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий в сослужении многочисленного духовенства совершает богослужение с Крестным ходом к Святому источнику.

В 1997 году в городе Приволжске Ивановской области была образована Православная женская гимназия и приют. Свою деятельность гимназия начала с получения Лицензии на образовательную деятельность от Областного Отдела Образования. С первого года своей работы гимназия была ориентирована на помощь детям из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, учитывая уже в то время всеобщую безработицу и нетрезвый образ жизни взрослых. В 1997 году обучение началось с одного первого класса, и с каждым годом число учащихся росло, производился набор каждую осень в первый класс. С каждым последующим набором среди приходящих детей выявлялись дети, не имеющие возможности жить дома, совместно с родителями.

Как правило, за этих детей ходатайствовали районные органы Опеки, или просто соседи с улицы. В настоящее время обучение и воспитание в Православной женской гимназии получают 57 девочек от 6 до 14 лет, самые старшие учатся в 7-м классе, на следующий год соответственно появится 8-й класс. В приюте при монастыре проживают 20 детей, самым маленьким по 3 года, на обеспечении монастыря находятся 2 девушки – инвалида из Московской и Смоленской области.

Все дети, обучающиеся в гимназии, получают полноценные знания по всем основным и дополнительным предметам, как в общеобразовательной школе, но с дополнением церковных дисциплин: Закон Божий, История церкви, хоровое пение и рукоделие. В декабре 2002 года гимназия успешно прошла Аттестацию и Аккредитацию, подтвердив тем самым, что обучение в ней соответствует Образовательным стандартам РФ.

Гимназия и приют осуществляют свою деятельность исключительно за счет средств монастыря и благотворителей. Средства распределяются по таким статьям, как: заработная плата педагогов, питание детей, обеспечение учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями.

Наш монастырь совсем еще молодой, образован указом Святейшего Патриарха Алексия Второго в апреле 1998 года. И конечно, старшие воспитанницы гимназии и приюта оказывают помощь сестрам монастыря в сборе и заготовке лекарственного сырья. Так, например, на землях монастырского подворья сестрами и детьми в 2003 году было выращено и заготовлено 1.5 тонны в сухом виде лекарственной календулы, из дикорастущих было собрано 300 кг пижмы и 100 кг зверобоя. Заготовленное сырьё было сдано на фармацевтическую фабрику города Иваново и во Всероссийский Институт лекарственных растений города Москвы, с которыми заключены договора на поставку лекарственного сырья.

Так сложилось, что прирастающая с каждым годом гимназия уже полностью занимает монастырское здание (выкупленный в 1996 году хозяйственный магазин возле храма), в котором оборудованы небольшие учебные классы, библиотека, медицинский кабинет. Но этого здания недостаточно, и сейчас остро обозначилась проблема с дальнейшим размещением классов. Несколько лет назад мы приняли решение, с Божией помощью, начать строительство дополнительного здания для гимназии и приюта. На сегодняшний день имеется вся проектно-сметная документация, полностью заложен фундамент, но даже этого недостаточно, чтобы хотя бы начать строительство, так как нет строительных материалов и средств на оплату строительных работ. Новое здание по проекту вмещает в себя спортивный зал, большую столовую, профильные кабинеты (физики, химии, труда).

4 ноября 2003 года – в празднование Казанской иконы Божией Матери, в монастыре был отслужен водосвятный молебен с Крестным Ходом, который прошел по периметру фундамента будущего здания.

Сестры монастыря сердечно просят имеющих возможность оказать посильную помощь в строительстве гимназии, сметная стоимость которой на сегодняшний день составляет 6 млн. рублей.

О Колюпанове близ городка Алексина на Оке сегодня знают многие. Приезжают к источнику целебной воды, который, по преданию, ископала блаженная старица Евфросиния (ок. 1758–1855, память 16 июля), проведшая здесь, на Тульской земле, последние десять лет своей жизни. Об удивительной подвижнице сложено немало легенд, но существуют и вполне достоверные сведения о том, что она происходила из княжеского рода Вяземских, принадлежала высшему свету, который покинула в молодые годы ради монашеского послушания, возможно, приняв тайный постриг. Господь же дал ей крест юродства и наделил дарами исцеления людей и заботы о всякой Божией твари, – всю жизнь старицу сопровождали животные – кошки, собаки, птицы; она предоставляла им свое жилище, всячески утесняя и смиряя себя. Два великих святителя и умнейшие мужи Отечества – митрополиты Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов) почитали блаженную Евфросинию и благословляли ее духовные труды во славу Божию.

