Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВАК утвердила издания для публикаций соискателей ученых степеней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конечно, окончательный итог мы узнаем только когда выйдет приказ Минобрнауки, но уже сейчас можно сказать, что мы еще раз убедились: выражая согласованное мнение многих ученых и научных организаций. мы можем достигать своих целей и реально влиять на научную политику.
[10 образцов] Специальности ВАК
Проектом приказа утверждается новая номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени.
Предполагается, что эти изменения будут приняты в начале осени 2021 г., поэтому руководителям организаций, подготавливающих документы для переоформления работы диссоветов, а также для подачи документов для открытия нового диссовета по новым научным специальностям следует учитывать данное обстоятельство.
Присвоение идентификационного кода к каждой работы значительно упрощает систематизацию и поиск дальнейших статей. Шифр специальности ВАК, к которой прикрепляется исследование состоит из шести цифр. Первые две цифры указывают на научную отрасль. Третья и четвертая цифры обозначают направленность исследования. Последние цифры – указывают на узкую область исследования.
Подача документов для открытия диссоветов по новым научным специальностям будет осуществляться в обычном порядке после сопоставления научных специальностей вновь принятой номенклатуры и номенклатуры, которая действует до 16 октября 2022 г. Информация об этом будет доведена до сведения организаций науки и высшего образования до 31 мая 2021 года.
Решать какую статью и где была опубликованную принимать за публикацию — полномочия кафедры и совета, а не ВАКа.
На сайте ВАК опубликованы паспорта научных специальностей номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021г. №118.
Минобрнауки обновило номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени.
Количество специальностей сократилось с 430 до 351. Их укрупнение позволит развивать междисциплинарные исследования. Актуализированы наименования научных специальностей.
Кроме того, введены четыре новых группы специальностей: компьютерные науки и информатика, биотехнология, недропользование и горные науки, когнитивные науки. По одному новому профилю получили группы специальностей по теологии, клинической медицине, строительству и архитектуре. Добавилась 21 новая специальность, которая не входит ни в одну из существующих групп.
Появится возможность подготовки научных работ для четырех специальностей: возрастная психология, челюстно-лицевая хирургия, фотоника, кибербезопасность. Также российскую науку ждут диссертации по искусственному интеллекту и машинному обучению, логистическим транспортным системам, а также междисциплинарным исследованиям языка.
Диссертационные советы, созданные по научным специальностям, которые были изменены или исключены из номенклатуры, могут функционировать в течение 18 месяцев после вступления в силу обновленной номенклатуры.
Шифры научных специальностей вак 2021
Основная сложность, которая поджидает соискателей при оформлении паспорта специальности на диссертацию, заключается в правильном выборе шифра специальности.
Шифр представляет собой комбинацию из 6 цифр, соединенных попарно (ХХ.ХХ.ХХ). Первая пара цифр обозначает научную отрасль (именно по ней и будет присуждена научная степень). Вторая пара цифр – кодировка направления исследования, третья пара – узкая специальность в рамках этого направления.
Например, ученый, который собирается написать диссертацию по онкологии, однозначно сначала выбирает отрасль – медицинские науки (первая пара цифр – 14), а вот затем уже ему необходимо хорошо задуматься. Если работа проводится по клинической медицине, то онкологии будет соответствовать код 14.01.12. Если в рамках онкологических болезней исследуется химиотерапия, то код — 14.03.07, если работа посвящена реабилитации и восстановительной медицине, то код – 14.03.11, а если изучается технология получения лекарственных препаратов, то и направление исследования будет фармакология, и код – 14.04.01. При успешной защите диссертации, исследователю будет присвоена ученая степень по медицинским наукам.
Подводных камней при выборе кода специальности множество. Зачастую соискатели просят помощи у своих коллег и научных руководителей при его выборе, поскольку цена ошибки слишком велика. Нередки ситуации, когда только эксперт ВАК может правильно выбрать паспорт специальности.
Полное название специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Относится к педагогической отрасли науки, рассматривающей многопрофильное профессиональное обучение, подготовку/переподготовку кадров, повышение их квалификации в любых образовательных организациях.
В диссертационных исследованиях по этому паспорту специальности, соискатель может решать проблемы, связанные с организацией/управлением учебного процесса или выявлять/прогнозировать будущую структуру подготовки рабочих кадров на всех уровнях воздействия (личные потребности человека, состояние рынка труда в государстве и т.д.).
Согласно дифференциальному подходу к отраслям и профессиональным видам деятельности, паспортом выделяется ряд рекомендуемых областей для будущих исследований.
- Научные исследования возможностей развития профессионального образования в теории (выявление взаимосвязи между педагогической отраслью и другими научными областями, проработка инновационных методов его получения).
- Особенности получения последипломного образования.
- Определение новых возможностей подготовки профессиональных специалистов в средних профессиональных заведениях и вузах.
- Проработка методик внутрипроизводственных подготовок рабочих кадров, получение ими дополнительного образования.
- Многоуровневое образование и его влияние на подготовку специалистов.
- Разработка новых современных технологий получения необходимой квалификации.
- Развитие образовательной среды отдельно-взятого образовательного учреждения.
- Способы обучения, привлечения к трудовой деятельности безработного населения страны.
- Анализ, систематизация состояния развития профессионального образования в разных государствах.
- Отслеживание тенденции к взаимодействию рынка труда с социальными партнерами для повышения квалификации персонала.
- Выявление процессов интеграции в образовании.
- Консультационные услуги и консалтинг.
- Система стимулирования и ее влияние на повышение работоспособности рабочих кадров.
- Особенности формирования профессионального мировоззрения.
- Типы образовательных организаций, стратегии их развития.
- Роль компетентности в подготовке квалифицированного специалиста.
Вышеуказанный шифр состоит из шести цифр, разбитых попарно с помощью точки-разделителя. Для их вычисления используется специальная формула и контрольное число (КЧ), необходимое для проверки конечного результата.
Обозначения каждой пары чисел кода специальности.
- Название научной области.
- Направление отрасли, в которой проводилось исследование.
- Наименование специальности.
Целью формирования сборника является объединение усилий студентов, аспирантов и учёных различных ВУЗов для развития перспективных направлений науки Российской Федерации путем публикаций статей о последних достижениях и имеющих перспективу дальнейшего практического применения. Начиная с г. Действие Перечня рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени, сформированного на основании критериев, определенных заключением президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации от 2 марта г.
Журнал Казанская наука включен в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК , в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, по следующим группам научных специальностей согласно классификации ВАК :.
