Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность водителя за ДТП со смертельным исходом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уголовные дела по ДТП входят в особую категорию дел, рассматриваемых судом. На сбор доказательственной базы, опрос свидетелей, проведение следственных экспериментов, криминалистических экспертиз с целью доказывания вины подозреваемого или невиновности уходит до полугода. В течение этого периода времени задачей адвоката по дтп с погибшими является сбор, анализ, обработка доказательств, сведений, фактов, которые могли бы реабилитировать клиента. Работа специалиста при дорожно-транспортных происшествиях заключается в том, чтобы его подопечному было назначено максимально лояльное наказание с минимальной денежной компенсацией.
Наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ
Какое наказание может последовать согласно ст. 264 Уголовного кодекса:
- в случае гибели 1 человека – принудительные работы либо заключение под стражу на срок до 5 лет;
- в случае, если авария наступила, когда виновное лицо находилось в состоянии алкогольного опьянения – заключение под стражу до 7 лет;
- если управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения выявлено не в первый раз – лишение водительских прав, штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей, принудительные работы либо обязательные работы;
- если в аварии погибло более двух человек – заключение под стражу на срок до 9 лет.
Минимальное наказание будет следующим:
- если водитель был пьян – от 2 лет заключения под стражу;
- если погибло несколько людей – от 4 лет заключения под стражу.
Уголовное дело по ДТП со смертельным исходом: чего ждать обвиняемому?
Учитывая, что статья 264 УК РФ предполагает за совершение ДТП, в результате которого погиб человек, наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а если погибло два и более человека – от семи лет и выше, то участие адвоката по дтп со смертельным исходом является не вынужденной необходимостью, а единственно возможным шансом на получение минимального наказания за правонарушение.
Назначение наказания судом за ДТП повлекшим смерть
Согласно диспозиции статьи ст. 264 УК РФ, ответственность в виде наказания за вину в совершении ДТП с летальным исходом имеет следующие санкционные формы.
Лишение свободы до 5 лет либо работы исправительного характера на срок до 4 лет, если в результате дорожно-транспортного происшествия наступила смерть одного лица ( ч. 3 ст.264 УК РФ).
В качестве отягчающего обстоятельство выступает факт нахождения виновного лица во время управления ТС на момент совершения аварии, в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. В этом случае в качестве санкции будет выступать лишение свободы на срок от 5 до 12 лет ( ч. 4 ст. 264 УК РФ).
Виновный также лишается права управления транспортными средствами любой категории до 3 лет.
Лишение свободы сроком до 7 лет или работы исправительного характера на до 5 лет и лишение права управления автомобилем, если в результате дорожно-транспортного происшествия погибло 2 либо более человек (ч. 5 264 УК РФ).
Если виновное лицо на момент совершения ДТП находился за рулем управляемого им автомобиля в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения – это квалифицируется, как отягчающее обстоятельство, срок лишения свободы увеличивается, при этом, от 8 до 15 лет ( ч. 6 ст. 264 УК РФ).
Смягчающие обстоятельства в виде: малого стажа вождения машиной (2 года и менее), непредвиденно возникших в процессе следования по маршруту технических неисправностей, мешавших своевременному реагированию водителя, а также учитываются судом при назначении наказания.
Ознакомившись со статьей 264 УК РФ о ДТП, можно выяснить, что грозит водителю, если он будет признан виновным в преступлении, которое ему инкриминируется. За смерть в результате ДТП, даже по неосторожности, автомобилиста ждет гражданская и уголовная ответственность.
Внимание! В первом случае речь идет о компенсации урона пострадавшей стороне. При нанесении телесных повреждений, которые привели к гибели потерпевшего, водитель должен будет возместить моральный ущерб. Обычно такую выплату осуществляет страховая компания, где виновник оформлял полис ОСАГО.
Уголовная ответственность предусматривает следующие варианты наказания:
- Если водитель был трезв. Лишение свободы до 4 лет или исправительные работы, конфискация прав до 3 лет. Исключается возможность занимать определенные должности.
- Если виновник пьяный. В таких случаях грозит тюремное заключение на срок до 7 лет. Минимальный период ограничения свободы – 2 года. После выхода на волю водителю запретят садиться за руль и занимать определенные должности еще на 3 года.
- ДТП с несколькими погибшими. Если нарушение ПДД привело к гибели больше одного человека, но при этом виновник был трезвым, ему грозит до 7 лет тюрьмы. В данном случае учитывается множество обстоятельств, в том числе количество жертв. Если водитель был пьян, то за ДТП повлекшее смерть человека дадут до 9 лет.
