Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Справка о состоянии расчетов с бюджетом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сальдо по ЕНС с января 2023 года формируется автоматически по данным налоговой. При этом не учитывается переплата, по которой пропущен срок возврата. В сальдо не учитывается и безнадежная к взысканию сумма недоимки.
Одной из основных причин являются технические проблемы и недостаток времени, требуемого налоговикам для того, чтобы корректно перенести остатки.
Есть и иные причины. К примеру, по порядку переходного периода входящее сальдо на ЕНП не увеличивается на платежи, которые уплачены в 2022 году, когда срок отчетности по ним в 2023 году. Увеличение сальдо будет произведено только после подачи соответствующих налоговых деклараций и расчетов.
Соответственно, НДФЛ, страхвзносы и единый «упрощенный» налог, которые заплачены в 2022 году, будут указаны на сальдо ЕНС после подачи РСВ, 6-НДФЛ и декларации по упрощенке за 2022 год. До тех пор такие платежи можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика — во вкладке ЕНС «Все обязательства».
Внимание! Даже если на ЕНС отрицательное сальдо, ИФНС временно не будет взыскивать задолженность. Об этом указано В Письме ФНС от 26.01.2023 г. № ЕД-26-8/2@. Если имеются разногласия по сальдо, налоговики должны провести сверку до 01.03.2023 г. Форма запроса на сверку, а также акта по ее результатам указаны в Письме ФНС от 29.12.2022 г. № АБ-4-19/17879@. Запрос на несогласие с некорректным сальдо можно передать через сервис оперативной помощи на сайте налоговиков.
Дебет и кредит в акте сверки – что это такое простыми словами
Сумма по Кредиту будет означать долг за вами, по Дебету — долг за клиентом.
Аналогично окончательное сальдо. Окончательное сальдо считается так:
вычисляем сумму колонки по
дебеду, включая начальное сальдо; считаем аналогичную сумму по кредиту.
Закрывающим документом (вместо акта) может выступать и счет (или иной документ), но при условии, что в договоре прописано данное обстоятельство. Например, если рассмотреть оплату Эльбы, то у нас в договоре прописано:
«11.3. В случае если в течение 5 (пяти) дней с момента получения доступа к Контур.Бухгалтерию Лицензиар не получил претензий Лицензиата, связанных с объемом предоставленных прав, то считается что неисключительное право использования Контур.Бухгалтерии предоставлены Лицензиату в полном объеме надлежащим образом.»
При наличии такого положения в договоре, нам не нужны акты, а в акте сверки, мы зачет обязательств отражали бы через 5 дней после оплаты на основании договора или сформированной на его основе бухсправки.
Акт сверки форма положительное сальдо что означает
Важно
Представляет сумму начального сальдо и оборотов за период Для определения конечного сальдо при сверке расчетов необходимо прибавить к начальному остатку оборота одной стороны счета и из полученного итога вычесть результат оборота противоположной стороны.
Универсальная формула нахождения конечного сальдо выглядит так:Если начальное сальдо находится дебетовой части счета, то знак его положительный и отрицательный при нахождении показателя в кредитовой части. Образец акта разногласий к акту сверки Дебет и кредит Что отображать в акте сверки по дебету и кредиту? В первую очередь, следует определить счета, по каким в учете отображаются факты сотрудничества с контрагентом.
Если организация составляет акт сверки с покупателем, то в документе отображается движение по счету 62, то есть реализация – Дт62 Кт90. По кредиту отражается оплата реализованного товара – Дт50,51 Кт62.
Затем ставятся подписи и печать организации. В случае расхождений указывается ошибка со ссылкой на подтверждающие документы. Заполненный акт передается инициатору сверки. Для чего он нужен Необходимость использования акта сверки взаиморасчетов меж партнерами обусловлена, перво-наперво, соблюдением достоверности учета при длительном сотрудничестве. Периодическая сверка помогает вовремя обнаружить даже незначительные ошибки, которые медленно, но все же искажают учет. Кроме того существуют основания и помимо долгого партнерства, например:
- возможность получения отсрочки платежа в будущем;
- широкий ассортимент продукции;
- высокая стоимость товаров;
- проведение ежегодной инвентаризации;
- проверка расчетов для предоставления отчета вышестоящему руководству.