Электронный читальный зал «БиблиоТех» – это библиотека электронных изданий, которая предоставляет возможность студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам университета получать круглосуточный индивидуальный доступ по локальной сети института и сети Интернет к электронным версиям учебной и учебно-методической литературы.
Поиск ведется по разделам:
- Теоретическая механика
- Инженерно-технические науки
- Информатика
- Химия
- География
- Экономика и менеджмент
- Право. Юридические науки
- Языкознание и литературоведение
- Психология. Педагогика
- Искусствоведение
- Социально-гуманитарные науки
- Художественная дитература — Данный раздел вынесен отдельно и помечен зеленым цветом. Поиск по нему будет осуществляться только при поставленной в «чекбоксе» галке. Это сделано для того, чтобы результаты данного раздела не «засоряли» выдачу при поиске научной и учебной литературы.
Научные специальности ВАК для получения ученого звания
- И. Л. Броневой: Об обязанностях директора института РАН и контроле за его деятельностью
- Проект Диссернета о судебных экспертизах
- Следует разрешить менять тематику гос. задания при возникновении ЧС, эпидемий и др.?
- Продолжаем обсуждение возможного аналога «конкурса а» в РНФ.
- Трансформация «конкурса а» в РНФ: Конкурс для «микрогрупп».
- Открытое письмо Совета ОНР к гендиректору РНФ А.В. Хлунову о судьбе конкурса «а»
- Общественный контроль за слиянием РНФ и РФФИ
Следует разрешить менять тематику гос. задания при возникновении ЧС, эпидемий и др.? да, это ускорит процесс изучения проблемы, нужно оформить такое предложение от ОНР 56% да, это полезно, но рекомендации правительству/минобру следует давать индивидуально 0% нет, это не в компетенции ОНР 0% нет, т.к. следует выделять дополнительные гранты под такие новые задачи 11% нет т.к.это создает риск махинаций 0% затрудняюсь с ответом 33% иное 0% Всего голосов: 9
- Старые опросы
- апрель 2012 (30)
- май 2012 (26)
- июнь 2012 (25)
- июль 2012 (21)
- август 2012 (9)
- сентябрь 2012 (11)
- октябрь 2012 (13)
- ноябрь 2012 (12)
- декабрь 2012 (12)
- январь 2013 (6)
- февраль 2013 (28)
- март 2013 (29)
- И опять о списке ВАК
- И снова о плагиате…
- О Концепции научной реформы в РФ
- Российские журналы в Scopus: книга жалоб и предложений
- Продолжаем обсуждение возможного аналога «конкурса а» в РНФ.
- Сбор подписей под письмом Министру образования и науки об РФФИ
- Сбор подписей против проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о присуждении ученых степеней»
- О Концепции научной реформы в РФ
- Гранты — стипендии (03.07.2012)
- И снова о плагиате…
- Сбор подписей в поддержку Заявления Совета ОНР по законопроекту о ликвидации госакадемий
- И опять о списке ВАК
- Карта Российской Науки
- Cito! Срочно! Обсуждение документов о присуждения учёных степеней
- Отмена надбавок за степень в РАН?
- Российские журналы в Scopus: книга жалоб и предложений
- Гуманитарные науки
- Заявление Общества научных работников для СМИ в связи с попытками дискредитации борьбы с лжедиссертациями
- Как сделать ОНР действительно Обществом?
- Срочно: Обсуждение поправок в Закон о науке и Трудовой кодекс
- Опрос: «нужно оставить только одну ученую степень»? (закрыт)
- Обращение российских учёных к высшим руководителям РФ
Присвоение ученого звания доцент решением ВАК
Одним из этапов становления карьеры ученого является получение им звания доцента. В научной среде понятие доцент используют как для обозначения должности, так и для обозначения одной из ученых степеней. В отличие от должности, звание доцента является неотчуждаемым.
Получение ученого звания доцента ВАК подтверждает глубокие знания исследователя, демонстрирует его достижения в научной или научно-педагогической деятельности, и позволяет добиться признания в среде коллег. Высокий статус в профессиональном сообществе помогает быстрее получить продвижение в карьере, претендовать на получение грантов на собственные исследования и изыскания, доказать свою состоятельность как ученого.
Ученое звание доцента открывает перспективы для публикации результатов авторских исследований в международных научных журналах, имеющих высокий импакт-фактор. Также полученное звание расширяет возможности международного научного сотрудничества, способствует большей востребованности и известности.
Требования Для Получения Доцента Вак 2022
- Имеет опубликованные учебные издания и научные труды, имеет право на педагогическую деятельность; читатет курс лекций или проводит иные занятия на высоком профессиональном уровне (педагогическая деятельность должна осуществляться не менее чем на 0,25 ставки в вузе по представленной к защите специальности).
- Имеет ученую степень доктора наук или ученую степень кандидата наук.
- Занимает должность доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета и пр. (полный перечень должностей приведен в указанном выше Постановлении Правительства) с непрерывным стажем не менее 2 лет.
- Имеет стаж научной и педагогической деятельности не менее 5 лет в организациях, в том числе не менее 3х лет опыта работыпреподавателем по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
- Имеет не менее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве). При этом за последние 3 года должно быть опубликовано не менее 2 учебных изданий и не менее 3 научных трудов по научной специальности, указанной в аттестационном деле. Научные труды публикуются в рецензируемых изданиях Высшей аттестационной комиссии.
- Имеет опубликованные учебные издания и научные труды, а также читает курс лекций на высоком профессиональном уровне (педагогическая деятельность должна осуществляться не менее чем на 0,25 ставки в вузе по представленной к защите специальности).
- Имеет ученую степень доктора наук.
- Работает на должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета и пр. (полный список представлен в указанном выше Постановлении Правительства) с непрерывным стажем не менее 2 лет.
- Имеет ученое звание доцента, со дня присвоения которого прошло не менее 3 лет.
- Имеет стаж научной и педагогической деятельности не менее 10 лет в организациях, в том числе не менее 5 лет стажа педагогической работы по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
- Кандидатом подготовлены в качестве научного руководителя или научного консультанта не менее 3 (для работников образовательных организаций) и не менее 5 (для работников научных организаций) лиц, которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них соответствует научной специальности, указанной в аттестационном деле.
- Имеет не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в журналах ВАКа), при этом за последние 5 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя ученого звания, должно быть опубликовано не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов.