Возможно ли примирение сторон
Формально законодательство дозволяет примирение сторон при любом преступлении средней тяжести. Однако достаточно давно идут споры как среди законодательного, так и судебного общества о правомерности примирения сторон по делам, связанным со смертью людей.
Противники примирения утверждают, что родственники и другие представители погибшего, которые признаются потерпевшими не имеют права примиряться с виновником от лица погибшего.
В любом случае решение о прекращении дела по примирению сторон принимается судом по каждому конкретному случаю отдельно, прекратить дело — это право судьи, а не его обязанность. И так как окончательного решения нет, в зависимости от региона и даже конкретного суда возможно различное решение этого вопроса.
Например, Свердловский областной суд считает недопустимым примирение сторон, если произошла гибель людей, а суды Татарстана, в том числе и высшие, практически всегда прекращают дела, связанные со смертельными авариями, по примирению сторон.
Где отбывает наказание виновник
Я думаю, что многие из вас, когда слышат слова «уголовный срок», «лишение свободы», сразу представляют тюремные казематы. На самом деле осужденные за неумышленные преступления отбывают срок в колониях-поселениях.
В таких учреждениях нет охраны и постоянного надзора, нет ограничения по почтовому общению и личным свиданиям. Живут в общежитиях, но возможно и предоставление отдельной жилплощади, если осуждённый хочет жить с супругом. В некоторых случаях позволяется жить и вне колонии. Труд осуществляется и оплачивается согласно ТК РФ. За отказ трудиться налагаются взыскания, например, запрет выходить из общежития.
В общем, самое существенное отличие от обычной жизни — это необходимость находиться на строго определённой территории и периодически отмечаться в органах, а также то, что администрация может в любое время провести проверку, осмотреть вещи и т. п.
Основной минус колоний-поселений — вероятность того, что среди заключённых окажутся настоящие уголовники, отбывающие срок за тяжкие преступления, но приведённые в колонию за хорошее поведение или по другим причинам. Такие лица привносят тюремную атмосферу в колонии.
Уголовно преследуемое деяние предусматривает неосторожность действий виновного лица, т.е. в его действиях должен отсутствовать прямой умысел. Если ДТП совершено в результате целенаправленного наезда автомобиля или иного ТС на пешехода, либо водитель умышленно попал в аварию, поставив в смертельную опасность жизнь других людей, то квалификация будет другой. Такие действия считаются убийством или терактом (если, например, автомобиль специально въехал в толпу и в результате наезда есть погибшие).
- Наличие алкогольного опьянения устанавливается проверкой сотрудником ГИБДД на месте или в результате врачебного освидетельствования.
- Водитель считается пьяным, если отказался от освидетельствования независимо от мотивов отказа.
- Субъектом преступления считается лицо, которое достигло возраста 14 лет.
- В перечень автомашин входят легковые и грузовые авто, любое ТС, для вождения которого обязательно наличие специального права.
При расследовании для квалификации преступления требуется установить, какими именно нормами ПДД пренебрег подозреваемый водитель. Учитываются предписания Пленума ВС РФ от 9.12.2005 № 25. В приговоре суда должно быть обозначено, нарушение каких именно пунктов ПДД повлекло по неосторожности смерть людей. Необходимо установить, в чем конкретно выразилось это нарушение. Неисправная машина, которая прошла поверхностную проверку либо вовсе не проверялась перед выездом, не может служить смягчающим обстоятельством для водителя. Согласно п. 2.3.1. ПДД перед началом движения водитель должен убедиться в исправности автомобиля или другого ТС.
Нарушение ПДД, последствием которого стала смерть человека, может быть вызвано путем действия или бездействия подозреваемого гражданина:
- В качестве действий можно указать превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, проезд перекрестка на красный свет светофора.
- Бездействие выражается в невключении дальнего света, неприменении торможения, которое могло бы предотвратить аварию со смертельным исходом.
Действия виновника аварии, квалифицируемые как отягчающие обстоятельства
Во время судебного разбирательства во внимание берутся все поступки и действия обвиняемого, которые он ранее совершал при управлении автомобилем, а также то, что он сделал или не сделал во время и после ДТП. Наличие отягчающих обстоятельств существенно усугубляет положение подсудимого и лишает его шансов на снисхождение, поэтому ему могут назначить максимальный срок наказания.
В настоящее время отягчающими считаются следующие обстоятельства:
- Случаи систематического грубого несоблюдения ПДД, подтверждённые постановлениями об административном правонарушении, которые были вынесены на основании протоколов инспекторов ГИБДД и показаний средств автоматической видеофиксации нарушений.
