Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отвечаем на популярные вопросы по предрейсовым осмотрам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону, все водители должны проходить медицинские осмотры как перед сменой, так и после нее. Это обязательно для таких категорий сотрудников как водители такси, перевозчики, занятые транспортировкой опасных грузов, лица, относящиеся к группе риска по здоровью. Кроме того, прохождение медицинского осмотра может стать обязательным условием для допуска к работе для определенных сотрудников, перечень которых утверждается руководством транспортной компании.
Электронный путевой лист
Применение электронных путевых листов факультативно.
Формат такого документа разрабатывается ФНС России, свой использовать нельзя.
Пп. 27 ч. 1 ст. 2 Устава относит электронный путевой лист к категории электронных перевозочных документов наряду с электронной транспортной накладной, электронным заказ-нарядом, электронной сопроводительной ведомостью, электронным договором фрахтования, электронным заказом и электронной заявкой.
Это означает, что при оформлении и обмене электронными путевыми листами нужно руководствоваться одноименной ст. 18.1 Устава.
Электронный путевой лист:
-
подписывается участниками информационного взаимодействия УКЭП или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан и используется на портале Госуслуг. Файлы обмена электронного путевого листа предполагают подписи:
- лица, заполняющего сведения об организации или ИП, о сроке действия путевого листа, о транспортном средстве, о водителе (водителях), о виде перевозки и виде сообщения;
- медработника, проводившего предрейсовый (предсменный, послерейсовый, послесменный) медосмотр водителя (если он проводится);
- лица, ответственного за проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если проводится);
- лица (лиц), уполномоченного(ых) на заполнение сведений о показаниях одометра (например, водителя, диспетчера, ИП).
Все подписанты файлов обмена должны обладать хотя бы одним из указанных видов подписей и применять их;
-
обмен электронными путевыми листами между участниками информационного взаимодействия осуществляется посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов (ЭПД), т. е., только через уполномоченных операторов ЭДО и никаким иным способом;
-
электронный путевой лист подлежит направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), где, согласно Постановлению Правительства от 03.03.2022 г. № 281, сведения из такого путевого листа становятся доступны МВД России, Минтрансу России, Минцифры России, ФНС России, Ространснадзору.
Правовые особенности и нюансы приказа о предрейсовых осмотрах
12 п. Приказа Приказа Минтранса №390 от 28.12.2022 указывает на необходимость наличия отметки с фразой «предсменный просмотр прошел, к трудовым обязанностям допущен», если водитель успешно прошел медконтроль перед выходом в рейс. Компания организует предрейсовый просмотр, однако в отметке утверждается, что водитель прошел предсменный осмотр. Поэтому появляется недопонимание, какую формулировку следует использовать. К тому же Приказ Минздрава России №835 от 15.12.2014 для такой же ситуации предусматривает указание о том, что водитель прошел предрейсовый осмотр. В соответствии с п. 16 Положения указанного Приказа, необходимо использовать такую формулировку: «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». В результате на сегодняшний день в российском законе есть две инструкции о том, как оформлять путевые листы, причем обе из них противоречат друг другу по смыслу. Предполагается, что фактически данные формулировки не окажут особого значения. В то же время возможны и другие последствия: например, если допустить ошибочную формулировку, то в действие вступит ст. 12.31.1 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 2 и 3, если перевозка проводится с несоблюдением требований, относящихся к организации технических или медосмотров, то физическое лицо рискует столкнуться со штрафом в размере 3 000 ₽, должностное – 5 000 ₽, юридическое – 30 000 ₽. Итак, если воспользоваться неправильной формулировкой, то есть вероятность получить штраф.
Оборудование медицинского кабинета для предрейсового медосмотра
Оборудование кабинета для предрейсового медицинского осмотра водителей и требования к его использованию прописываются на законодательном уровне. Отсутствие необходимых медицинских изделий или их несоответствие регламентируемым стандартам приводят к отказу в получении лицензии.
При организации работы медицинского кабинета формируется перечень предметов, относящихся к повседневному использованию. В их число входит:
- Психрометр — прибор, предназначенный для оценки уровня влажности в помещении.
- Ультрафиолетовый облучатель.
- Инвентарь для ежедневной уборки: ведра, тряпки, перчатки, швабры.
- Сменные медицинские халаты.
- Контейнер, содержащий пакеты для мундштуков из-под алкотестера.
- Одноразовые мундштуки.
- Раствор для дезинфекции для оборудования и проведения работ в помещении.
- Контейнеры для складирования отходов.
Оснащение кабинета предрейсового осмотра водителей предполагает возможность проведения тестирования и исследования на месте без необходимости вывоза полученных образцов в другие лаборатории.
Основные требования к используемому оборудованию в медицинском кабинете предполагают приобретение следующих предметов:
- Медицинской кушетки.
- Рабочего стола и стульев к нему.
- Настольного светильника.
- Шкафа для размещения одежды.
- Вешалок.
- Напольного коврика.
- Сейфа.
- Стола, предназначенного для размещения медицинского оборудования.
Среди обязательных приборов можно выделить следующие устройства:
- Тонометры.
- Термометры
- Фонендоскопы.
- Алкотестеры.
- Экспресс-тесты, проверяющие нахождение наркотических веществ в организме.
- Медицинские шпатели.
- Аптечка, содержащая медицинские препараты для оказания первой помощи.
Если медкабинет находится на территории компании, получившей лицензию как медицинское учреждение, ей необходимо иметь собственную лабораторию.
Для организации работы кабинета в рамках предприятия необходимо не просто подготовить кабинет, но и привлечь квалифицированных сотрудников, имеющих доступ к подобной работе. Для руководителя по медицинской части предъявляемые требования выглядят следующим образом:
- Высшее образование по специальности «Лечебное дело».
- Прохождение интернатуры.
- Документы, подтверждающие повышение квалификации по специальности.
- Свидетельство о повышении квалификации в рамках «Организации здравоохранения…».
- Опыт работы от 5 лет.
Для осуществления работы медицинской сестры или фельдшера требуется удовлетворение следующих условий работы:
- Среднее образование со специализацией «Сестринское дело» или наличие профильной квалификации.
- Сертификат, подтверждающий повышение квалификации по специальности.
- Удостоверение о прохождении профессионального обучения, связанного с вопросами организации предсменных и послесменных осмотров.
Проведение обязательных медицинских осмотров
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:
- Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
- Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.
Предрейсовый медицинский осмотр – это обязательная мера по обеспечению безопасности, позволяющая проверить здоровье и самочувствие водителя перед выходом в рейс. Главная цель, преследуемая данной процедурой – убедиться в том, что человеку не угрожает опасность при управлении транспортным средством.
Внимание! Если у водителя на дню сразу несколько серьезных рейсов, то проверка его самочувствия осуществляется перед каждой поездкой.
Обязанность по организации предрейсового осмотра лежит на работодателе. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах. Если начальство решит сэкономить и откажется от проведения медицинского осмотра, а водитель попадет в аварию, то ответственности не избежать.
Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован
Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.
Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.
Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.
Что представляет собой предрейсовый медосмотр?
Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.
Вопрос: Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации? Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления. Посмотреть ответ
Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:
- Транспортирующих опасные грузы.
- Перевозящие пассажиров.
Вопрос: Физическое лицо, применяющее НПД, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов на арендованном транспорте. Должно ли оно проходить предрейсовые медицинские осмотры перед поездками? Посмотреть ответ
Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:
- В скорой помощи.
- В полиции.
- В пожарной службе.
Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем? Посмотреть ответ
То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам. Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС. Обследование проводятся врачами, фельдшерами.
Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:
- Ознакомление врача с жалобами водителя.
- Измерение артериального давления.
- Замер пульса.
- Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.
