Приемных детей могут в любой момент забрать кровные родители? По закону, да

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приемных детей могут в любой момент забрать кровные родители? По закону, да». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно тяжело. Могут обостряться болезни, возникать неожиданные слезы и истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди») и даже агрессия. Все это закономерно и со временем обязательно пройдет при условии грамотности родителей и их искренней любви.

Адаптация ребенка в приемной семье

Адаптацию ребенка в приемной семье можно условно разделить на несколько этапов:

  • Этап подготовки, когда ребенок только посещает новых родителей, приходит в гости до окончательного приема малыша в семью.
    В этот период приемные родители стараются, чтобы ребенку было комфортно в доме, делают подарки, всячески его хвалят и подбадривают. Ребенок же пытается понравиться новым родителям. Очень важно не торопить события и не давить на ребенка, чтобы он называл родителей «мама» и «папа».
  • Этап кризиса, когда ребенок начинает вести себя совсем не так, как привыкли наблюдать приемные родители.
    Процесс закономерен и его стоит рассматривать, как правильное развитие взаимоотношений. Если ребенок показывает новым родителям свои нехорошие стороны – это признак доверительных отношений.
  • Этап адаптации, когда ребенок начинает чувствовать себя в новой семье, как дома.
    Меняется его внешность, поведение, малыш становится самостоятельным и более уверенным в себе. Следует помнить, что любое изменение в семье может нанести ребенку психологическую травму.
  • Этап стабилизации, когда семья окончательно становится семьей.
    Приемный ребенок спокоен, хотя его могут тревожить воспоминания о прошлой жизни, и приемные родители удовлетворены состоянием своей семьи.

Советы будущим приемным родителям:

  1. Старайтесь не ориентироваться на мнение людей, которые сами не являются усыновителями: реального представления о детях-сиротах у них нет.
  2. Не стесняйтесь проводить необходимое медицинское и психологическое обследование ребенка до принятия решения. В любом случае, оно необходимо: нужно четкое понимать, что и как предстоит лечить.
  3. Не помешает все время помнить, что гены формируют темперамент, характер, отвечают за здоровье, но не за судьбу человека. Преступники и наркоманы – это результат воспитания и окружающего общества.
  4. Обращайтесь за помощью к психологам и юристам. Специалисты бесплатно консультируют в Центрах социальной помощи семье и детям.
  5. Не спешите. В случае сомнений, неуверенности или проблем в семье, ждите. Решайте свои вопросы и продолжайте общаться с другими приемными родителями.
  6. Если не можете «узнать» своего ребенка, воспользуйтесь обонянием. Запахи четко срабатывают на бессознательном уровне, подсказывая «мой человек» или нет.
  7. Не пытайтесь заранее нарисовать в воображении образ ребенка: все будет совсем не так, как вы ожидали. И даже не так, как вам рассказывали другие приемные родители – каждый случай индивидуален.
  8. У ребенка, оставшегося без родителей, в прошлом много тяжелого и плохого. Избавляться от этого груза он будет постепенно, с помощью новой семьи. Не торопите события – нужно время.
  9. Не ждите моментальной любви от приемного ребенка. Важно то, что вы уже изменили к лучшему жизнь маленького человека.
  10. Позвольте ребенку быть собой. Наблюдайте за его интересами, талантами и помогайте закрепить их. Разрешите малышу вырасти счастливым.

Чем временная семья лучше детского дома

— Почему БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» запускает эту программу?

— Это вынужденная для нас мера. Мы работаем и с кровными семьями, и с приемными. У нас часто возникают ситуации, когда ребенка нужно устроить временно. Например, мама попала в больницу. Или мы понимаем, что сейчас ситуация небезопасна для ребенка, но с его родителями можно работать.

Другая проблема: возврат из приемной семьи. Для детей возвращение в детский дом, откуда их взяли — это очень травматичная ситуация. Лучше всего ее избежать. Если нет семьи, которая готова его забрать навсегда, с рук на руки, то лучше, чтобы он ждал ее у кого-то в гостях.

И нет этих рисков, о которых люди говорят: «Как же так? Ему будет плохо, потому что это временно…»

Читайте также:  Как оформить карту москвича: пошаговая инструкция

— А правда, как себя чувствует ребенок, зная, что он в семье не навсегда?

— В детском доме, конечно, он тоже временно. И там ему намного хуже. Мы же понимаем, что временная приемная семья не альтернатива постоянной. Если бы выбор был, мы бы сделали его в пользу второго.