- Трагические последствия вследствие управления автомобилем с техническими неисправностями. В этом случае ситуацию может усугубить и несвоевременное прохождение техосмотра.
- Оставление места ДТП до прибытия спасателей, скорой помощи и сотрудников ГИБДД, за исключением случаев, когда виновник увёз в больницу ещё живого пострадавшего.
- Неоказание первой помощи пострадавшим.
- Совершение ДТП со смертью в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также при отсутствии водительских прав.
- Передача управления автомобилем несовершеннолетнему лицу. В этом случае ответственность будет нести как малолетний гражданин, если ему исполнилось 14 лет, так и тот, кто посадил его за руль.
- Групповое совершение аварии. В этой ситуации обвинение будет предъявлено всем участникам происшествия, а степень вины каждого из них установит суд.
Рейтинг стран по уровню смертности в ДТП
Главная > Справочник > Списки и рейтинги > Страны > Рейтинг стран по уровню смертности в ДТП
Уровень смертности на дорогах среди стран мира — одна из сфер пристального изучения современной науки. В ряде стран смертность от автомобильных аварий является одной из главных причин уменьшения населения. Статистика смертности в ДТП ведется Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization), которая каждые 3-5 лет выпускает специальный отчет под названием «Доклад о безопасности дорожного движения в мире» («Global Status Report on Road Safety»). В данном отчете приводятся данные о среднем уровне смертности за год на 100 тысяч населения. Этот метод подсчета позволяет абстрагироваться от абсолютного количества населения в стране и случаев аварий. Систематизацией данных занимается Всемирный банк, который также публикует эти данные у себя в отчете Mortality caused by road traffic injury (per 100,000 people).
Как показывает статистика, высокая смертность от ДТП наблюдается в бедных странах. Эксперты отмечают, что это связано с неразвитой инфраструктурой, плохими дорогами и некачественным уровнем медицинского обслуживания, которое оказывается пострадавшим в ДТП людям. В тоже время, в списке стран с наибольшей смертностью на дорогах нельзя найти экономически развитых стран, которые, очевидно, обеспечивают надлежащие условия для движения авто и максимально уделяют внимания безопасности на дорогах. В среднем ежегодно в мире от ДТП погибает более миллиона человек. Последняя версия отчета, выпущенная ВОЗ, отображает итоги 2018 года.
Отчеты: GSRRS2018.pdf, GSRRS2015.pdf
- 2018
- 2015
- Карта
№ | Страна | Смертей на 100 тыс населения |
1 | Либерия | 35,9 |
2 | Сент-Люсия | 35,4 |
3 | Бурунди | 34,7 |
4 | Зимбабве | 34,7 |
5 | Доминикана | 34,6 |
6 | ДР Конго | 33,7 |
7 | Венесуэла | 33,7 |
8 | ЦАР | 33,6 |
9 | Таиланд | 32,7 |
10 | Гвинея-Бисау | 31,1 |
11 | Малави | 31 |
12 | Буркина-Фасо | 30,5 |
13 | Намибия | 30,4 |
14 | Камерун | 30,1 |
15 | Мозамбик | 30,1 |
16 | Южный Судан | 29,9 |
17 | Гамбия | 29,7 |
18 | Руанда | 29,7 |
19 | Того | 29,2 |
20 | Танзания | 29,2 |
21 | Уганда | 29 |
22 | Лесото | 28,9 |
23 | Саудовская Аравия | 28,8 |
24 | Мадагаскар | 28,6 |
25 | Белиз | 28,3 |
26 | Гвинея | 28,2 |
27 | Кения | 27,8 |
28 | Чад | 27,6 |
29 | Бенин | 27,5 |
30 | Сан-Томе и Принсипи | 27,5 |
31 | Конго | 27,4 |
32 | Сомали | 27,1 |
33 | Свазиленд | 26,9 |
34 | Эфиопия | 26,7 |
35 | Коморские о-ва | 26,5 |
36 | Сирия | 26,5 |
37 | Вьетнам | 26,4 |
38 | Нигер | 26,2 |
39 | Ливия | 26,1 |
40 | ЮАР | 25,9 |
41 | Судан | 25,7 |
42 | Эритрея | 25,3 |
43 | Кабо-Верде | 25 |
44 | Гана | 24,9 |
45 | Мавритания | 24,7 |
46 | Экваториальная Гвинея | 24,6 |
47 | Гайана | 24,6 |
48 | Иордания | 24,4 |