Периодичность проведения сверки организация также утверждает самостоятельно.
Если есть разногласия
В случае расхождений нужно заполнить графу 4 раздела 1 по строкам, по которым они имеются, проставив рядом с цифрами ИФНС свои данные. При подписании акта нужно указать «Согласовано с разногласиями».
Получив такой документ, налоговый орган будет делать проверку. В процессе от налогоплательщика могут быть затребованы платежки и иные документы. В итоге должно выясниться, кто допустил ошибку. Если это ИФНС, то исправления будут внесены на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.
Если же выяснится, что всё-таки ошибся налогоплательщик, то ему будет направлено уведомление об этом. Нужно безотлагательно всё исправить. Например, если выяснилось, что налог не доплачен из-за ошибки в расчётах, надо его пересчитать, доплатить и подать уточнённую декларацию.
Далее всё повторяется – ФНС снова направит акт сверки. Хорошо, если все несоответствия удалось устранить. В этом случае при подписи акта указывают «Согласовано без разногласий», документ направляет в ИФНС, и история заканчивается. Если расхождения вновь найдены, их следует отразить в разделе 2.
Выписка операций по расчётам с бюджетом – что это такое
Акт сверки по налогам и сборам показывает только итоговые суммы задолженности или переплаты на день запроса. Проследить историю платежей в ИФНС можно в выписке операций по расчётам с бюджетом за определённый период. В ней отражается сальдо на его начало и конец, а также начисленные за период суммы и поступления от налогоплательщика. Выписка поможет понять, откуда взялась задолженность или переплата.
Итак, мы рассказали, как можно получить акт сверки с налоговой инспекцией и что с ним делать. Часто причиной того, что деньги не были зачислены на нужный счёт, является элементарная ошибка. И чтобы подобные оплошности не обходились слишком дорого, полезно время от времени сверяться с бюджетом.
Как расшифровывается понятие
КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов. В соответствии с едиными требованиями , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.
Как расшифровывается понятие
КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов.
В соответствии с едиными требованиями , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.
Итак, проведение сверки расчетов по налогам не является обязательной процедурой. Однако подобное мероприятие позволяет своевременно выявить и устранить расхождения в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика-учреждения и налогового органа. Ведь вернуть или зачесть налоговую переплату учреждение вправе лишь в течение трех лет (со дня уплаты налога или со дня, когда оно узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога). После истечения срока исковой давности решить вопрос о возврате или зачете переплаты намного сложнее. (Кстати, аналогичный трехлетний срок ст. 48 НК РФ установлен для взыскания налоговой недоимки.)
В то же время справка (о состоянии расчетов по налоговым платежам или об исполнении обязанности по уплате налоговых платежей) или акт сверки не являются безусловным основанием для возврата (зачета) налоговой переплаты (см. Постановление АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016). Названные документы лишь указывают на наличие переплаты, но не доказывают факт и момент ее возникновения. Для ее возврата необходимы убедительные доказательства факта и момента излишней уплаты (взыскания) налога.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом
Форма справки утверждена Приказом ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@. Формируется она на дату, которую налогоплательщик указал в запросе. В нее включается информация по всем налогам, которые обязана уплачивать компания. Включается в нее информация не только непосредственно о налоговом платеже, но и о состоянии платежей по пеням и штрафам.
Состоит справка из надтабличной части, содержащей сведения о налогоплательщике, номере документа и дате, на которую предоставляются сведения, и табличной части, содержащей информацию о налоговых платежах.
В табличной части предусмотрено 10 граф. По каждому налоговому платежу указываются:
- наименование (графа 1);
- КБК (графа 2);
- ОКТМО (графа 3);
- сальдо по налогам, сборам, страховым взносам (графа 4), пеням (6) и штрафам (8);
- суммы налоговых платежей, пеней и штрафов, по которым предоставлена рассрочка (графы 5, 7, 9);
- сальдо по процентам, предусмотренным НК РФ.
Если сальдо приведено со знаком «+», то это свидетельствует о наличии переплаты по соответствующему фискальному сбору. Если со знаком «–» — о наличии недоимки.