Погребена была старица в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, построенном для пребывания местночтимого Казанского образа Пресвятой Богородицы. При советской власти храм был разорен, потом сожжен и, казалось, навсегда исчез с лица земли. Только в 1993 году началось его восстановление на прежнем месте, за чем последовало и создание Свято-Казанского женского монастыря.

В 1994 году сюда, практически в глушь, в неизвестность, пришла нынешняя настоятельница игумения Евфросиния (Кушнир). Сейчас матушке уже 83 года, а тогда старший инженер ПО «Тулачермет» Мария Васильевна Кушнир была полна энергии, обладала замечательными организаторскими способностями, и многое с Божией помощью было ей под силу. Матушка стала строить храм и обустраивать свой малочисленный монастырек. На это дело ее благословил тогдашний митрополит Тульский и Белевский Серапион (Фадеев; † 1999), особо любивший монашествующих. При нем в Тульской митрополии в благословенные 90-е годы ХХ века было открыто 11 обителей.

Как начать подготовку к монашеству

Итак, как уйти в монастырь женщине? Если решение принято твёрдо, можно начинать готовиться к монастырской жизни. Сначала необходимо начать жизнь воцерковлённого человека — регулярно бывать на службах в храме, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, стараться следовать заповедям. Можно, с благословения священника, прислуживать в храме — чистить подсвечники, мыть полы и окна, помогать в трапезной и исполнять любую другую порученную работу.

Читайте также:  Льготы ветеранам военной службы в 2022 году

Необходимо будет решить все вопросы, связанные с мирскими делами — определить, кто будет смотреть за квартирой или домом (часто будущие монахини просто продают свою недвижимость и вкладывают средства в обустройство монастыря), решить любые юридические вопросы, пристроить домашних питомцев, если они есть, в надёжные руки. Далее необходимо поговорить со своим духовным наставником, рассказать о своём намерении. Священник поможет выбрать обитель и подготовиться к монашеской жизни. В обязательном порядке нужно получить благословение духовника на уход от жизни в миру.

Условия принятия в монастырь

1. Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении от зла и страстей мира, как первого условия спасения души.

2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.

3. В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки.

4. Инокини, самовольно ушедшие из другого монастыря, не принимаются. Поступающие в обитель по благословению правящего Архиерея из другого монастыря дают письменное обязательство во всем подчиняться Уставу и обычаям монастыря и поручаются кому — либо из старших сестер.

5. Поступающая в монастырь должна предъявить паспорт и другие документы, перечисленные в анкете для поступающих в монастырь, принятой в Московской Епархии. Копия распоряжения Настоятельницы о принятии в монастырь и все указанные документы представляются в Епархиальное Управление.

Новопоступившая проходит испытание в течение трех лет и, если окажется достойной, Настоятельница ходатайствует перед правящим Архиереем совершить ее постриг в монашеский чин.

7. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначальной.

8. Принятой в число сестер послушнице, по некотором испытании с благословения правящего Архиерея разрешается ношение подрясника, а после того, как в монастыре прожила не менее одного года, по благословению правящего Архиерея может быть пострижена в рясофор — при этом возможна перемена ее имени.

9. Стремясь во всем отсекать свою волю, сестры обители не могут домогаться пострижения в монашество, вполне вверяя себя воле Настоятельницы. По предложению Настоятельницы насельницы обители пишут прошение на ее имя о пострижении в монашество, прося ходатайствовать об этом правящего Архиерея.

10. Вступая в монастырь и готовясь к принятию монашеских обетов, послушница отсекает всякую связь с миром, поддерживая только духовные отношения с близкими. Она обязывается по заповеди Господней не иметь никакой собственности в миру, заранее распорядившись ею или передав ее в распоряжение ближайших родственников.