49 | Ботсвана | 23,8 |
50 | Ангола | 23,6 |
51 | Кот-д’Ивуар | 23,6 |
52 | Малайзия | 23,6 |
53 | Сенегал | 23,4 |
54 | Габон | 23,2 |
55 | Мали | 23,1 |
56 | Тунис | 22,8 |
57 | Парагвай | 22,7 |
58 | Индия | 22,6 |
59 | Сальвадор | 22,2 |
60 | Нигерия | 21,4 |
61 | Эквадор | 21,3 |
62 | Ирак | 20,7 |
63 | Иран | 20,5 |
64 | Мьянма | 19,9 |
65 | Бразилия | 19,7 |
66 | Марокко | 19,6 |
67 | Колумбия | 18,5 |
68 | Китай | 18,2 |
69 | Ливан | 18,1 |
70 | Таджикистан | 18,1 |
71 | ОАЭ | 18,1 |
72 | Россия | 18 |
73 | Камбоджа | 17,8 |
74 | Казахстан | 17,6 |
75 | Кувейт | 17,6 |
76 | Бутан | 17,4 |
77 | Соломоновы о-ва | 17,4 |
78 | Острова Кука | 17,3 |
79 | Армения | 17,1 |
80 | Тонга | 16,8 |
81 | Коста-Рика | 16,7 |
82 | Гондурас | 16,7 |
83 | Гватемала | 16,6 |
84 | Лаос | 16,6 |
85 | Монголия | 16,5 |
86 | Оман | 16,1 |
87 | Непал | 15,9 |
88 | Сейшельские о-ва | 15,9 |
89 | Вануату | 15,9 |
90 | Босния и Герцеговина | 15,7 |
91 | Боливия | 15,5 |
92 | Киргизия | 15,4 |
93 | Бангладеш | 15,3 |
94 | Грузия | 15,3 |
95 | Афганистан | 15,1 |
96 | Шри-Ланка | 14,9 |
97 | Суринам | 14,5 |
98 | Туркменистан | 14,5 |
99 | Пакистан | 14,3 |
100 | Панама | 14,3 |
101 | Папуа — Новая Гвинея | 14,2 |
102 | Аргентина | 14 |
103 | Маврикий | 13,7 |
104 | Украина | 13,7 |
105 | Албания | 13,6 |
106 | Ямайка | 13,6 |
107 | Перу | 13,5 |
108 | Уругвай | 13,4 |
109 | Мексика | 13,1 |
110 | Восточный Тимор | 12,7 |
111 | Чили | 12,5 |
112 | США | 12,4 |
113 | Филиппины | 12,3 |
114 | Турция | 12,3 |
115 | Индонезия | 12,2 |
116 | Тринидад и Тобаго | 12,1 |
117 | Узбекистан | 11,5 |
118 | Самоа | 11,3 |
119 | Доминика | 10,9 |
120 | Черногория | 10,7 |
121 | Румыния | 10,3 |
122 | Болгария | 10,2 |
123 | Южная Корея | 9,8 |
124 | Египет | 9,7 |
125 | Польша | 9,7 |
126 | Молдова | 9,7 |
127 | Фиджи | 9,6 |
128 | Гренада | 9,3 |
129 | Латвия | 9,3 |
130 | Катар | 9,3 |
131 | Греция | 9,2 |
132 | Беларусь | 8,9 |
133 | Азербайджан | 8,7 |
134 | Куба | 8,5 |
135 | Хорватия | 8,1 |
136 | Литва | 8 |
137 | Антигуа и Барбуда | 7,9 |
138 | Венгрия | 7,8 |
139 | Новая Зеландия | 7,8 |
140 | Португалия | 7,4 |
141 | Сербия | 7,4 |
142 | Исландия | 6,6 |
143 | Словения | 6,4 |
144 | Македония | 6,4 |
145 | Люксембург | 6,3 |
146 | Эстония | 6,1 |
147 | Мальта | 6,1 |
148 | Словакия | 6,1 |
149 | Чехия | 5,9 |
150 | Бельгия | 5,8 |
151 | Канада | 5,8 |
152 | Австралия | 5,6 |
153 | Барбадос | 5,6 |
154 | Италия | 5,6 |
155 | Франция | 5,5 |
156 | Палестина | 5,3 |
157 | Австрия | 5,2 |
158 | Кипр | 5,1 |
159 | Финляндия | 4,7 |
160 | Кирибати | 4,4 |
161 | Израиль | 4,2 |
162 | Германия | 4,1 |
163 | Ирландия | 4,1 |
164 | Япония | 4,1 |
165 | Испания | 4,1 |
166 | Дания | 4 |
167 | Нидерланды | 3,8 |
168 | Великобритания | 3,1 |
169 | Сингапур | 2,8 |
170 | Швеция | 2,8 |
171 | Норвегия | 2,7 |
172 | Швейцария | 2,7 |
173 | Микронезия | 1,9 |
174 | Мальдивы | 0,9 |
175 | Сан-Марино |
ДТП со смертельным исходом подразумевают наказание водителя. Однако уголовная ответственность приходит лишь в том случае, если в результате случившегося жертвы получили тяжелой или средней тяжести повреждения. И конечно, когда кто-то не сумел выжить. Но! На месте аварии далеко не всегда получается говорить о том, что есть жертвы с теми или иными повреждениями. Медики фиксировали случаи, когда первичный осмотр показывал, в принципе, нормальное состояние пострадавшего. Но на следующий день он уходил на тот свет. В таких ситуациях начинают устанавливать связь, имеющуюся между случившейся аварией и смертью. И кстати, есть случаи, когда погибшие от колес автомобиля оказывались умершими не от аварии. А от сердечного приступа. Практика знает немало таких случаев, когда человек с очень слабым сердцем настолько пугался удара от подрезавшей его машины, что тут же умирал. Хотя полученная травма была незначительной. А создается впечатление в таком случае, что произошло ДТП со смертельным исходом. Статья УК РФ в этой ситуации может не распространять своё действие на виновника, если судмедэкспертиза докажет, что пострадавший ушел на тот свет не из-за столкновения.
Примирение с родственниками погибшего
За совершение ДТП на дороге легкой и средней степени тяжести Уголовным кодексом РФ предусмотрена процедура примирения с пострадавшими. В случае ДТП со смертельным исходом смягчить наказание и воспользоваться таким правом можно только водителям, которые в прошлом не имели случаев административного и уголовного преследования.
Примирение с родственниками погибшего вследствие дорожно-транспортного происшествия осуществляется путем принесения извинений, выплаты моральной и/или материальной компенсации.
Если виновнику или адвокату удалось договориться, близкие лица умершего подают ходатайство о прекращении дела в связи с примирением. На основании соответствующего заявления судья принимает решение о закрытии дела или применение санкций, предусмотренных УК РФ.
ДТП со смертельным исходом
Так как установить причину гибели и степень тяжести травм на месте аварии невозможно, для этого назначается специальная судебно-медицинская экспертиза. 111 статья ук рф есть ли условное наказание? Наихудшим исходом ДТП может стать гибель одного или нескольких человек. В подобной ситуации виновное лицо должно понести заслуженное наказание.
Если грамотно выработать линию защиты, то наказание виновнику автомобильной аварии со смертельным исходом можно существенно снизить. Опытный адвокат по максимуму использует все доступные правовые инструменты и найдет смягчающие обстоятельства, например: Что ждет автомобилиста, попавшего в аварию с летальным исходом? Читайте об этом в нашем материале. Если в процессе движения водитель соблюдал скоростной режим, то с помощью автотехнической экспертизы выясняется, мог ли он предотвратить ДТП.
Если нет, то гражданин наказывается только как нарушитель ст. 10.1 Правил дорожного движения.
Пределы наказаний за ДТП со смертельным исходом
Российское уголовное законодательство рассматривает все случаи автомобильных аварий, в которых погибли люди, с применением статьи 264.
Бывают ситуации, когда человек умирает в больнице по причине сердечного приступа, который не связан с фактом происшествия на дороге. Возможны ситуации, когда пострадавший в момент аварии чувствовал себя хорошо, однако на следующий день он умирает.
Судебное расследование призвано объективно оценить вину водителя и его связь с фактом смерти.
При наезде на пешеходном переходе и причинении травмы пешеходу в обстоятельствах превышенной скорости водителю будет вменено нарушение контроля безопасности вождения ТС. Отдельное наказание предусмотрено в случае оставления виновным водителем места происшествия. В зависимости от тяжести последствий и иных обстоятельств, к нему могут быть применен административный арест или наложен административный штраф, а в отдельных случаях водитель лишается права на вождение автомобиля. Уголовным кодексом подобное преступление рассматривается в рамках ст. 264, определяющей меру наказания в зависимости от степени тяжести и обстоятельств преступления.
Смерть пострадавшего может наступить не только в момент аварии. Зачастую жертву аварии увозят в больницу, и спустя некоторое время следует информация о том, что человек скончался. Суд должен четко установить факт, что причиной смерти послужило именно ДТП.