Анализируя справку, сделаем вывод, что у ООО «Компания» имеется недоимка по НДС в размере 50 руб. по налогу и 20 руб. по пени. По налогу на прибыль, страховым взносам и НДФЛ имеется переплата.
Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»
Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.
Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.
Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.
Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)
Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.
Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.
Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.
Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.
Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.
В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».
Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:
Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.
В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).
Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.
Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.
Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).
Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:
Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).
Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».
Как вернуть переплату по налогам
Обобщенные данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения по состоянию на отчетную дату отражаются в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (далее – сведения (ф. 0503769)). Периодичность представления данных сведений – по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным (п. 69 Инструкции № 33н ).
Если в справке вы увидели непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Первая величина это задолженность перед компанией, она может быть как текущей, так и прийти с предыдущего периода.
В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.
Слова сальдо, которое вы часто встречаете на своей квитанции представляет разницу между двумя величинами.
Кроме того, запрос можно отправить налоговикам в электронном виде (Приложение N 9 к Административному регламенту ФНС) по телекоммуникационным каналам связи, если для вас является привычной процедура обмена электронными документами с ИФНС.
Инициируем сверку расчетов с ИФНС
По закону, доступ к информации о состоянии расчета с бюджетом — это право налогоплательщика провести сверку с ИФНС. Для получения документа установленного образца требуется обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции. Налогоплательщик пишет заявление о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам 2021 г по результатам сверки. Унифицированной формы письменного обращения не существует. Но предусмотрены рекомендованные бланки.
О том, как запросить информацию для сверки взаиморасчетов с бюджетом, мы рассказывали в отдельной статье «Как провести сверку с налоговой».
По пунктам, что такое справка о состоянии расчетов и для чего она нужна:
Налоговики рекомендуют систематически проводить такие контрольные мероприятия. Это позволит исключить возможные проблемы с ФНС. Обратите внимание, что запрос справки о состоянии расчетов в налоговой — это не обязанность, а право налогоплательщика. Законодательно не установлена периодичность таких действий. По собственному желанию налоговики такие данные налогоплательщикам не сообщают.
Как вернуть переплату по налогам
Обобщенные данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения по состоянию на отчетную дату отражаются в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (далее – сведения (ф. 0503769)). Периодичность представления данных сведений – по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным (п. 69 Инструкции № 33н ).
Если в справке вы увидели непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Первая величина это задолженность перед компанией, она может быть как текущей, так и прийти с предыдущего периода.
В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.
Слова сальдо, которое вы часто встречаете на своей квитанции представляет разницу между двумя величинами.
В справке о состоянии расчетов по налогам с минусом – что значит
Взаимоотношения предприятий и налоговых органов (ИФНС) не прекращаются на протяжении всей истории хозяйственной деятельности. Это отрегулировано налоговым законодательством Российской Федерации.
Все, казалось бы, просто и понятно, но на самом деле очень часто между хозяйственным субъектом и ИФНС возникают технические, экономические и финансовые разногласия.
Почему это происходит и что необходимо делать в этой ситуации, мы разберем в материале этой статьи.
Прежде чем рассматривать тему статьи в деталях, ответим на главный вопрос, что означает знаки «плюс» и «минус» в Справке о состоянии расчетов по налогам (далее просто «Справка»).
Итак, Справка может быть:
- «Нейтральной» – это указывает, что ваши финансовые параметры полностью совпали с показателями налоговых органов;
- Справка со знаком « плюс» – ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет переплату;
- Справка со знаком «минус»- ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет задолженность пред бюджетом.
Каждому предприятию время от времени необходимо уточнять состояние бюджетных отчислений. Знакомая ситуация, когда компания запросила справку об отсутствии у нее задолженности пред бюджетом. Но в выдачи указанного документа из налоговых органов было отказано по причине существующей задолженности.
Для того чтобы предприятие не попадало в подобную ситуацию «цейтнота» необходимо через определенный период сверять свои данные с ИФНС. Кроме того этого требует достоверность отчетности бухгалтерии компании (инвентаризация бюджетных расчетов при составлении годового отчета бухгалтерии).