Мы же оказываемся в ситуации, когда не знаем, что будет дальше. Например, когда мама выйдет из тюрьмы, она заберет ребенка или нет? У нас нет возможности найти для него постоянную семью, а потом через два года сказать: «Отдавайте ребенка». Это гораздо больше травмирует и его, и приемных родителей, которые были уверены, что это навсегда.

Нам приходится выбирать между временной приемной семьей и детским домом. Если кто-то скажет, что лучше два года провести в детдоме, мне хочется заглянуть в глаза этому человеку.

Сравните жизнь в казенном учреждении с толпой несчастных детей без обычного семейного быта, без человеческих отношений с временным пребыванием у приемных родителей. Выбор очевиден.

Ребенок ведь может пожить у бабушки или родственников. Когда родители уезжают работать в другой город, например, детей редко берут с собой. Их оставляют с близкими. Сколько людей в нашей стране воспитаны не мамами, а бабушками и тетями. Ребенок жил с ними, а потом возвращался в семью. Если между взрослыми при этом нормальные взаимоотношения, никакой трагедии не возникает.

Никто при этом не лишает его мамы. Он понимает, что она не живет с ним из-за каких-то обстоятельств. Мама звонит, пишет письма.

Мы предполагаем то же самое, когда говорим о временном размещении в приемной семье, пока родители находятся на лечении или в местах лишения свободы. У нас сохраняется коммуникация с мамой. Это, конечно, тяжело, лучше бы, чтобы она была рядом, но в жизни бывает по-разному.

— Когда от ребенка отказываются приемные родители, как объяснить, что он временно поживет в другой семье?

— Возвращение в детский дом воспринимается как тотальное фиаско. Получается, что он не прижился в семье, родители его не приняли. Поэтому, конечно, намного легче сказать: «Пока ты поживешь в гостях у тети Кати и дяди Вити, чтобы не возвращаться в детский дом». И искать ему постоянную семью. Если речь идет о подростке, с временными приемными родителями он может прожить до совершеннолетия.

Как и при угрозе суицида, нельзя делать вид, что так и надо и ничего не происходит, – сравнивает она. Какие проблемы могут побудить приемных родителей отвести ребенка обратно в опеку и подписать отказ, если все они понимают, что это огромный стресс для него и в некотором роде жизненное фиаско для них?

«Нехватка родительских воспитательных компетенций», проще говоря – непонимание, почему ребенок себя так или иначе ведет и как на это реагировать.

Например, у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Пока он мал, родители думают, что справляются, но когда он попадает в школу и «ходит там по потолку», добавляется социальный прессинг. Учителя упрекают приемных родителей, что те плохо воспитали ребенка, а они искренне не знают, что с ним делать – не к парте же привязывать.

Постоянно сидеть рядом тоже невозможно.

Что такое опекунство над ребенком

  • осуществлять заботу над ребенком, в том числе обеспечивать питанием, одеждой и жильем;
  • осуществлять уход и при необходимости лечение;
  • дать образование и позаботиться о физическом развитии;
  • защитить интересы в государственных инстанциях при необходимости;
  • проживать с подопечным, возраст которого меньше 16 лет;
  • в случае изменения места жительства известить органы опеки;
  • если ребенок не утратил связь с родственниками – давать возможность видеться;
  • поступающие денежные средства расходовать на обеспечение малыша;
  • распоряжаться объектами недвижимости только с разрешения органов опеки.

Решение по установлению опеки принимается именно местной или районной администрацией. Выдается при этом документ, который действует на территории всего государства. Помимо этой инстанции, нужно будет прийти и в отдел народного образования. Эта организация проверяет достоверность всей предоставленной информации.

После подачи иска органами опеки руководство Шаталовского детского дома обратилось в фонд «Дети наши» и попросило сотрудников помочь Людмиле вернуть дочь.

Руководитель программы воссоединения семей Диана Зевина в разговоре с RT отметила, что дети практически всегда тянутся к родителям, несмотря на их прошлые ошибки. По её словам, в таких ситуациях необходимо смотреть на то, как родитель исправляет свою жизнь.

«Нужно руководствоваться тем, что мы имеем на данный момент. Сейчас Людмила — добропорядочный гражданин, она ездит к ребёнку, работает, обустраивает дом. Конечно, мы не знаем, что случится в будущем. Если исходить из того, что может произойти потом, то никому нельзя рожать детей и воспитывать их — мы все смертны и уязвимы, — пояснила общественница. — Ангелина испытывала серьёзный стресс именно из-за того, что была разлучена с матерью».

