Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностное лицо: представитель власти. Статьи по предмету Уголовное право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬ ВЛА́СТИ, в законодательстве и юридической науке обобщающее понятие, включающее должностных лиц, которые осуществляют публичную власть. В России и зарубежных странах публичная власть реализуется разл. органами и должностными лицами государства как гос. власть, она реализуется органами и должностными лицами субъектов федераций, территориальных автономных образований, муниципальных образований как их публичная власть (в пределах предметов ведения и полномочий, предоставленных конституцией государства), но в целом это единая система публичной власти народа (в России – многонационального рос. народа). П. в. наделяется особыми полномочиями, которые включают не только права, но его обязанности действовать в государстве в целом и в его публично-правовых образованиях в конечном счёте в интересах общего блага народа (в России – многонационального рос. народа).
Комментарии к ст. 318 УК РФ
1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти; дополнительным — здоровье представителя власти или его близких.
2. Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, а также его близкие. Согласно примечанию к ст. 318 представителем власти признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285.
К должностным лицам правоохранительных органов относятся сотрудники: органов прокуратуры; органов внутренних дел; органов обеспечения безопасности (Совета Безопасности РФ, органов ФСБ России, органов Федеральной службы охраны, органов Службы внешней разведки РФ); таможенных органов; Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов Министерства юстиции РФ (в том числе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Должностными лицами контролирующих органов являются работники: контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, других органов, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.
К иным должностным лицам относятся лица, представляющие законодательную и исполнительную власть, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и не являющиеся сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления).
К должностным лицам в соответствии с примечанием к ст. 285 УК следует отнести и тех лиц, которые осуществляют функции представителя власти по специальному полномочию (дружинников, общественных инспекторов органов рыбоохраны, стажеров органов полиции и др.).
Не являются потерпевшими от данного преступления лица, участвовавшие в отправлении правосудия либо пострадавшие в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. В случае применения к ним угроз или физического насилия ответственность наступает по ст. 296 УК.
3. Объективная сторона выражается в применении насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Под насилием, неопасным для жизни или здоровья, понимаются нанесение побоев, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы и не повлекшие причинение вреда его здоровью .
———————————
БВС РФ. 2000. N 11. С. 9, 10.
Угроза применения насилия означает запугивание представителя власти или его близких совершением в отношении их насильственных действий, неопасных или опасных для жизни и здоровья, а также убийством.
Насилие или угроза его применения в отношении потерпевших образуют рассматриваемое преступление лишь при условии, что они были применены в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, т.е. не только во время их исполнения, но и после этого, например по мотиву мести за его служебную деятельность. Если примененное к представителю власти насилие явилось реакцией на его явно незаконные действия, то состав рассматриваемого преступления отсутствует , но содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.
———————————
БВС РФ. 1998. N 4. С. 10, 11.
Преступление считается оконченным в момент применения психического или физического насилия.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что применяет насилие именно к представителю власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Применение насилия к представителю власти по мотивам, не касающимся его служебной деятельности, квалифицируется как преступление против личности.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
6. Квалифицированный вид преступления, указанный в ч. 2 ст. 318, — применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. К такому насилию относится причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Насилие считается опасным и в том случае, когда оно не причинило вреда здоровью, но в момент его применения ставило в опасность жизнь или здоровье потерпевшего. Угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти, квалифицируется по ч. 1 ст. 318 .
———————————
БВС РФ. 2001. N 1. С. 12.
Круг обязанностей и ответственность
Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:
- сотрудники МВД;
- представители УИС, МЧС, таможенных служб;
- персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
- работники фискальных органов;
- депутаты;
- военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.
Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:
- дисциплинарную;
- административную;
- гражданско-правовую;
- уголовную.
За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.
Информационное влияние
Культурными, духовными источниками можно управлять людьми:
- научными знаниями;
- информацией;
- средствами для распространения.
Авторитетом руководителей осуществляют управление массами, направляя идеологические точки зрения:
- моральные;
- религиозные;
- научные.
Используя образованность в определенной области знаний, подготавливают руководство для поддержки правительственной политики. Они будут действенным инструментом для реализации решений Правительства в обществе, станут формировать, людское сознание политически лояльное, поддерживающее любые постановления. Эффективным инструментом для достижения подобных целей служат:
- школы;
- институты;
- колледжи;
- СМИ.
Информации принадлежит великая сила, а ее исполнители способны:
- распространять объективные сведения о Правительстве;
- отражать истинное положение общества;
- управлять человеческими слабостями;
- направлять сознание и поведение в нужное русло, используя методы обмана, фальсификацию фактов.
Политическое воздействие на разум человека, его волю, принадлежит к разновидности власти, которой занимаются назначенные на должность люди.