11. Насельницы обители, не имеющие пострига, могут быть уволены Настоятельницей, в этом случае копия распоряжения Настоятельницы направляется в Епархиальное Управление. Имеющие постриг увольняются с благословения правящего Архиерея.

12. Принимаемая в сестричество не может претендовать на помещение, ею занимаемое (келия, или часть келий), ибо она не является ее собственностью, но представляет особое общежитие или служебное помещение.

13. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающей добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем условием, чтобы жертвовательница дала подписку о том, что за свою жертву она не будет искать преимуществ или требовать ее обратно при увольнении из монастыря.

Как попасть в женский монастырь? Путь спасения или смирения?

Приводим вашему вниманию часть лекции, прочитанной в Саратовской Духовной семинарии в 2003 году тогда еще кандидатом педагогических наук протоиереем Евгением Шестуном. Через год после этого по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия отец Евгений принял монашеский постриг с именем Георгий.

Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в истинном браке полноценным: «две плоти» становятся едиными (Ср. Быт. 2: 24), если говорить народным языком, «две половинки нашли друг друга, соединились в целое». В связи с этим я много думал о том, что же такое монашество, почему монахи не ищут этой полноты, чем она у них восполняема. К тому же, говорят, что нет различий между мужским и женским монашеством. Для меня все это было тайной и загадкой, пока я с этим очень близко не встретился.

Следуя мирской логике, восполнение обязательно должно быть, оно необходимо. С этой точки зрения монашество рассматривается как восполнение своего бытия Богом, то есть как особая разновидность брака. Такое мнение достаточно распространено, и для примера приведем слова митрополита Илариона (Алфеева): «Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому. Человек как индивидуум – существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй «половины», второго «я», через обретение «другого».

В монашестве этим «другим» является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку».

Когда я стал читать творения старцев о монашестве, то убедился, что монашество – на самом деле великая тайна. Если вы возьмете «Книгу для монашествующих и мирян», составленную архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), то в предисловии прочтете первые строки: «Монашество – великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в писаниях опыт Отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности».

В письме к брату «О монашеском постриге» архиепископ Серафим (Звездинский) попытался выразить невыразимое: рассказать, что происходит с человеком, когда совершается монашеский постриг. Прочтем начало этого письма: «Дорогой, родной мой брат! Христос посреде нас! Только что получил твое теплое, сердечное письмо, спешу ответить. Та теплота, та братская сердечность, с которыми ты пишешь мне, до глубины души тронули меня. Спасибо тебе, родной мой, за поздравления и светлые пожелания. Ты просишь, чтобы я поделился с тобой своими чувствами, которыми я жил до времени пострижения и последующее святое время. С живейшей радостью исполняю твою просьбу, хотя и нелегко ее исполнить. Как выражу я то, что переживала и чем теперь живет моя душа, какими словами выскажу я то, что преисполнило и преисполняет мое сердце?! Я так бесконечно богат небесными, благодатными сокровищами, дарованными мне щедродарительною десницею Господа, что, правда, не в состоянии сосчитать и половины своего богатства.

Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила…

Пойми ты, родной: меня, прежнего Николая (как не хочется повторять мирское имя!) нет больше, совсем нет, куда-то взяли и глубоко зарыли, так что и самого маленького следа не осталось. Другой раз силишься представить себя Николаем – нет, никогда не выходит, воображение напрягаешь до самой крайности, а прежнего Николая так и не вообразишь. Словно заснул я крепким сном… Проснулся – и что же? Гляжу кругом, хочу припомнить, что было до момента засыпания, и не могу припомнить прежнее состояние, словно вытравил кто из сознания, на место его втиснув совершенно новое. Осталось только настоящее – новое, доселе неведомое, да далеко будущее. Дитя, родившееся на свет, не помнит ведь своей утробной жизни, так вот и я: пострижение сделало меня младенцем, и я не помню своей мирской жизни, на свет-то я словно только сейчас родился, а не 25 лет тому назад. Отдельные воспоминания прошлого, отрывки, конечно, сохранились, но нет прежней сущности, душа-то сама другая…»