Зевина добавила, что в большинстве случаев речь идёт об отцах и матерях, которые хотят вернуть детей, но не всегда понимают, как исполнять свои родительские обязанности: «Конечно, мы не помогаем возвращать детей в семьи, где они могут подвергаться физическому, сексуальному или моральному насилию».

За что органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Основаниями для изъятия считают:

  • привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  • совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  • эксплуатация детского труда;
  • непосещение молочной кухни;
  • аморальное поведение взрослых;
  • частый и громкий плач деток;
  • нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  • нехватка игрушек;
  • антисанитарные условия проживания;
  • не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  • не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  • отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  • поступление жалоб, в том числе анонимных.

Как вести себя во время проверки органами опеки

Самое главное, что нужно помнить – это то, что изъятие детей из семьи без оснований невозможно. Если в семье все нормально, между родителями и детьми хорошие отношения, нет никаких проблем с продуктами питания, учебой и одеждой, никто ребенка не заберет.

Примечание: запрещать сотрудникам ООиП входить в квартиру смысла нет, это их наоборот насторожит. Они все равно вернутся с полицейскими, и в жилье впустить придется.

На что обращает внимание комиссия в первую очередь:

  • Внешний вид детей и родителей;
  • Состояние жилья;
  • Ремонт, санитарные условия.

Комиссия может проверить холодильник, провести беседу со всеми членами семьи, а также уточнить, нуждается ли несовершеннолетний в лекарствах и медицинской помощи, если есть признаки такового. В некоторых случаях опрашивают и соседей, чтобы получить характеристику на родителей.

Как нужно вести себя в ходе проверки:

  • Не пытаться прогнать комиссию. Все равно до окончания детального обследования сотрудники не уйдут;
  • Не грубить. Это только негативно отразится в акте в дальнейшем;
  • Стараться вести себя вежливо, предоставлять доступ в комнаты детей;
  • Не выражаться нецензурно и не угрожать комиссии. В первом случае могут привлечь к административной, во втором – к уголовной ответственности. Это не решит проблему, а только усугубит ее.

Если родители ведут себя уверенно и вежливо, комиссия только составит акт и передаст один его экземпляр в течение трех дней. Никаких проблем в дальнейшем не будет. Если же позволять себе угрозы в адрес комиссии или устроить скандал, одним оформлением акта дело не закончится.

Риск второй – возрастные кризисы приемного ребенка

С подростками тяжело всегда, даже если с любовью и формированием привязанности у них все нормально. Это время, когда с ними даже должно быть тяжело: молодой человек формируется с помощью протеста, это «сепарация», отделение детей от родителей. Если подростковый кризис смазан, это значит, что он «догонит» человека в 30 лет. Кризис может казаться невыносимым, но чем он интенсивнее, тем короче, если это может утешить приемных родителей.

Иногда возрастной кризис ребенка настигает даже опытные приемные семьи, воспитавшие до того других детей.

Родители часто не готовы к подростковым кризисам. Есть прекрасные молодые приемные семьи, которые сначала ездят в детский дом помогать как волонтеры, потом берут под опеку детей, которые всего лет на 10-15 моложе их самих. У них выстроились детско-родительские отношения, пока ребенок был мал, но он «выскочил» из таких отношений, когда стал подростком. Подросток, как и все дети, нуждается в зоне свободы (зоне уважения) и в зоне безопасности (нужен сильный взрослый рядом, который не пытается стать для ребенка другом, не возлагает на него ответственности за равноправные отношения).

Риск четвертый: меняется структура семьи

Изменение структуры семьи – развод, смерть одного из членов семьи, появление нового ребенка – стресс для любой семьи, в том числе такой, где приемных детей нет. Перестраивается вся система взаимоотношений. Иногда даже потеря работы кормильцем семьи ведет в кризисных семьях к тому, что отказываются даже от кровных детей. Бывает, что супруг может понять, что не справляется с приемным ребенком, после смерти второй половинки, либо ребенок сам начнет реагировать на стресс так, словно мечтает оказаться в детском доме.

Читайте также:  Профессия Кладовщик: специалист по управлению складом

По наблюдениям специалистов, есть семьи, где в ответ на любую проблему с уже имеющимися детьми берут нового ребенка. Иногда хочется спросить: не хотите ли сначала наладить ситуацию с уже взятыми? В итоге у семьи не хватает ресурса на всех детей.