- Кандидатом выпущен учебник (учебное пособие) или не менее 3 учебников (учебных пособий), соавтором которых является соискатель ученого звания, изданных за последние 10 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
Ученые звания доцента и профессора будут присваиваться только по научным специальностям
В соответствии с Положением ученые звания присваиваются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, которая утверждается Минобрнауки России (ранее ученые звания профессора по кафедре и доцента по кафедре, профессора по специальности и доцента по специальности присваивались Минобрнауки России на основании заключения Высшей аттестационной комиссии).
Упразднена процедура апелляции на решения о лишении и восстановлении ученых званий. Соответствующие решения могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае отказа в присвоении ученого звания повторное представление соискателя может быть осуществлено не ранее чем через год со дня принятия решения об отказе ему в присвоении ученого звания.
Получить Звание Доцента Требования 2022
- Имеет опубликованные учебные издания и научные труды, имеет право на педагогическую деятельность; читатет курс лекций или проводит иные занятия на высоком профессиональном уровне (педагогическая деятельность должна осуществляться не менее чем на 0,25 ставки в вузе по представленной к защите специальности).
- Имеет ученую степень доктора наук или ученую степень кандидата наук.
- Занимает должность доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета и пр. (полный перечень должностей приведен в указанном выше Постановлении Правительства) с непрерывным стажем не менее 2 лет.
- Имеет стаж научной и педагогической деятельности не менее 5 лет в организациях, в том числе не менее 3х лет опыта работыпреподавателем по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
- Имеет не менее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве). При этом за последние 3 года должно быть опубликовано не менее 2 учебных изданий и не менее 3 научных трудов по научной специальности, указанной в аттестационном деле. Научные труды публикуются в рецензируемых изданиях Высшей аттестационной комиссии.
- Имеет опубликованные учебные издания и научные труды, а также читает курс лекций на высоком профессиональном уровне (педагогическая деятельность должна осуществляться не менее чем на 0,25 ставки в вузе по представленной к защите специальности).
- Имеет ученую степень доктора наук.
- Работает на должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета и пр. (полный список представлен в указанном выше Постановлении Правительства) с непрерывным стажем не менее 2 лет.
- Имеет ученое звание доцента, со дня присвоения которого прошло не менее 3 лет.
- Имеет стаж научной и педагогической деятельности не менее 10 лет в организациях, в том числе не менее 5 лет стажа педагогической работы по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
- Кандидатом подготовлены в качестве научного руководителя или научного консультанта не менее 3 (для работников образовательных организаций) и не менее 5 (для работников научных организаций) лиц, которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них соответствует научной специальности, указанной в аттестационном деле.
- Имеет не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в журналах ВАКа), при этом за последние 5 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя ученого звания, должно быть опубликовано не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов.
- Кандидатом выпущен учебник (учебное пособие) или не менее 3 учебников (учебных пособий), соавтором которых является соискатель ученого звания, изданных за последние 10 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
Требования к ученому званию доцента ВАК в 2020-2021
Получение ученого звания доцент связано с определенными сложностями. Перед началом подачи документов необходимо ознакомиться с официальным Постановлением Правительства РФ (№1139 от 10.12.2013 г. «О порядке присвоения ученых званий»), а также Приказом Минобрнауки РФ (№ 1620 от 25.12.2014 г. «О регламенте по присвоению ученых званий»).
В этих указах устанавливаются критерии присвоения звания доцента ВАК, которым соискатель должен соответствовать. Чтобы стать обладателем аттестата доцента в 2020 году, необходимо соблюсти следующие пункты:
- Ученая степень доктора наук или кандидата наук;
- Стаж научной и педагогической деятельности не менее 5 лет в высших учебных заведениях;
- Педагогическую деятельность не менее чем на 0,25 ставки;
- Читать курсы лекций и проводить практические занятия по выбранной научной специальности, указанной в аттестационном деле;
- Соискатель имеет всего неменее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов(в том числе в соавторстве).
Доцент это должность или ученая степень
К примеру, в сфере искусства и спорта, также требуется наличие почетного звания, звания лауреата (чемпиона) конкурса. Претендент при этом должен подготовить как минимум двоих учеников, которые также получат почетные места.
- Наличие кандидатской степени (доктора наук) и диплома об окончании ВУЗа
- Работа педагогом в ВУЗе РФ – не менее 5 лет, не менее 10 лет — для получения звания профессора
- Не менее 3 лет – опыт работы педагогом по научной специальности
- 2 года непрерывного стажа в качестве доцента, профессора, завкафедрой, директора, замдиректора и на иных руководящих должностях (Постановление, п. 10, «в»)
- Работа педагогом (от 0,25 ставки), включая проведение дополнительного профессионального образования
- Печать 3 научных трудов и 2 учебных пособий в рецензируемых изданиях за 3-летний период (всего 20 за весь период). Исключения составляют научные работы, которые имеют засекреченную информацию
- Наличие трудового договора с выдвигающей организацией, а также замещение должности
- Выполнение обязанностей лектора
Требования ВАК к автореферату диссертации
Средний объем документа для кандидатской работы – 1 страница, для докторской – 2 страницы. Каждый раздел документа должен содержать в себе описание итогов проделанной работы. Иными словами, лицо, ознакомившееся с авторефератом, должно легко и быстро понять смысл, суть и итог проведенного исследования.
Важно! Точное количество экземпляров назначает диссовет образовательного учреждения.
Титульный лист автореферата Первая страница автореферата должна содержать в себе следующую информацию:
- Наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществлялась подготовка научной работы.
- Подпись «На правах рукописи».
- Данные о соискателе: ФИО, место работы.
- Тема научной работы.
- Название и шифр специальности.
- Ученая степень, на которую претендует соискатель.
- Научная отрасль.
- Город и год написания работы.
На обратной стороне титульной странице необходимо отобразить следующую информацию:
- Данные о кураторе научной работы: ФИО, должность, место работы, ученая степень (звание).
- Данные об оппонентах.
- Дата и время защиты диссертации.
- Данные о диссовете (название, месторасположение и т.д.).
- Место размещения научного исследования.
- Дата предоставления автореферата соответствующим лицам.
- Данные о секретаре совета.
Требования к оформлению автореферата Допускается использование сокращений, соответствующих требованиям ГОСТ. В заключении необходимо указать:
- итоги проведенного изыскания;
- собственные рекомендации по использованию результатов работы или проработке рассматриваемой темы;
- объективную оценку уровня перспективности дальнейших исследований.