Требования к предрейсовым медицинским осмотрам водителей на предприятии
Тонкости организации, которые предусматривает предрейсовый медосмотр на предприятии, касаются прежде всего помещения, где он будет осуществляться. Для проведения осмотра на предприятии выделяется помещение под медицинский кабинет. Он должен включать следующее оснащение:
- мебель: кушетку, письменный стол, стол для медицинского оборудования, стулья, шкаф для одежды;
- устройства и приспособления: настольная лампа, сейф, вешалка для верхней одежды;
- приборы: оборудование для отбора биологических сред, тонометр, термометр, стетофонендоскоп, алкотестер, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики;
- сумка с медикаментами для оказания неотложной медпомощи;
- шпатели медицинские.
Помещение должно состоять из двух комнат и быть площадью более, чем 12 м2.
Предрейсовые и послерейсовые осмотры
Одним из критериев законной деятельности такси является путевой лист с обязательными реквизитами предрейсового осмотра. Документ свидетельствует, что на линию выехало исправное такси, водитель здоров и находится в адекватном состоянии, то есть, допущен к управлению ТС для перевозки пассажиров. Контроль со стороны врача и механика способствует снижению ДТП на дорогах. Так требует закон РФ, другой вопрос, – как это воплотить в реальности.
Организация предрейсовых осмотров
Порядок и обязательность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей регламентируется Приказом Минздрава №835н (от 01.05.15). Руководители крупных таксопарков обеспечивают своих водителей путевками, где ставятся отметки врача и механика перед выходом на линию.
Когда работник не допускается к управлению транспортным средством
Медицинский персонал нашей клиники вправе не допустить водителя к работе, если в ходе осмотра у последнего будут выявлены:
- Повышение/понижение пульса и артериального давления. Если подобное случилось впервые, то допускается контрольное измерение через 20 минут.
- Гипертермия – повышение общей температуры тела (более 37 градусов).
- Нарушение функционального состояния на фоне наркотического или алкогольного опьянения – нечеткие ответы на поставленные вопросы, повышенная возбудимость или заторможенность.
- Острые симптомы внутренних заболеваний, признаки обострения хронических патологий.
- Болевой синдром с любой локализацией – ушная, головная, зубная, брюшная.
- Конъюнктивит, обильное слезотечение, рези в глазах, выраженное покраснение белков.
Что такое – медосмотр водителей
Перед тем как заключить с кандидатом ТД и принять гражданина на должность водителя, работодателю нужно убедиться в его пригодности для этой деятельности. Поэтому водитель, по статьям 69 и 328 (ч. 2) ТК РФ обязан пройти предварительный медосмотр.
В статье 213 (ч. 1) того же Трудового Кодекса РФ указывается, какие профессиональные заболевания медосмотр выявляет. По той же статье, только ч. 7, а также на основании Закона №196-ФЗ, медосмотр производится за счет работодателя, так как результаты обследования нужны прежде всего ему, а не водителю.
ИП, работающие на себя, также обязаны проходить осмотры, только платят за себя самостоятельно. Работа по ГПД же предполагает оплату медосмотра нанимателем. Если ИП имеет транспортное средство и осуществляет на нем перевозки грузов или людей, на такие перевозки то сам индивидуальный предприниматель должен иметь путевой лист, а значит, и отметку о прохождении осмотра.
Прийти в мед
Посетить врачей и сдать анализы
Получить справку
В обязанности индивидуальных предпринимателей (ИП) и каждой компании, эксплуатирующих транспортные средства, входит контроль состояния водителя перед и после выполнения им своей работы (смены/рейса). Необходимо это не только в целях соблюдения норм охраны труды, но и для обеспечения дорожной безопасности в целом. Физическое переутомление, болезнь, признаки воздействия опасных производственных факторов, состояние и остаточные явления наркотического, алкогольного или токсического опьянения являются прямой угрозой здоровью и жизни как самого водителя, так и других участников дорожного движения.
Обязательно ли проходить пред- и послерейсовый медосмотр? В соответствии с ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» для отдельных категорий водителей данный вид осмотров обязателен. Кто, как и где обязан проходить медицинский предрейсовый и послерейсовый медосмотр? Нужно ли проводить осмотр водителей в командировке? Какова цена этой услуги в СПб в 2019 году? Это и многое другое читайте далее.
Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил
Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.
В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:
- за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
- за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
- за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
- за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО — до 130 тыс. руб.
Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.
Отвечаем на ваши вопросы
Как правильно провести предрейсовый медосмотр водителей в организации?
Организуйте проведение медосмотра перед началом рабочей смены(перед выездом на линию). А после возвращения водителя из рейса проведите послерейсовый осмотр. Смотрите в пунктах 4 и 5 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н. Водители должны быть с путевым листом, оформленным на транспортное средство.
Кто имеет право проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей?
В соответствии с п. 8 Порядка… эти мероприятия проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при этом должна быть лицензия на осуществление этой медицинской деятельности.
Кто проходит предрейсовый медицинский осмотр водителей?
Все водители, работающие на организацию должны пройти медосмотр. Не имеет значения работает ли водитель в штате по трудовому договору либо до договору аренды автомобиля с водителем. Все лица, которые заняты на работах, связанных с движением транспорта обязаны проходить: предварительные медосмотры при поступлении на работу, периодические медосмотры, предрейсовые медицинские осмотры.
Может ли организация проводить предрейсовые осмотры водителей самостоятельно?
Нет, не может. Организовать проведение обязательного медосмотра организация может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением.
Как проводить предрейсовый осмотр водителей?
Порядок определён приказом Минздрава РФ № 835н от 15.12.2014 г. «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» и состоит из: Устного опроса водителя о жалобах на состояние здоровья Визуального осмотр внешнего вида Проверки реакции зрачков Измерения давления, температуры, пульса Проверки наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе
Нужен ли предрейсовый медосмотр водителю легкового автомобиля?
Предрейсовый медицинский осмотр обязателен для водителей, которые числятся в штате компании (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ) или занимаются постоянными разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Исключение — специалисты, которые управляют транспортными средствами экстренных оперативных служб (приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н).
Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей в организации 2022?
1.2. Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.
Может ли медсестра проводить предрейсовые осмотры водителей?
Из решения суда: проводить предрейсовый осмотр водителей может только медработник с лицензией…
Входит ли предрейсовый медосмотр в рабочее время водителя?
Время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с нее, а также время следования от рабочего места до места проведения такого осмотра и обратно входит в перечень периодов, включаемых в рабочее время водителя (подп. «г» п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, далее — Положение).
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Можно ли взять в штат медсестру по договру гпх на медосмотры
Дата регистрации: 09.02.
2015Сообщений: 18,200 Re: Предрейсовый медосмотр если у одного автопредприятия имеются в штате медицинские работники соотвествующей квалификации и имеющие соответсующие сертификаты, может ли это предприятие заключить договор на проведение предрейсвого технического и медицинского контроля другому предприятияю? может, как только лицензию получит.
Нужна ли при этом лицензия?ага. если да, то нужна ли лицензия, если в договор будет безвозмедный, т.е. от этого вида услуг прибыли не будет.даже если безвозмездный. нормативов по вопросам предрейсовых осмотров?что вы понимаете под «нормативами»? А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
Предрейсовые медосмотры водителей в командировке
Согласно части 1 статьи20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели,осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность,связанную с эксплуатацией транспортных средств,обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей,мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.29января2002г. Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».В соответствии с указанными выше Методическими рекомендациями в каждой организации,имеющей автотранспорт,необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами,фельдшерами,медицинскими сестрами).Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей сменыводителей.Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение,оборудованное в соответствии с перечнем.Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.В соответствии с пунктом16Приказа Минтранса России от18сентября2008г.N152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником,проводившим соответствующий осмотр,и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии,имени и отчества. Таким образом, водитель выехав в служебную командировку по разработанному и указанному впутевом листе маршруту исполняет возложенную на него законом обязанность попрохождению предрейсового медицинского осмотра.В выданном ему путевом листе имеется штамп и подпись механика о том,что водитель прошел медицинский осмотр и технический инструктаж. Следовательно срок действия предрейсового медосмотра водителя длится до окончания его командировки.