Кровные дети часто реагируют на такую неугомонность родителей радикальным ухудшением поведения, чем возвращают взрослых, мечтающих об очередном приемном ребенке, на землю.

Например, кровная девочка 12 лет прямо призналась психологу: если бы она стала лучше учиться, у нее вскоре появился бы седьмой братик. С появления в семье предыдущего приемного ребенка к тому времени прошло всего полгода. Сначала хотя бы появлялись маленькие, которых девочка легко опекала как родных, но в конце появился ее сверстник – ребенок в конкурирующем возрасте. На глубокий стресс кровной дочери мама не обращала внимания: «как это сделать перерыв в опеке и дать дочке отдохнуть? Пока мы молодые, мы можем спасти из системы еще несколько», – рассуждала она.

Куда забирают детей органы опеки?

Место помещения ребенка напрямую зависит от оснований изъятия:

  1. При лишении или ограничении родителей в родительских правах. Ребенок помещается в специализированную организацию. В зависимости от возраста или состояния здоровья это может быть центр семейного устройства (детский дом), школа-интернат, дом ребенка, дом-интернат. Несовершеннолетний помещается под надзор, как оставшийся без родительского попечения.
  2. В случае отобрания. Если родитель успел нанести вред детскому здоровью (травма, обморожение, переохлаждение), то ребенок помещается в детское отделение ближайшей больницы. При отсутствии травм, несовершеннолетний направляется в реабилитационный центр (приют).

Ребенок не может быть передан родственникам просто так. В случае лишения/ограничения прав, возможно оформление постоянной (при наличии полного пакета документов) или предварительной (при наличии паспорта и положительного акта обследования) опеки.

Как проводится проверка органами опеки и на что они обращают внимание?

Распоряжение (акт) об отобрании оформляется на основании представленного ходатайства и акта проверки жилищных условий.

При посещении семьи, где проживает ребенок, нуждающийся в экстренном изъятии, комиссия обращает внимание на несколько факторов:

  • ремонт и чистота в квартире;
  • внешний вид ребенка и членов семьи;
  • наличие визуальных признаков заболеваний у несовершеннолетнего;
  • питание ребенка (содержимое холодильника);
  • санитарное состояние жилья: наличие насекомых, грязи, неисправных систем водоснабжения, и пр.;
  • наличие домашних животных;
  • взаимоотношения между членами семьи;
  • потребность в лекарствах и госпитализации ребенка.

Жизненно важные ампулы

Проблемы со здоровьем есть у девочек и сейчас: у Лизы – астма и еще ряд хронических заболеваний, у Тани – проблемы с сердечком. Поэтому двойняшки регулярно посещают врачей, а одна из них практически живет на лекарствах.


Каждый месяц семье надо минимум 16200 рублей
на ампулы для ингаляций


«Дополнительной помощи на медикаменты от государства мы не получаем. А биологические родители просто не представляют, сколько всего нужно. Например, пять ампул для дыхательных ингаляций стоят 900 рублей, в день надо три ампулы. А если приступ большой, то и больше ампул уходит. Это большие затраты на жизненно необходимые лекарства. Таню тоже обследуют, но ей не надо пить лекарства постоянно, по мере необходимости», – говорит приемная мама Ольга Куприянова.

Первое время из-за нервных переживаний Лиза не спала ночами – у нее обострилась астма. Спустя год семья победила страшные приступы, но иногда болезнь дает о себе знать: например, в этом году было два приступа по три дня. Когда девочка задыхается, помочь в домашних условиях невозможно — необходима срочная госпитализация хотя бы на сутки.

Если в Новосибирске у Куприяновых проблем с госпитализацией Лизы не возникает, то в Новомихайловке, Алтайского края – где живет биологическая мама девочек – больниц нет.

«Когда мы ездили в деревню в августе, там было два магазина, школа одноэтажная на 130 человек, заправка. Больницы не было, но вот в понедельник-вторник опека Кировского района съездила туда, и сказали, что там открыли ФАП, – говорит Ольга Куприянова. – Не знаю, есть ли там кружки для маленьких детей. До Барнаула от деревни – 21 километр. Социализация сойдет к нулю. И от стресса у девочек может остановиться развитие, говорит психолог».


«Мы готовы удочерить сестер, но нам пояснили, что теперь сделать это крайне сложно, потому что надо согласие родственников девочек, а они естественно его не дадут»

Ольга Куприянова



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *