Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Незаконные пассажирские перевозки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Размеры штрафа за перевозку людей без лицензии
Если в автомобиле более 8 посадочных мест (не считая водительского), то за перевозку без лицензии штрафуют на гораздо большие суммы, по другой статьей КоАП РФ, 14.1.2.
Нарушение |
Наказание |
|||
Гражданин |
Должностное лицо |
Индивидуальный предприниматель |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии |
Штраф – 50 000 руб. |
Штраф — 50 000 руб. |
Штраф – 100 000 руб. |
Штраф – 400 000 руб. |
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.
К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят:
- копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
- копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
- копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.
Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.
Кто платит штраф назначенный таксисту?
В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?
Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).
При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.
В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.
Что делать таксисту в случае назначения штрафа?
Автомобилист обязан остановиться по требованию сотрудника, предоставить документы, подтверждающие его право управления транспортным средством, а также касаемо его деятельности в сфере оказания услуг такси (п. 2.1.1 ПДД). В то же время, водитель имеет право потребовать документы у инспектора, если он не предоставил таковых (согласно п. 5 регламента Приказа №664).
В ряде случаев инспектор может настаивать на составлении протокола даже в такой ситуации, когда водитель не соглашается с правонарушением. Специалисты рекомендуют в этих случаях не спорить, и в дальнейшем просто оспорить данное решение если не в вышестоящей инстанции, то в суде. Если же есть возможность оспорить ситуацию на месте, нужно приводить прямые доказательства.
Кроме того, свою роль могут играть свидетельские показания. Если очевидна неправомерность действий сотрудника ГИБДД, в качестве свидетелей могут рассматриваться и пассажиры, если таковые находятся на тот момент в автомобиле таксиста. В этой ситуации рекомендуется обменяться с ними телефонами и заручиться их поддержкой для дальнейшего оспаривания санкций со стороны сотрудника или его действий.
Если протокол составляется вопреки нарушению, и водитель не согласен, он имеет право указать в этом документе свое несогласие. Имеется возможность даже дополнить протокол собственным описанием ситуации, причинами выражения несогласия. Если же опровергнуть факт нарушения нечем, разумнее просто подчиниться требованиям сотрудника, подписать протокол и выплатить в дальнейшем причитающийся штраф. В этой ситуации разумнее будет оплатить штраф своевременно, ведь в большинстве нарушений, актуальных для таксистов, прослеживается возможность получения скидки в 50 процентов, если оплата произойдет в течение 20 дней с момента наложения штрафа. Так что разумное поведение может предполагать даже определенную выгоду.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
-
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
-
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
-
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
-
Расценки за услуги.
-
Визитка водителя с его фото.
-
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Как работать в такси на своей машине без лицензии через интернет
Водители, которые профессионально занимаются такси-перевозками не один год, методично нарабатывают себе постоянную клиентуру. Сама услуга постепенно трансформируется: от осуществления обычной разовой поездки до длительного обслуживания (например, в течение дня) и по сниженной стоимости (в пересчете на километр, конечно).
Это в чистом виде является выстраиванием собственного бизнеса, начинать который следует с самых первых дней работы в качестве наемного водителя (в том числе, при работе на проценте от заказа).
Это самый лучший формат работы, потому что он:
- Позволяет в итоге получить максимальную независимость от любых внешних факторов, как то: воля администрации виртуального агрегатора; политика частных автопарков в области выстраивания трудовых отношений с частными водителями;
- Позволяет оставлять у себя весь объем выручки без отчисления кому-либо каких-либо комиссионных.
Кроме того, когда вы начинаете взаимодействовать, а хуже того – зависеть от каких-либо контрагентов, то вы по факту проходите самый неприятный, негласный формат регистрации. При изменении политики государства в области условий для частных перевозчиков (например, в случае очередного «завинчивания гаек»), что компания-агрегатор, что таксопарк, с которыми вы сотрудничаете, в обязательном порядке должным образом предоставит властям всю имеющуюся у них информацию о вас, как о перевозчике (в том числе, и финансового характера).
И только если вы работаете самостоятельно, не взаимодействуя ни с какими партнерскими сервисами, только в этом случае вам гарантирована устойчивость вашего частного предприятия. Разумеется, жить на одних только клиентах, наработанных за долгое время, не перспективно. Деятельность нуждается в расширении, поэтому правильнее всего будет создать собственный Интернет-ресурс, посвященный такси-перевозкам и продвигать его в ТОП выдачи известных поисковиков.
Со временем к вам могут присоединиться другие такие же нелегальные таксисты, и у вас, таким образом, образуется собственный агрегатор (не такой глобальный, конечно, как Uber, но зато вы сами можете устанавливать здесь свои правила, а главное – цены).
Кто платит штраф назначенный водителю такси?
В 2023 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.
Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.
Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.
Почему трудно работать перевозчику без лицензии и какими последствиями это грозит
Вообще, любая государственная администрация (в любой стране мира) с неодобрением относится, если ей не платят налоги с какой-то деятельности, которая потенциально способна приносить прибыль. А для того, чтобы стать налогоплательщиком сначала требуется пройти регистрацию. В разных отраслях данный административный барьер выглядит по-разному: в сфере такси-перевозок – это лицензирование. Причем, это не только некий набор бюрократических процедур, но и довольно серьезные траты, которые соискателю данного документа нужно буквально «выложить авансом». В связи с этим становится очевидным, почему российские самозанятые водители не торопятся проходить процедуру легализации в любом ее формате:
- Стоимость получения лицензии для многих является чересчур высокой.
- Административный процесс сильно растянут и требует уделения ему большого количества времени.
Практика показывает, что вероятность того, что отсутствие лицензии приведет к существенным, регулярным материальным потерям при работе, не так велика. Ну, а получать этот документ просто ради него самого представляется неоправданной тратой усилий.
Коммерческая перевозка пассажиров регулируется в России законом 69-ФЗ. И согласно статье 9 данного закона за осуществление деятельности без лицензии на перевозчика предполагается наложение следующих штрафов:
- За сам факт осуществления коммерческих перевозок без лицензии – от 5 тыс. рублей в регионах РФ и от 10 тыс. рублей в Москве.
- Применение опознавательных знаков такси без соответствующего разрешения – от 5 тыс. рублей.
- Отсутствие ККМ и невыдача чека клиенту – 1 тыс. рублей.
- Неподобающий внешний вид авто (то есть, если не выполнена соответствующая оклейка машины) или же повторное нарушение правил перевозки пассажиров – конфискация транспортного средства на штрафстоянку и лишение прав на срок до полугода.
Но главная проблема для желающих таксовать частников даже не в возможных штрафах (в конце концов, не факт, что поймают). В современных условиях отсутствие подключения к сервисам агрегаторов означает практически полное отсутствие каких бы то ни было заказов – работа становится несистемной и перестанет отбивать затраты. И вот здесь-то и ожидают жаждущих подработки частников основные барьеры для вхождения в отрасль. Их-то, может, отечественные карательные органы и не поймают, а вот работу сервиса-агрегатора вполне могут заблокировать, если последний будет сотрудничать, с кем ни попадя и, таким образом, поощрять снижение собираемости налогов в стране (ведь всем очевидно, что пока частник формально нигде не числится, то и налогов с него никаких не взыщешь).
Что делать если остановили
Если у автомобилиста нет лицензии, при остановке автомобиля для проверки он может сказать инспектору, что подобрал попутчика. Данное действие не запрещено законом и не предполагает никакой ответственности.
Уполномоченный сотрудник будет требовать лицензию таксиста только в том случае, если факт перевозки пассажиров в коммерческих целях будет очевидным. Также возможно обращение к инспектору со стороны пассажира, если таксист не предоставил ему запрошенный чек после прибытия к месту назначения.
В обязательном порядке наличие разрешения на осуществление перевозки пассажиров проверяется при дорожно-транспортных происшествиях. Особенно актуально данное правило при наличии на автомобиле отличительных знаков такси.
Последовательность действий водителя без лицензии, если его остановил инспектор:
- Если в настоящий момент водитель не перевозит пассажиров — снять опознавательные знаки.
- Не выходить из машины без необходимости. Каждому водителю стоит знать, что даже при требовании со стороны уполномоченного сотрудника покинуть авто, действие это остается на усмотрение автомобилиста. Также излишняя тревожность может выдать таксиста без лицензии.
- Выйти из машины, если инспектор решил осмотреть автомобиль на предмет перевозки запрещенных вещей. Покинуть транспортное средство необходимо и для проверки водителя на опьянение.
- Изменить положение автомобиля в случае, если он мешает беспрепятственному проезду других ТС.
- Получить от инспектора сведения о его ФИО, должности и причине остановки.
- При наличии пассажиров в салоне авто — ответить на вопрос инспектора, используется ли автомобиль в качестве такси. При утвердительном ответе уполномоченный сотрудник потребует предъявить лицензию.
- Позаботиться на наличии видео- или аудиоматериалов разговора с инспектором. Сделать это стоит, чтобы обеспечить возможность оспорить действия сотрудника дорожных служб.
Водителю не удастся избежать штрафа, если в салоне находятся пассажиры, автомобиль оборудован специальными знаками, а лицензия отсутствует. Порой меру наказания удается снизить при наличии диктофонной записи диалога с инспектором и помощи автоюриста.
В большинстве случаев единственным вариантом экономии средств в данной ситуации является своевременная уплата штрафов. Если водитель успеет внести сумму в течение 20 дней с момента получения, он получить скидку 50%.
Ип для такси в 2021: разрешение, регистрация
Люди, потерявшие работу из-за нового кризиса, часто задумываются о подработке в такси. Как всегда, перед стартом надо учесть ряд требований к водителю и его автомобилю. Например, стаж вождения должен быть не меньше трёх лет. Теперь подробнее.
Часто пишут, что для работы в такси необходима лицензия. Это не совсем так: именно лицензия нужна только компаниям, которые перевозят пассажиров автобусами ― Постановление Правительства от 07.10.2020 № 1616. Таксистам достаточно разрешения на перевозку пассажиров и багажа — а оно выдаётся сразу на срок не меньше пяти лет.
Разрешение получают на каждый автомобиль, которые будет использоваться в качестве такси. Если вы планируете использовать два семейных автомобиля — то на оба. За документом обращаются к «уполномоченному органу» региона. Обычно это департамент транспорта или министерство транспорта по субъекту.
Чтобы получить разрешение, подайте заявление и приложии копии паспорта и свидетельства о регистрации ТС. Если автомобиль не в собственности, то потребуется копия доверенности на управление автомобилем, договора аренды или лизинга.
Штраф за работу без разрешения — до 2500 ₽ для физлиц, до 5000 ₽ для ИП и до 50 000 ₽ для юрлиц. Кроме того, могут конфисковать автомобиль ― ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Сотрудники полиции провели контрольную закупку. Они привлекли свидетельницу, которая позвонила по телефону, указанному в рекламе такси. На вызов приехал автомобиль ВАЗ-219010. Водитель автомобиля перевез женщину за 150 руб., после этого его задержали сотрудники полиции.
Было установлено, что водитель не зарегистрирован в качестве ИП, разрешение на перевозку пассажиров и багажа в отношении автомобиля ВАЗ-219010 не выдавалось. За отсутствие разрешения водителя оштрафовали на 2 000 руб. Он пытался оспорить штраф в суде, но суд признал, что штраф наложен правомерно.