Присвоение ученого звания доцент решением ВАК
Процедура получения этого звания строго регламентирована, документы соискателя на звание доцента рассматривают в ВАК. Пакет документов от имени соискателя первоначально передается секретарю Ученого совета организации, планирующей выдвижение сотрудника. После этого документы вместе с аттестационным делом направляются в ВАК, срок подачи документов составляет 14 календарных дней. Перечень документов соискателя также утвержден, в него входят:
Получение ученого звания доцента ВАК подтверждает глубокие знания исследователя, демонстрирует его достижения в научной или научно-педагогической деятельности, и позволяет добиться признания в среде коллег. Высокий статус в профессиональном сообществе помогает быстрее получить продвижение в карьере, претендовать на получение грантов на собственные исследования и изыскания, доказать свою состоятельность как ученого.
Экспертные советы Минобрнауки периодически проверяют и чистят список ВАК. Научные журналы, которые получают отрицательные заключения, попадают в чёрный список. Публиковаться в них нельзя ни в коем случае! Это оставит след на репутации и отложит на неопределённое время получение долгожданной научной степени.
Какие же журналы находятся в чёрном списке ВАК? Каждый год в него попадают разные издания. Вот некоторые из них:
- Вестник РГГУ. Серия «Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность»;
- Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования» / International scientific periodical «Modern fundamental and applied researches»;
- Научно-практический журнал «Валеология»;
- «Черные дыры» в российском законодательстве;
- Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики;
- Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права;
- Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института;
- Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур;
- Управление качеством в нефтегазовом комплексе;
- Научная периодика: проблемы и решения.
Всегда проверяйте в списке ВАК и в базах индексирования, присутствует ли там нужный вам журнал. Если нет, лучше не рисковать, а поискать другой.
Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 2001, № 1, ст. 20; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 31, ст. 4167; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 52, ст. 7554; 2015, № 29, ст. 4396; 2016, № 22, ст. 3096) и подпунктом 4.2.60 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 26, ст. 3851), п р и к а з ы в а ю:
- Утвердить прилагаемую номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени (далее – номенклатура).
- На основании рекомендации Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в срок до 1 июля 2022 года прекратить деятельность советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее – диссертационные советы), полномочия которых не соответствуют номенклатуре.
- Департаменту аттестации научных и научно-педагогических работников (Пахомову С.И.) на основании рекомендации Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в срок до 1 марта 2021 года подготовить проект приказа о соответствии направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой.
- Признать утратившими силу с 1 июля 2022 года приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 23 октября 2017 г. № 1027 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2017 г., регистрационный № 48962);
- от 23 марта 2018 г. № 209 «О внесении изменений в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 1027» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2018 г., регистрационный № 50580).
- Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр В.Н. Фальков
НОМЕНКЛАТУРА НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПО КОТОРЫМ ПРИСУЖДАЮТСЯ УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ
Область науки | Группа специальностей | Научная специальность | Отрасль науки, по которой присуждается ученая степень |
1. Естественные науки | 1.1. Математика и механика | 1.1.1. Вещественный, комплексный и функциональный анализ | Физико-математические |
1.1.2. Дифференциальные уравнения и математическая физика | Физико-математические | ||
1.1.3. Геометрия и топология | Физико-математические | ||
1.1.4. Теория вероятностей и математическая статистика | Физико-математические | ||
1.1.5. Математическая логика, алгебра, теория чисел и дискретная математика | Физико-математические | ||
1.1.6. Вычислительная математика | Физико-математические | ||
1.1.7. Теоретическая механика, динамика машин | Физико-математические Технические |
||
1.1.8. Механика деформируемого твердого тела | Физико-математические Технические |
||
1.1.9. Механика жидкости, газа и плазмы | Физико-математические Технические |
||
1.1.10. Биомеханика и биоинженерия | Физико-математические Технические Биологические |
||
1.2. Компьютерные науки и информатика | 1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение | Физико-математические | |
1.2.2. Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ | Физико-математические | ||
1.2.3. Теоретическая информатика | Физико-математические | ||
1.2.4. Кибербезопасность | Физико-математические | ||
1.3. Физические науки | 1.3.1. Физика космоса, астрономия | Физико-математические Технические |
|
1.3.2. Приборы и методы экспериментальной физики | Физико-математические Технические |
||
1.3.3. Теоретическая физика | Физико-математические | ||
1.3.4. Радиофизика | Физико-математические Технические |
||
1.3.5. Физическая электроника | Физико-математические Технические |
||
1.3.6. Оптика | Физико-математические Технические |
||
1.3.7. Акустика | Физико-математические Технические |
||
1.3.8. Физика конденсированного состояния | Физико-математические Технические |
||
1.3.9. Физика плазмы | Физико-математические Технические |
||
1.3.10. Физика низких температур | Физико-математические Технические |
||
1.3.11. Физика полупроводников | Физико-математические Технические |
||
1.3.12. Физика магнитных явлений | Физико-математические Технические |
||
1.3.13. Электрофизика, электрофизические установки | Физико-математические Технические |
||
1.3.14. Теплофизика и теоретическая теплотехника | Физико-математические Технические |
||
1.3.15. Физика атомных ядер и элементарных частиц, физика высоких энергий | Физико-математические Технические |
||
1.3.16. Атомная и молекулярная физика | Физико-математические Технические |
||
1.3.17. Химическая физика, горение и взрыв, физика экстремальных состояний вещества | Физико-математические Технические Химические |
||
1.3.18. Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника | Физико-математические Технические |
||
1.3.19. Лазерная физика | Физико-математические Технические |
||
1.3.20. Кристаллография, физика кристаллов | Физико-математические Химические |
||
1.4. Химические науки | 1.4.1. Неорганическая химия | Химические Физико-математические |
|
1.4.2. Аналитическая химия | Химические Физико-математические Технические |
||
1.4.3. Органическая химия | Химические Технические |
||
1.4.4. Физическая химия | Химические Физико-математические Технические |
||
1.4.5. Хемоинформатика | Химические Технические |
||
1.4.6. Электрохимия | Химические Физико-математические Технические |
||
1.4.7. Высокомолекулярные соединения | Химические Физико-математические Технические |
||
1.4.8. Химия элементоорганических соединений | Химические Технические |
||
1.4.9. Биоорганическая химия | Химические Биологические Технические |
||
1.4.10. Коллоидная химия | Химические Физико-математические Технические |
||
1.4.11. Бионеорганическая химия | Химические | ||
1.4.12. Нефтехимия | Химические Технические |
||
1.4.13. Радиохимия | Химические Технические |
||
1.4.14. Кинетика и катализ | Химические Физико-математические Технические |
||
1.4.15. Химия твердого тела | Химические Технические Физико-математические |
||
1.4.16. Медицинская химия | Химические Биологические Медицинские |
||
1.5. Биологические науки | 1.5.1. Радиобиология | Биологические Физико-математические Медицинские Ветеринарные |
|
1.5.2. Биофизика | Биологические Физико-математические Технические Медицинские |
||
1.5.3. Молекулярная биология | Биологические Химические Физико-математические Медицинские |
||
1.5.4. Биохимия | Биологические Химические Медицинские Сельскохозяйственные Ветеринарные |
||
1.5.5. Физиология человека и животных | Биологические Химические Сельскохозяйственные Ветеринарные Медицинские |
||
1.5.6. Биотехнология | Биологические Химические Технические Ветеринарные Сельскохозяйственные Фармацевтические Медицинские |
||
1.5.7. Генетика | Биологические Химические Ветеринарные Сельскохозяйственные Медицинские Психологические |
||
1.5.8. Математическая биология, биоинформатика | Физико-математические Биологические Медицинские |
||
1.5.9. Ботаника | Биологические Географические Сельскохозяйственные Фармацевтические |
||
1.5.10. Вирусология | Биологические Медицинские Ветеринарные Сельскохозяйственные |
||
1.5.11. Микробиология | Биологические Медицинские Сельскохозяйственные Ветеринарные |
||
1.5.12. Зоология | Биологические | ||
1.5.13. Ихтиология | Биологические | ||
1.5.14. Энтомология | Биологические | ||
1.5.15. Экология | Биологические Химические Медицинские Технические Ветеринарные Сельскохозяйственные |
||
1.5.16. Гидробиология | Биологические | ||
1.5.17. Паразитология | Биологические Ветеринарные Медицинские |
||
1.5.18. Микология | Биологические Медицинские Сельскохозяйственные Ветеринарные |
||
1.5.19. Почвоведение | Биологические Химические Сельскохозяйственные |
||
1.5.20. Биологические ресурсы | Биологические Медицинские Сельскохозяйственные |
||
1.5.21. Физиология и биохимия растений | Биологические Медицинские |
||
1.5.22. Клеточная биология | Биологические Медицинские Сельскохозяйственные |
||
1.5.23. Биология развития, эмбриология | Биологические Медицинские Ветеринарные |
||
1.5.24. Нейробиология | Биологические Медицинские |
||
1.6. Науки о Земле и окружающей среде | 1.6.1. Общая и региональная геология. Геотектоника и геодинамика | Геолого-минералогические | |
1.6.2. Палеонтология и стратиграфия | Геолого-минералогические Биологические |
||
1.6.3. Петрология, вулканология | Геолого-минералогические | ||
1.6.4. Минералогия, кристаллография. Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых | Геолого-минералогические Физико-математические Химические Технические |
||
1.6.5. Литология | Геолого-минералогические | ||
1.6.6. Гидрогеология | Геолого-минералогические Технические |
||
1.6.7. Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение | Геолого-минералогические Географические Технические |
||
1.6.8. Гляциология и криология Земли | Географические Геолого-минералогические |
||
1.6.9. Геофизика | Геолого-минералогические Физико-математические Технические |
||
1.6.10. Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения | Геолого-минералогические Технические |
||
1.6.11. Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений | Геолого-минералогические Технические |
||
1.6.12. Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов | Географические Геолого-минералогические |
||
1.6.13. Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география | Географические | ||
1.6.14. Геоморфология и палеогеография | Географические Геолого-минералогические |
||
1.6.15. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель | Географические Технические Сельскохозяйственные Экономические |
||
1.6.16. Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия | Географические Физико-математические Технические Химические |
||
1.6.17. Океанология | Географические Геолого-минералогические Физико-математические Технические Биологические |
||
1.6.18. Науки об атмосфере и климате | Географические Физико-математические Технические Сельскохозяйственные |
||
1.6.19. Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия | Геолого-минералогические Географические Технические Физико-математические |
||
1.6.20. Геоинформатика, картография |
Географические Геолого-минералогические Технические Физико-математические |
||
1.6.21. Геоэкология | Геолого-минералогические Географические Технические |
||
1.6.22. Геодезия | Технические Физико-математические Географические |
||
2. Технические науки | 2.1. Строительство и архитектура | 2.1.1. Строительные конструкции, здания и сооружения | Технические |
2.1.2. Основания и фундаменты, подземные сооружения | Технические | ||
2.1.3. Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение | Технические | ||
2.1.4. Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов | Технические | ||
2.1.5. Строительные материалы и изделия | Технические | ||
2.1.6. Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология | Технические | ||
2.1.7. Технология и организация строительства | Технические | ||
2.1.8. Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей | Технические | ||
2.1.9. Строительная механика | Технические | ||
2.1.10. Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства | Технические | ||
2.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия | Архитектура Технические Искусствоведение |
||
2.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности | Архитектура Технические |
||
2.1.13. Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов | Архитектура Технические |
||
2.1.14. Управление жизненным циклом объектов строительства | Технические Физико-математические |
||
2.1.15. Безопасность объектов строительства | Технические | ||
2.1.16. Охрана труда в строительстве | Технические | ||
2.2. Электроника, фотоника, приборостроение и связь | 2.2.1. Вакуумная и плазменная электроника | Технические | |
2.2.2. Электронная компонентная база микро- и наноэлектроники | Физико-математические Технические |
||
2.2.3. Технология и оборудование для производства материалов и приборов электронной техники | Технические | ||
2.2.4. Приборы и методы измерения (по видам измерений) | Технические Физико-математические |
||
2.2.5. Приборы навигации | Технические | ||
2.2.6. Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы | Технические Физико-математические |
||
2.2.7. Фотоника | Технические Физико-математические |
||
2.2.8. Приборы контроля, веществ и окружающей среды | Технические | ||
2.2.9. Проектирование и технология приборостроения и радиоэлектронной аппаратуры | Технические | ||
2.2.10. Метрология и метрологическое обеспечение | Технические | ||
2.2.11. Информационно-измерительные и управляющие системы | Технические Физико-математические |
||
2.2.12. Приборы, системы и изделия медицинского назначения | Технические Физико-математические |
||
2.2.13. Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения | Технические Физико-математические |
||
2.2.14. Антенны, СВЧ-устройства и их технологии | Технические Физико-математические |
||
2.2.15. Системы, сети и устройства телекоммуникаций | Технические Физико-математические |
||
2.2.16. Радиолокация и радионавигация | Технические Физико-математические |
||
2.3. Информационные технологии и телекоммуникации | 2.3.1. Системный анализ, управление и обработка информации | Технические Физико-математические |
|
2.3.2. Вычислительные системы и их элементы | Технические | ||
2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами | Технические | ||
2.3.4. Управление в организационных системах | Технические | ||
2.3.5. Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей | Технические Физико-математические |
||
2.3.6. Методы и системы защиты информации, информационная безопасность | Технические Физико-математические |
||
2.3.7. Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования | Технические Физико-математические |
||
2.3.8. Информатика и информационные процессы | Технические | ||
2.4. Энергетика и электротехника | 2.4.1. Теоретическая и прикладная электротехника | Технические | |
2.4.2. Электротехнические комплексы и системы | Технические | ||
2.4.3. Электроэнергетика | Технические | ||
2.4.4. Электротехнология и электрофизика | Технические | ||
2.4.5. Энергетические системы и комплексы | Технические | ||
2.4.6. Теоретическая и прикладная теплотехника | Технические | ||
2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели | Технические | ||
2.4.8. Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники | Технические | ||
2.4.9. Ядерные энергетические установки, топливный цикл, радиационная безопасность | Технические | ||
2.4.10. Техносферная безопасность (в энергетике) | Технические | ||
2.5. Машиностроение | 2.5.1. Инженерная геометрия и компьютерная графика. Цифровая поддержка жизненного цикла изделий | Технические | |
2.5.2. Машиноведение | Технические | ||
2.5.3. Трение и износ в машинах | Технические | ||
2.5.4. Роботы, мехатроника и робототехнические системы | Технические | ||
2.5.5. Технология и оборудование механической и физико-технической обработки | Технические | ||
2.5.6. Технология машиностроения | Технические | ||
2.5.7. Технологии и машины обработки давлением | Технические | ||
2.5.8. Сварка, родственные процессы и технологии | Технические | ||
2.5.9. Методы и приборы контроля и диагностики материалов, изделий, веществ и природной среды. | Технические | ||
2.5.10. Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы | Технические | ||
2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы | Технические | ||
2.5.12. Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов | Технические | ||
2.5.13. Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов | Технические | ||
2.5.14. Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов | Технические | ||
2.5.15. Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов | Технические | ||
2.5.16. Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов | Технические | ||
2.5.17. Теория корабля и строительная механика | Технические | ||
2.5.18. Проектирование и конструкция судов | Технические | ||
2.5.19. Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства | Технические | ||
2.5.20. Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные) | Технические | ||
2.5.21. Машины, агрегаты и технологические процессы | Технические | ||
2.5.22. Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства | Технические | ||
2.6. Химические технологии и технологии материалов | 2.6.1. Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов | Технические | |
2.6.2. Металлургия черных, цветных и редких металлов | Технические | ||
2.6.3. Литейное производство | Технические | ||
2.6.4. Обработка металлов давлением | Технические | ||
2.6.5. Порошковая металлургия и композиционные материалы | Технические | ||
2.6.6. Нанотехнологии и наноматериалы | Технические Физико-математические Химические |
||
2.6.7. Технология неорганических веществ | Технические Химические |
||
2.6.8. Технология редких, рассеянных и радиоактивных элементов | Технические Химические |
||
2.6.9. Технология электрохимических процессов и защита от коррозии |
Технические Химические |
||
2.6.10. Технология органических веществ | Технические Химические |
||
2.6.11. Технология и переработка синтетических и природных полимеров и композитов | Технические Химические |
||
2.6.12. Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ | Технические Химические |
||
2.6.13. Процессы и аппараты химических технологий | Технические Химические Физико-математические |
||
2.6.14. Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов | Технические Химические |
||
2.6.15. Мембраны и мембранная технология | Технические Химические Физико-математические |
||
2.6.16. Технология производства изделий текстильной и легкой промышленности | Технические Химические |
||
2.6.17. Материаловедение | Технические Химические |
||
2.6.18. Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность | Технические Химические |
||
2.7. Биотехнологии | 2.7.1. Биотехнологии пищевых продуктов, лекарственных и биологически активных веществ | Технические Сельскохозяйственные Биологические |
|
2.8.Недропользование и горные науки | 2.8.1. Технология и техника геологоразведочных работ | Технические | |
2.8.2. Технология бурения и освоения скважин | Технические | ||
2.8.3. Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр | Технические Геолого-минералогические |
||
2.8.4. Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений | Технические Геолого-минералогические |
||
2.8.5. Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ | Технические | ||
2.8.6. Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика | Технические | ||
2.8.7. Теоретические основы проектирования горно-технических систем | Технические | ||
2.8.8. Геотехнология, горные машины | Технические | ||
2.8.9. Обогащение полезных ископаемых | Технические | ||
2.8.10. Охрана труда, промышленная безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях (недропользование) | Технические | ||
2.9. Транспортные системы | 2.9.1. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте | Технические | |
2.9.2. Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог | Технические | ||
2.9.3. Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация | Технические | ||
2.9.4. Управление процессами перевозок | Технические | ||
2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта | Технические | ||
2.9.6. Аэронавигация и эксплуатация авиационной техники | Технические | ||
2.9.7. Эксплуатация водного транспорта, водные пути сообщения и гидрография | Технические | ||
2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы | Технические | ||
2.9.9. Логистические транспортные системы | Технические | ||
2.9.10. Техносферная безопасность транспортных систем | Технические | ||
3. Медицинские науки | 3.1. Клиническая медицина | 3.1.1. Рентгенэндоваскулярная хирургия | Медицинские |
3.1.2. Челюстно-лицевая хирургия | Медицинские | ||
3.1.3. Оториноларингология | Медицинские | ||
3.1.4. Акушерство и гинекология | Медицинские | ||
3.1.5. Офтальмология | Медицинские | ||
3.1.6. Онкология, лучевая терапия | Медицинские Биологические |
||
3.1.7. Стоматология | Медицинские | ||
3.1.8. Травматология и ортопедия | Медицинские | ||
3.1.9. Хирургия | Медицинские | ||
3.1.10. Нейрохирургия | Медицинские | ||
3.1.11. Детская хирургия | Медицинские | ||
3.1.12. Анестезиология и реаниматология | Медицинские | ||
3.1.13. Урология и андрология | Медицинские | ||
3.1.14. Трансплантология и искусственные органы | Медицинские Биологические |
||
3.1.15. Сердечно-сосудистая хирургия | Медицинские | ||
3.1.16. Пластическая хирургия | Медицинские | ||
3.1.17. Психиатрия и наркология | Медицинские Биологические |
||
3.1.18. Внутренние болезни | Медицинские | ||
3.1.19. Эндокринология | Медицинские Биологические |
||
3.1.20. Кардиология | Медицинские Биологические |
||
3.1.21. Педиатрия | Медицинские | ||
3.1.22. Инфекционные болезни | Медицинские Биологические Сельскохозяйственные Ветеринарные |
||
3.1.23. Дерматовенерология | Медицинские | ||
3.1.24. Неврология | Медицинские | ||
3.1.25. Лучевая диагностика | Медицинские | ||
3.1.26. Фтизиатрия | Медицинские | ||
3.1.27. Ревматология | Медицинские | ||
3.1.28. Гематология и переливание крови | Медицинские | ||
3.1.29. Пульмонология | Медицинские | ||
3.1.30. Гастроэнтерология и диетология | Медицинские | ||
3.1.31. Геронтология и гериатрия | Медицинские Биологические |
||
3.1.32. Нефрология | Медицинские | ||
3.1.33. Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия | Медицинские Биологические |
||
3.2. Профилактическая медицина | 3.2.1. Гигиена | Медицинские Биологические |
|
3.2.2. Эпидемиология | Медицинские Биологические |
||
3.2.3. Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины | Медицинские | ||
3.2.4. Медицина труда | Медицинские Биологические |
||
3.2.5. Медицинская психология | Медицинские | ||
3.2.6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях | Медицинские | ||
3.2.7. Аллергология и иммунология | Медицинские Биологические Ветеринарные |
||
3.3. Медико-биологические науки | 3.3.1. Анатомия человека | Медицинские | |
3.3.2. Патологическая анатомия | Медицинские Биологические |
||
3.3.3. Патологическая физиология | Медицинские Биологические |
||
3.3.4. Токсикология | Медицинские Фармацевтические |
||
3.3.5. Судебная медицина | Медицинские | ||
3.3.6. Фармакология, клиническая фармакология | Медицинские Биологические Фармацевтические |
||
3.3.7. Авиационная, космическая и морская медицина | Медицинские Биологические |
||
3.3.8. Клиническая лабораторная диагностика | Медицинские Биологические |
||
3.3.9. Медицинская информатика | Медицинские Биологические |
||
3.4.Фармацевтические науки | 3.4.1. Промышленная фармация и технология получения лекарств | Фармацевтические | |
3.4.2. Фармацевтическая химия, фармакогнозия | Фармацевтические | ||
3.4.3. Организация фармацевтического дела | Фармацевтические | ||
4. Сельскохозяйственные науки | 4.1. Агрономия, лесное и водное хозяйство | 4.1.1. Общее земледелие и растениеводство | Сельскохозяйственные Биологические |
4.1.2. Селекция, семеноводство и биотехнология растений | Сельскохозяйственные Биологические |
||
4.1.3. Агрохимия, агропочвоведение, защита и карантин растений | Сельскохозяйственные Биологические Химические |
||
4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры | Сельскохозяйственные Биологические |
||
4.1.5. Мелиорация, водное хозяйство и агрофизика | Сельскохозяйственные Технические Биологические |
||
4.1.6. Лесоведение, лесоводство, лесные культуры, агролесомелиорация, озеленение, лесная пирология и таксация | Сельскохозяйственные Биологические Технические |
||
4.2. Зоотехния и ветеринария | 4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология | Ветеринарные Биологические |
|
4.2.2. Санитария, гигиена, экология, ветеринарно-санитарная экспертиза и биобезопасность | Ветеринарные Биологические |
||
4.2.3. Инфекционные болезни и иммунология животных | Ветеринарные Биологические |
||
4.2.4. Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства | Сельскохозяйственные Биологические Технические |
||
4.2.5. Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных | Сельскохозяйственные Биологические |
||
4.2.6. Рыбное хозяйство, аквакультура и промышленное рыболовство | Сельскохозяйственные Биологические Технические |
||
4.3. Агроинженерия и пищевые технологии | 4.3.1. Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса | Технические Сельскохозяйственные |
|
4.3.2. Электротехнологии, электрооборудование и энергоснабжение агропромышленного комплекса | Технические | ||
4.3.3. Пищевые системы | Технические Биологические |
||
4.3.4.Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины | Технические Биологические Химические |
||
4.3.5. Биотехнология продуктов питания и биологически активных веществ | Технические Биологические Химические |
||
5. Социальные и гуманитарные науки | 5.1. Право | 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки | Юридические |
5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки | Юридические | ||
5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки | Юридические | ||
5.1.4. Уголовно-правовые науки | Юридические | ||
5.1.5. Международно-правовые науки | Юридические | ||
5.2. Экономика | 5.2.1. Экономическая теория | Экономические | |
5.2.2. Математические и инструментальные методы в экономике | Экономические Физико-математические |
||
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика | Экономические | ||
5.2.4. Финансы и налоги | Экономические | ||
5.2.5. Мировая экономика | Экономические | ||
5.2.6. Менеджмент | Экономические | ||
5.3. Психология | 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии | Психологические Медицинские |
|
5.3.2. Психофизиология | Психологические Биологические |
||
5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика | Психологические Технические |
||
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред | Психологические | ||
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология | Психологические | ||
5.3.6. Клиническая психология | Психологические Медицинские |
||
5.3.7. Возрастная психология | Психологические | ||
5.3.8. Коррекционная психология и дефектология | Психологические | ||
5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности | Психологические | ||
5.4. Социология | 5.4.1. Теория, методология и история социологии | Социологические | |
5.4.2. Экономическая социология | Социологические Экономические |
||
5.4.3. Социальная демография | Социологические Экономические |
||
5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы | Социологические | ||
5.4.5. Политическая социология | Социологические Политические |
||
5.4.6. Социология культуры | Социологические | ||
5.4.7. Социология управления | Социологические | ||
5.5. Политология | 5.5.1. История и теория политики | Политические Исторические |
|
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии | Политические | ||
5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики | Политические | ||
5.5.4. Международные отношения | Политические | ||
5.6. Исторические науки | 5.6.1. Отечественная история | Исторические | |
5.6.2. Всеобщая история | Исторические | ||
5.6.3. Археология | Исторические | ||
5.6.4. Этнология, антропология и этнография | Исторические Биологические |
||
5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования | Исторические | ||
5.6.6. История науки и техники | Исторические Философские Физико-математические Химические Биологические Геолого-минералогические Технические Сельскохозяйственные Географические Медицинские Ветеринарные Архитектура |
||
5.6.7. История международных отношений и внешней политики | Исторические | ||
5.6.8. Документалистика, документоведение, архивоведение | Исторические Культурологические Искусствоведение Технические |
||
5.7. Философия | 5.7.1. Онтология и теория познания | Философские | |
5.7.2. История философии | Философские | ||
5.7.3. Эстетика | Философские | ||
5.7.4. Этика | Философские | ||
5.7.5. Логика | Философские | ||
5.7.6. Философия науки и техники | Философские | ||
5.7.7. Социальная и политическая философия | Философские | ||
5.7.8. Философская антропология, философия культуры | Философские Исторические |
||
5.7.9. Философия религии и религиоведение | Философские Исторические |
||
5.8. Науки об образовании | 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования | Педагогические | |
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Педагогические | ||
5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Педагогические | ||
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка | Педагогические | ||
5.8.5. Теория и методика спорта | Педагогические | ||
5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура | Педагогические | ||
5.8.7.Методология и технология профессионального образования | Педагогические | ||
5.9. Филология | 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации | Филологические | |
5.9.2. Литературы народов мира | Филологические | ||
5.9.3. Теория литературы | Филологические | ||
5.9.4. Фольклористика | Филологические | ||
5.9.5. Русский язык. Языки народов России | Филологические | ||
5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков) | Филологические | ||
5.9.7. Классическая, византийская и новогреческая филология | Филологические | ||
5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика | Филологические | ||
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика | Филологические Философские Социологические Политические |
||
5.10. Искусствоведение и культурология | 5.10.1. Теория и история культуры, искусства | Философские Культурология Искусствоведение |
|
5.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов | Искусствоведение Исторические Технические Культурология |
||
5.10.3. Виды искусства (с указанием конкретного искусства) | Искусствоведение | ||
5.11. Теология | 5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) | Теология | |
5.11.2. Историческая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) | Теология | ||
5.11.3. Практическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) | Теология | ||
5.12.Когнитивные науки | 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов | Философские Психологические |
|
5.12.2. Междисциплинарные исследования мозга | Психологические Биологические Медицинские |
||
5.12.3. Междисциплинарные исследования языка | Философские Филологические Психологические |
||
5.12.4. Когнитивное моделирование | Философские Физико-математические Технические |
Разрушение монополии ВАК
Высшая аттестационная комиссия как государственный орган — это феномен постсоветского пространства. Свой ВАК существует не только в России, но и в Беларуси, Азербайджане, Армении и ряде других стран.
В странах Запада существует другой порядок присуждения ученых степеней — это делают специальные Диссертационные комиссии, которые создаются при некоторых университетах. Например, в Германии это университеты земель (государственные университеты). Решение такой Диссертационной комиссии не утверждается никаким высшим органом: оно вступает в силу сразу же после его принятия. При этом человек, получивший звание PhD (доктор философии, аналогичный нашему кандидату наук), может сразу же называть себя таковым и получает право оценивать другие диссертации. За качество новоиспеченного доктора философии несут ответственность члены Диссертационного совета: внешний и внутренний рецензенты и научный руководитель.
Такой подход считают идеальным и в России. В частности, В. М. Филиппов признает, что научная аттестация «в своем идеале должна означать признание ученой степени или ученого звания научным сообществом», а не государством. В России наличие такого государственного органа, как ВАК, объясняется высоким уровнем коррумпированности российской науки (особенно в общественных и медицинских науках) и недостаточное развитие научного сообщества, его репутационной ответственности.
Необходимость существования ВАК подвергалась сомнению начиная еще с 1990-х годов. Реально же об отходе от ваковского монополизма в присуждении ученых степеней заговорили в 2014 году. В 2016 году статья 4 ФЗ «О науке» была дополнена Законом от 23 мая 2016 года. Согласно этому Закону Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет с 1 сентября 2016 года получили право самостоятельно, минуя ВАК, присуждать степени кандидатов и докторов наук. Выбор МГУ и СПбГУ объяснялся авторитетностью этих вузов, наличием условий для объективной оценки. Конечно, первое время деятельность этих диссоветов находится под контролем ВАК.
С 1 сентября 2017 года планируется предоставить такие права другим организациям, которые «достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации». В целом ожидается, что эксперимент, как называют его в ВАК, охватит около 10 ведущих вузов и 10 научно-исследовательских институтов разного профиля.
Что касается будущего ВАК, то на этот счет мнения расходятся. Одни считают, что ВАК, как «наследие тоталитарного режима» должен исчезнуть, другие считают такой ход преждевременным. В частности, директор Института экономики РАН д. э. н. Елена Ленчук полагает, что «предоставление некоторым, пусть даже и авторитетным, организациям права присуждать ученые степени без участия ВАК может привести к снижению уровня требований к защите диссертаций». Кто-то предлагает обойтись реформами — так, проф. РАН, д. п. н. О. Н. Барабанов в рамках замены государственного контроля на общественный предлагает передать ВАК из подведомственности Минобрнауки под эгиду РАН.
Единственное, с чем согласны большинство экспертов, — то, что в своем нынешнем виде ВАК не соответствует потребностям отечественной науки.
Минобрнауки обновило номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени.
Количество специальностей сократилось с 430 до 351. Их укрупнение позволит развивать междисциплинарные исследования. Актуализированы наименования научных специальностей.
Кроме того, введены четыре новых группы специальностей: компьютерные науки и информатика, биотехнология, недропользование и горные науки, когнитивные науки. По одному новому профилю получили группы специальностей по теологии, клинической медицине, строительству и архитектуре. Добавилась 21 новая специальность, которая не входит ни в одну из существующих групп.
Появится возможность подготовки научных работ для четырех специальностей: возрастная психология, челюстно-лицевая хирургия, фотоника, кибербезопасность. Также российскую науку ждут диссертации по искусственному интеллекту и машинному обучению, логистическим транспортным системам, а также междисциплинарным исследованиям языка.
Диссертационные советы, созданные по научным специальностям, которые были изменены или исключены из номенклатуры, могут функционировать в течение 18 месяцев после вступления в силу обновленной номенклатуры.
Новая номенклатура научных специальностей вступила в силу 17 апреля 2021 г. В связи с этим ВАК разъяснила порядок работы диссоветов.
— диссоветы, созданные на момент утверждения новой номенклатуры, продолжают работать до 16 октября 2022 г.;
— необходимо завершить диссертационные исследования до указанного срока, чтобы до 16 октября 2022 г. состоялись защиты по научным специальностям, которые в новой номенклатуре претерпели существенные изменения или отсутствуют;
— тематика новых диссертационных исследований, которые поданы после 17 апреля 2021 г., должна соотноситься с новой номенклатурой;
— минимальное число членов диссовета будет сокращено, в состав должны будут входить активные ученые со степенью кандидата наук и степенью PHD;
— началась работа над паспортами научных специальностей.