Читайте также:  Как оплачивается и оформляется декретный отпуск

Стали принимать монашество мои духовные чада, которых я знал помногу лет. Сам я не монах и, присутствуя на постригах, только со стороны мог наблюдать, что происходит с людьми, которых я хорошо знаю и люблю. Я увидел, что на самом деле происходит великое Таинство: в монашестве умирает человек, но рождается Ангел. И один из первых вопросов, который задается при постриге, звучит так: «Желаешь ли сподобиться ангельскому образу иночествующих?» Монах – это Ангел во плоти.

Ангел – существо бесполое, а раз он бесполый, то может жить вне брака, он не требует земного восполнения. Поэтому монашество не следует уподоблять браку. Это великое Таинство. Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что монахи восполняют число Ангелов, заменяя Ангелов падших. В «Слове, произнесенном Старцем на постриге монахини…» он сказал: «Как назвать то, что мы видели сегодня? Ни перо, ни земной язык не могут выразить этого таинства. Велико и не исследовано честное таинство монашеского пострига… Сестра наша Никифора! Возрадовались Ангелы на твоем сегодняшнем постриге, потому что увидели тебя входящей в их лик. Опечалились демоны, возрыдались плачем великим, потому что ты заняла то место, на которое до падения были поставлены они… О! Никифора, Никифора, велика твоя благодать, земной Ангеле Никифора!»

Вы можете улыбаться, потому что монахов видели и знаете, можете говорить: «Рассказывай нам, батюшка, рассказывай, мы про них все знаем». Но я вам хочу сказать, что плотская природа остается, духовная брань не упраздняется: мир борется с Ангелом внутри монаха, но мир никогда этого Ангела уже не победит. Рано или поздно, пройдет десять лет, двадцать, но все равно Ангел победит природу. Ангельское в монахе возьмет вверх, оно неистребимо уже, как образ Божий в человеке. Я бывал на Афоне, встречал там монахов, про которых разные истории об их «похождениях» рассказывали. Но проходило пять-шесть лет, и когда мы приезжали снова, то видели, что они становятся Ангелами, молитвенными, благоговейными. «Невидимая брань монаха, по словам старца Ефрема Катунакского, состоит в том, чтобы победить внутренние страсти, самого себя. Вначале встретишь ветхого человека, подобно Голиафу, но дерзай! Придет благодать, и поднимешься над страстями, над самим собой и увидишь другого человека, подобного новому Адаму, с другим духовным горизонтом, другим духовным одеянием, другой духовной пищей».

Как может монах падать? Если он согрешает, если он падает, человеком он все же уже не сможет стать, ведь он – Ангел. Монашеские обеты даются только один раз. И когда монах сам слагает с себя иноческие одеяния и даже вступает в брак, согласно каноническим правилам Церкви он продолжает оставаться монахом, но монахом падшим. Мы должны понять, что монах может быть падшим, а может быть вовсе отпавшим от Бога. Тогда кем монах становится? Отпавший Ангел – бес. Отпавший монах становится бесом. Вот это страшно! Могу привести только два случая, когда это происходит: самоубийство монаха и смерть под анафемой. Может быть, бывают и другие причины отпадения от Бога, я их просто не знаю.

На первый взгляд, любой верующий человек мало чем от монахов отличается, но вы заметьте, как они молчат. Они уже умеют молчать, в отличие от нас. Монахи получают дар молитвы. У них лик обращен к Богу, а не к миру. Они стремятся к уединению, им хочется закрыться, у них уже идет молитва. Вы всмотритесь в монахов: их сразу можно узнать, они от нас отличаются.

Постепенно жизнь в монастыре стала напоминать мне каторгу, ни о какой духовности я уже и не вспоминала. В пять утра подъем, гигиенические процедуры, извините, в тазике (душ под запретом, это же удовольствие), потом трапеза, молитва и тяжкий труд до глубокой ночи, затем снова молитвы.

Эти женщины однажды устали от мирской суеты и решили все поменять. Не все они стали монахинями, но жизнь каждой теперь тесно связана с церковью.