Дело № 4а — 852/2016
Разрешение должно находиться в салоне автомобиля. Таксист обязан его предъявить по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника ГИБДД. Если разрешение получено, но в момент проверки его не окажется, то водителя могут оштрафовать на 5 000 руб. ― ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ.
Подробнее про штраф и другие санкции
В связи с тем, что за рулем такси в большинстве случаев сидит не его собственник, наказание за работу без лицензии следует разделить на два вопроса: последствия для водителя и для владельца ТС.
Разные виды наказаний предусмотрены в ситуациях, когда лицензия есть, но таксист не может ее предоставить, и, если разрешения нет как такового.
В первом случае степень вины определяется статьей 12.3 КоАП. Водитель будет обязан оплатить штраф в размере 5 000 рублей. Размер наказания при отсутствии права заниматься пассажирскими перевозками регламентируется статьей 14.1.2 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей, наказание для юридических лиц представлено в виде штрафа до 400 000 рублей, а повторное нарушение может привести к временному изъятию ТС
Незаконная предпринимательская деятельность представляет собой оказание услуг, проведение работ, продажу товаров, передачу в пользование своего имущества и другие действия, направленные на неоднократное получение дохода. Чтобы обрести право на ведения такой деятельности, необходимо пройти государственную регистрацию, а в некоторых случаях еще и получить лицензию. Если этого не сделать и начать вести бизнес, он будет признан незаконным.
За осуществление незарегистрированной деятельности предусмотрена ответственность в налоговом, административном и уголовном законодательстве. Такие действия приводят к штрафу, размер которого зависит от тяжести правонарушения. Не исключено, что уже в 2021-2022 годах произойдет ужесточение административной ответственности за незаконное предпринимательство, поскольку на рассмотрении в Госдуме находится соответствующий законопроект.
Чтобы перевозка не считалась незаконной, требуется одновременное выполнение следующих условий:
- организация – перевозчик обязана иметь лицензию за занятие предпринимательской деятельностью, связанной с пассажирскими перевозками. Выдачей разрешений занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а точнее региональные подразделения этой организации, которые имеются в каждом областном центре РФ;
Чтобы получить лицензию компания или индивидуальный предприниматель (физическое лицо не может получить разрешение ни при каких условиях) должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными актами РФ к организациям, осуществляющим перевозки людей.
- перевозка, осуществляемая по предварительному заказу, должна производиться на основании письменного договора фрахтования, заключенного между организатором перевозки и пассажиром. Исключение составляют легковые такси, при заказе которых договор фрахтования может заключаться в устном виде;
Приложением к договору аренды транспортного средства являются: путевой лист с указанием маршрута движения, список пассажиров, документы об оплате и так далее.
- если перевозка является регулярной, то в дополнение к основным документам должно быть приложено согласование маршрута, выписанное Департаментом транспорта.
При согласовании маршрута с региональными властями каждому транспортному средству предоставляется номер, а водителю маршрутная карта, которая четко определяет время отправления из начальной точки маршрута, время прибытия в промежуточные пункты, указанные как остановки, время прибытия в пункт назначения.
Водителю так же предоставляется информация об опасных местах в пути следования, о размещении пунктов питания и отдыха пассажиров, о наличии заправочных станций и лечебных учреждений.
Как избежать ответственности за пассажирские перевозки без лицензии?
Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо разобраться, что по закону считается пассажирскими перевозками. Существует три фактора, указывающих на необходимость получения лицензии:
Водный транспорт
- В автобусе или микроавтобусе перевозится более 8 человек. Естественно, что транспортное средство должно быть рассчитано на такое количество пассажиров.
- Транспортное средство используется в коммерческих целях. Если цели использования – личные или организационные (например, предприятие организует сотрудникам служебный транспорт до места работы), лицензия не требуется.
- Перевозки выполняются по определенному маршруту (кроме случаев, когда речь идет о заказных услугах).