Как явление в обществе, должностных лиц, обладающих особыми полномочиями можно классифицировать, наделять представителей власти признаками:
- имеют права на принятие юридических решений в отношении субъектов;
- их требования распространены на широкий круг, при условии, что лица не находятся в подчинении и служебной зависимости;
- распоряжения властных органов обязательны для всех.
Нарушители несут определенную ответственность за неисполнение требований властей.
Представитель власти — понятие растяжимое, так как зависит от того, к какой структуре он принадлежит:
- экономической;
- социальной;
- культурно-информационной;
- принудительной;
- политической.
В специфике деятельности заложены основы власти, их исполнителей.
Информационное влияние
Культурными, духовными источниками можно управлять людьми:
- научными знаниями;
- информацией;
- средствами для распространения.
Авторитетом руководителей осуществляют управление массами, направляя идеологические точки зрения:
- моральные;
- религиозные;
- научные.
Используя образованность в определенной области знаний, подготавливают руководство для поддержки правительственной политики. Они будут действенным инструментом для реализации решений Правительства в обществе, станут формировать, людское сознание политически лояльное, поддерживающее любые постановления. Эффективным инструментом для достижения подобных целей служат:
- школы;
- институты;
- колледжи;
- СМИ.
Информации принадлежит великая сила, а ее исполнители способны:
- распространять объективные сведения о Правительстве;
- отражать истинное положение общества;
- управлять человеческими слабостями;
- направлять сознание и поведение в нужное русло, используя методы обмана, фальсификацию фактов.
Политическое воздействие на разум человека, его волю, принадлежит к разновидности власти, которой занимаются назначенные на должность люди.
Закон об оскорблении власти
Ответственность за оскорбление власти предусмотрена статьёй 319 УК РФ. Ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации включена в главу 32 УК РФ, которая посвящена преступлениям против порядка управления. Следует иметь в виду что не любое оскорбление представителя власти по ст 319 УК РФ является преступлением, о чём расскажем далее.
Остановимся на существе понятия «оскорбление». В УК РФ толкование этого термина отсутствует, однако оно имеется в КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 5.61 КоАП оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной форме, противоречащей общепринятым нормама морали и нравственности. И здесь мы вступаем в область неопределённости, поскольку неприличная форма и общепринятые нормы морали и нравственности в законодательстве не раскрываются.
Яркий пример такой неопределённости – фраза «Путин – вор!», которую активно использовали сторонники Алексея Навального в ходе уличных протестов и сам оппозиционный политик. На встрече представителей Роскомнадзора, администрации президента РФ и Генпрокуратуры с главными редакторами российских СМИ, которая состоялась в 2019 году, журналисты задали вопрос, можно ли считать, что эта фраза является оскорблением представителя власти. Однозначного ответа на этот вопрос получено не было.
В отличие от клеветы, оскорбление может не нести в себе заведомо ложных сведений. Если по материалам уголовного дела невозможно установить, является ли высказывание или действие оскорблением, суд назначает экспертизу и при принятии решения учитывает выводы экспертного заключения.
Оскорбление власти в интернете
Интернет, в том числе социальные сети, активно используются для обсуждения тех или иных решений и действий органов власти и её конкретных представителей. Сетевые ресурсы наполнены множеством разнообразных мнений, в том числе содержащих явные признаки критического отношения и неуважения к власти. Мы полагаем, что термин «неуважение» не тождественен термину «оскорбление», поскольку неуважение может проявляться и в «приличной» форме.
Оскорбление представителя власти в интернете является публичным и подпадает под действие ст. 319 УК РФ, поскольку сетевые ресурсы, как правило, открыты для свободного доступа. Варианты наказаний за оскорбление власти и президента в соцсетях идентичны описанным выше.
Также обращаем внимание читателей на то, что в 2019 году в закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации…» добавлена статья 15.1-1. Ч. 1 этой статьи предписывает Роскомнадзору в случае обнаружения в интернете материалов, выражающих в неприличной форме явное неуважение к органам, осуществляющим государственную власть в РФ, принимать меры по их удалению либо по блокировке ресурсов в случае отказа от их удаления.
Кого представляет представитель госоргана?
Давайте представим себе ситуацию. Президент России по итогам работы многочисленных кадровых комиссий и собственного усмотрения отобрал для осуществления конкретных полномочий по государственной должности определённое лицо, назначив его, например, министром. Положение о министерстве утвердило Правительство России своим постановлением. Министр во исполнение своих полномочий, опять же, после осуществления целого ряда кадровых процедур, назначает иных должностных лиц, например — руководителей территориальных управлений министерства. А они уже на основании типового полномочия в положении о терроргане «выдаёт доверенности» выдают доверенности юристам действовать от имени государственного органа. А в суд приходит юрист, но с доверенностью от имени всего органа государственной власти, при этом осуществляя полномочия фактически органа власти, поскольку арбитражное процессуальное и административное процессуальное законодательство наделяет его в процессе фактически теми же полномочиями, что имеет сам орган государственной власти. Особенно это касается «обычных» для коммерческих организаций полномочий на отказ от иска, признание иска, изменение исковых требований, заключение мировых соглашений и всё такое прочее.
При этом очевидно, что право выдачи доверенностей, прописанное в положениях об органах власти, не может быть абсолютным и никак не может затрагивать возможности передачи публично-правовых прав и обязанностей указанных органов. Ведь «доверенность» — это и институт гражданского права, а потому права и обязанности, указанные в ней, должны реализовываться исключительно на основании норм гражданского права, то есть лишь в тех случаях, когда госорган вступает в гражданско-правовые правоотношения.
Уполномоченный представитель: частный случай
Отдельно можно остановиться на ответственности уполномоченного представителя (ст.29 НК РФ). Упомянутое лицо не является субъектом государственной власти, поскольку им не может быть сотрудник налогового или таможенного органа, отдела внутренних дел, суда или прокуратуры.
Налоговым (уполномоченным) представителем может выступать физическое или юридическое лицо, исполняющее возложенные функции на основании доверенности. Поскольку представитель действует от имени субъекта налогообложения, то это приравнивается к действию/бездействию физического или юридического лица. Правовая коллизия в том, что ответственности для налоговых представителей не предусмотрена. При несоблюдении закона вина ложится на налогоплательщика (постановление пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57).
Взаимоотношение доверенного лица и доверителя регулируется положениями гражданского или трудового законодательства.
Общественная опасность — это причинение или угроза причинения вреда охраняемым законом отношениями и интересам. «Общественная опасность как общесоциальная категория при известных условиях становится и общеправовой категорией. Это происходит в случаях, когда ее ис-точником являются осознанные и волевые действия людей». Данное положение находит полное свое подтверждение при рассмотрении таких преступлений, как преступные посягательства на представителей власти.
Общественная опасность рассматриваемых преступлений заключается в том, что они посягают на порядок управления и жизнь, здоровье, честь и достоинство перечисленных в законе лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности. Охрана общественного порядка — это одно из направлений этой деятельности, неотъемлемая функция государства, осуществляемая в течение всего времени его функционирования. В отечественной юридической литературе данное понятие определяется различным образом.3 Приведенные мнения с разных позиций, в разнообразных контекстах характеризуют одно и то же понятие общественного порядка. Исходя из этого, наша задача заключается не в исследовании причин существования имеющихся определений и разработке новых дефиниций, а в последовательном рассмотрении всех аспектов общественного порядка для того, чтобы определить объем общественных отношений, охраняемых представителями власти. Понятие общественного порядка необходимо рассматривать с точки зрения пределов функции государства по его обеспечению. Это предполагает наличие двух взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, осуществление контроля за состоянием данного порядка и, во-вторых, обеспечение его принудительной силой государства. Эффективный государственный контроль может быть лишь в том случае, если представители власти имеют законное право принуждать лиц, нарушающих общественный порядок, соблюдать его. При этом принуждение является государственной мерой. Обеспечение общественного порядка осуществляется не только принудительной силой государства, а тем, что нормы, регулирующие его, указывают наиболее оптимальный и целесообразный вариант поведения.4 Общественная жизнь в Российской Федерации, являясь разнообразной и многогранной, регулируется всеми существующими нормами, качественно отличающимися друг от друга. Это правовые и моральные нормы.5 Общественный порядок — это урегулированный правовыми и моральными нормами, уставами и положениями порядок в обществе, обеспечивающий нормальное функционирование всего общественного механизма.6 При этом каждая часть данного порядка с учетом специфики и ее особенностей регулируется, контролируется и гарантируется отличными от других частей спо-собами и имеет свои методы принуждения. Таким образом, из всех частей общественного порядка, остался только порядок, регулируемый правовыми нормами. В рассматриваемых статьях УК РФ говорится о законной деятельности, связанной с охраной общественного порядка.
Анализируемые преступления совершаются также в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по обеспечению общественной безопасности. Понятие «обеспечение общественной безопасности» сформулировано в отечественном уголовном законодательстве впервые.9 В теории уголовного права авторами оно определяется различным образом.10
Данные определения с разнообразных позиций раскрывают понятие общественной безопасности. На наш взгляд, все они требуют дополнения о том, что общественная безопасность обеспечивается государством, общественными организациями и гражданами. Общественный порядок и общественная безопасность охраняются в Российской Федерации уголовным законом, а наиболее серьезные посягательства на данные ценности признаются преступлениями и влекут применение установленных УК РФ мер уголовного наказания.
Представляя широкие права представителям власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, требуя от них активизации противодействия правонарушениям, российское государство должно гарантировать их реализацию, создать условия для эффективной борьбы с преступлениями. Так, одним из необходимых условий успешной законной деятельности данных лиц является нормальное их функционирование по выполнению задач, поставленных перед ними. В рассматриваемой сфере отмечается рост количества преступных посягательств в отношении представителей власти. В этих обстоятельствах, когда успешная борьба с преступностью зависит от эффективной работы должностных лиц, общественно опасные деяния в отношении них приобретают особенное социально-правовое значение. Это значение определяется не только возрастанием роли данных органов в охране общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, но также обусловлено необходимостью юридических гарантий нормального их функционирования и всесторонней защиты указанных лиц от преступных посягательств.
Как явление в обществе, должностных лиц, обладающих особыми полномочиями можно классифицировать, наделять представителей власти признаками:
- имеют права на принятие юридических решений в отношении субъектов;
- их требования распространены на широкий круг, при условии, что лица не находятся в подчинении и служебной зависимости;
- распоряжения властных органов обязательны для всех.
Нарушители несут определенную ответственность за неисполнение требований властей.
Представитель власти — понятие растяжимое, так как зависит от того, к какой структуре он принадлежит:
- экономической;
- социальной;
- культурно-информационной;
- принудительной;
- политической.
Круг обязанностей и ответственность
Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:
- сотрудники МВД;
- представители УИС, МЧС, таможенных служб;
- персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
- работники фискальных органов;
- депутаты;
- военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.
Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:
- дисциплинарную;
- административную;
- гражданско-правовую;
- уголовную.
За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.
Второй комментарий к Ст. 319 УК РФ
1. Объективная сторона оскорбления — унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Статьей 319 УК предусматриваются специальные признаки оскорбления:
а) совершение указанных действий в отношении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением;
б) публичный характер оскорбления. Эти объективные признаки оскорбления определяют специфику деяния как преступления против порядка управления: им демонстрируется неуважение не к отдельной личности, а к власти (лицу, представляющему власть). Публичный характер действий (когда они совершаются в присутствии хотя бы еще одного человека, помимо потерпевшего), кроме того, подрывает уважение к власти и в сознании других людей.
2. Критерии оценки оскорбления являются этическими. Но этика общения отдельных личностей (этика поведения отдельного человека) и этика политического общения, хотя и имеют общие корни, все-таки существенно отличаются друг от друга. Для оскорбления представителя власти не обязательно совершать действия, неприличные с точки зрения обыденной морали (например, выражаться нецензурно). Но насмешка над человеком (его личными недостатками), выступающим в официальном качестве представителя власти, есть сознательное понижение не только его статуса, но и неуважение к власти в целом. Оскорбительность такого поведения не утратит своего значения даже тогда, когда виновный пользовался нормативной лексикой.
3. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом.
4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Чего следует избегать
При осуществлении охраны общественной безопасности, обеспечении контроля за соблюдением скоростного режима на дороге даже небольшое противодействие гражданина порой воспринимается как правонарушение. Если же чувствуется враждебность в речи или физическое противодействие, то это часто воспринимается как нападение на сотрудника правопорядка.
Гражданин, который считает поведение правоохранителей неправильным, а решения необоснованными, не должен вступать с ними в конфликт.
Ухудшают ситуацию попытки:
- Замахиваться;
- Сопротивляться указаниям;
- Касаться форменного обмундирования.
Если представители правоохранительных органов четко придерживаются ведомственных норм, регламентирующих их действия по предотвращению правонарушения, и при этом нанесен вред человеку, полицейские не подлежат ответственности.
Наилучшим выходом будет соблюдение спокойствия. Позднее можно составить жалобу на действия сотрудника и направить ее:
- Его прямому руководству;
- В прокуратуру;
- В суд.
Это заявление будут обязаны рассмотреть и дать ответ в соответствии со статьей 53 Закона о полиции.
Газетный мир часто публикует приговоры, которые вынесены судебной инстанцией. На данный момент оправдательных решений довольно мало. Это связано с тем, что степень опасности рассматриваемого посягательства высока. Сколько на самом деле совершается подобных деяний – неизвестно, так как пострадавшие в силу тех или иных причин не всегда заявляют в органы.
Судить человека можно при наличии достаточной доказательной базы. Фото не всегда используются в качестве доказательств.
Изменение уровня наказания связывается с обстоятельствами совершения проступка. В некоторых ситуациях люди стараются натравлять собаку или иное животное на жертву, ответственность всё равно ложится на владельца. Последний раз подобное дело рассматривалось судом республики Б.