Ольга Гобзева. Звезда фильмов «Операция «Трест» и «Портрет жены художника» в 1992 году приняла постриг. Сегодня матушка Ольга — игуменья Елисаветинского женского монастыря.

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Причины отречения от мирской жизни

Подвижники древности отрекались от мирской жизни, поскольку она их не привлекала. А избранные пустыни и пещеры были для них не темными сырыми могилами, а цветущей страной духа.

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), монашество – это феномен, который сложно понять, не имея внутреннего опыта, который выразить словом практически невозможно. Современные люди не понимают красоты монашеской жизни и порой задаются вопросами о том, почему некоторые отрекаются об мирского существования. Монашество покрывает всю духовную жизнь. Его невозможно понять, не пережив и не прочувствовав на себе, подобно тому как сложно понять любовь нелюбящему сердцу.

Преподобный Варсонофий Оптинский сравнивал иночество с безбрежным морем, которое невозможно переплыть. Его не может понять человек, который еще не ступил на этот путь. Целью монашеской жизни отец Варсонофий называл поиск Бога. Но можно жить в монастыре и ничего не достичь. Поэтому важно не то, как попасть в монастырь, а для чего.

Люди принимают постриг в поиске непрерывного богообщения, искания Фаворского света. Монахи – это свет мира. Одно только внешнее выполнение устава и ношение монашеской одежды еще не делает человека монахом или монахиней. Как лампе нужен огонь, чтобы светить, так и человеку. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что монашество произошло от желания человека жить по учению и заповедям Евангелия. Это очень сложно осуществить среди мирских забот и суеты. Монашество – совершенное христианство.

В поучениях Аввы Дорофея есть рассказ о праведном Досифее. Юноша удостоился явления Божией Матери, которая назвала ему необходимые для спасения условия. Выполнение их стало смущать окружающих юноши, и ему посоветовали уйти в монастырь. Он пришел в обитель и твердил отцам: «Хочу спастись».

Благословение духовника

Без благословения в монастырь не принимают. Причем желательно, если это будет благословение вашего духовника, с которым вы не один год знакомы, или же даже старца (общепризнанного в русской православной церкви). В крайнем случае вас могут послать к духовнику того монастыря, который вы для себя выбрали. И уже как он благословит, так и будет.

Кстати, к самому благословению надо отнестись со смирением, а не кидаться на амбразуры, если вдруг оно будет расходиться с вашим желанием. Потому что мы часто хотим одного, а Божий промысле о нас другой.

Тут некоторые неофиты могут удивиться, что же может быть выше и лучше монастыря? Если человек выбирает такой путь, то Бог через старца обязательно его благословит. Но нам не ведомы пути Господни. Иногда бывает совсем наоборот: приезжает девушка за благословением в монастырь, а Божий человек ее замуж отправляет.

Об одном таком эпизоде можно прочитать в житие святого преподобного Серафима Саровского и в «Летописи Серафима–Дивеевского монастыря». Пришли как-то к батюшке Серафиму две женщины: одна совсем молоденькая просила благословение замуж, а другая 30 летняя – вмонастырь. А батюшка Серафим благословил иначе: молодую отправил в монастырь, а 30 летней, к ее ужасу, благословил замуж. Почему это вызвало такое недоумение у старшей женщины? Да потому, что в 19 веке девушки, не вышедшие до 30 лет замуж, считались старыми девами, и их шансы создать семью ровнялись практически нулю. Но тут все сложилось удачно для обеих женщин, и каждая впоследствии была довольна своей жизнью.

И в житиях многих святых мы узнаем, как людям, решившим избрать монашеский путь, были совсем иные благословения.

Вообще, надо отметить, что в монастырь не уходят лишь от того, что не удалась личная жизнь – как это, увы, можно встретить в наше время. В былые времена в монастырь не брали, если человек был против брака и семьи! Ибо брак Богом установлен и благословлен! И то, что сейчас в мире попираются идеалы брака и семейные ценности – страшный грех. И монахи тем более не должны участвовать в этом грехе, уничижая брак и семью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *