Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наследование по закону в Римском праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наряду с назначением наследника в завещании могли содержаться отказы: распоряжения о выдаче наследником известных сумм или вещей определенным лицам, о выполнении наследником определенных действий в пользу третьих лиц. Таким образом, создавалось сингулярное преемство, т. е. преемство в отдельных правах наследодателя без возложения на преемника каких бы то ни было обязанностей.
Основные институты римского наследственного права
Понятие и виды наследования. Наследование – переход имущества, прав и обязанностей собственника в связи с его смертью к одному или нескольким другим лицам по закону или по завещанию. Наследство состояло из имущественных прав наследодателя, а семейные и личные права не наследовались.
«Hereditas nihil aliud est, quam successio in universum jus quod defunctus habueril» – «Наследование есть не что иное, как преемственность во всей совокупности прав, которые имел умерший» (D. 50. 17. 62). Эта фраза выражает идею универсального преемства, однако такое преемство возникло не сразу, оно вырабатывалась в долгом процессе исторического развития.
Дарение в случае смерти
Donatiomortiscausa — есть дарение в случае, когда даритель умрет раньше одаряемого. Определение данного вида дарения содержится в Дигестах Юстиниана (Марциан, D. 39.6.I). В силу заключенного договора даритель мог потребовать подаренное назад в случае, если он переживет одаряемого или если избежит смерти. Если же даритель умирал раньше, то его наследники не имели права требовать возврата подаренного. Таким образом, дарение в случае смерти становится окончательным (исполняется) только после смерти дарителя раньше одаренного.
На этот договор ввиду некоторого его сходства с отказами распространялись ограничения, установленные для легатов (правила Фальцидиевой четверти и положение о действительности дарения в том случае, если наследства было достаточно для покрытия наследственных долгов, и др.).
Наследование по закону наступало в случае, если умерший не оставил после себя завещания, в случае недей стви тельности завещания или в случае отказа наследников по завещанию принять наследство. Условием открытия наследства для наследования его по закону являлось окончательное выяснение вопроса о том, что наследование по завещанию не на ступит. Поэтому наследование по закону не открывалось, пока призванный по завещанию наследник не решал, примет ли он на следство или нет. Когда выяснялось, что наследование по завещанию не наступит, то к наследству призывался ближайший наследник по закону, которым считается тот, кто оказывается на первом месте в установленном законом порядке наследников по закону в момент открытия наследства.
Если ближайший наследник по закону не примет наследства, то наследство открывалось следующему за ним по порядку наследнику по закону. Порядок, в котором должны призываться наследники по закону, был различен в разные эпохи развития римского права. Это связано с общим постепенным перестроением семьи и родства, с постепенной эволюцией от старого агнатического принципа к когнатическому.
Наследование по Законам ХII таблиц. В Древнем Риме порядок наследования по закону основывался на агнатическом родстве. Завещание, хотя и возможное для составления, оформлялось редко. Законы ХII таблиц определили порядок наследова ния следующим образом: «si intеstаtе mоritur mоritur сui sum hеrеs nее аsсit, аgnаtus рrохimus fаmiliаm hаbеtо. si аgnаtus nее еsсit, gеntiliеs fаmiliаm hаbеndо» – «Если кто-либо умрет без завещания и при отсутствии наследников разряда sui, пусть примет наследство ближайший агнат. Если нет и агнатов, наследство достается членам рода» (Законы ХII таблиц, 5-я таблица).
Таким образом, наследование по закону осуществлялось согласно степеням родства:
1-я очередь наследования по закону – подвластные, жившие вместе с главой семьи, которые в момент его смерти из лиц, находящихся в «чужой» власти становились правоспособными лицами (дети, внуки от умерших детей и т. п.);
2-я очередь (при отсутствии первой очереди) – ближайшие агнатские родственники;
3-я очередь – члены одного с наследодателем рода (gеntilеs). Непринятие наследства самой первой из имеющихся очередью сразу делало наследство «лежачим» (при отказе от наследства 1-й очереди 2-я не получала ничего).
Наследование по преторскому праву. Преторское право изменило порядок наследования в связи с тем, что к концу республики римское общество переросло патриархальный агнатический уклад наследования. Потребовались новые существенные изменения в регулировании наследственных отношений. Возникшую проблему разрешила преторская фикция (bоnоrum роssеssiо), согласно которой если претор призывал к наследованию лиц, не являвшихся наследниками по гражданскому праву, и предоставлял им право владения имуществом наследодателя, то они признавались наследниками.
В основном изменения по сравнению с цивильным правом заключались в следующем:
1) претор установил, что в случае непринятия наследства ближайшим наследником по закону оно должно открываться следующему за ним по порядку;
2) претор впервые придал значение при наследовании наряду с агнатическим родством и когнатическому, а также институту брака. В течение императорского времени законодательство все более расширяет значение когнатического родства при наследовании. Очередность наследования становится следующей:
1-я очередь (undе libеri). В эту категорию входили дети наследодателя, как легитимные, так и приемные, а также отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены из-под власти усыновителя. Лица, освобожденные от власти главы семьи при его жизни, наследовали по правилам соllаtiо bоnоrum еmаnсiраti (эман сипированные дети обязаны были при наследовании вносить в наследственную массу все свое имущество, которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы);
2-я очередь (undе lеgitimi). Если никто из 1-й очереди наследников не выразил свою волю наследовать, то следующими наследовали агнатические родственники наследодателя (undе lеgitimi);
3-я очередь (undе соgnаti). Кровные родственники до шестой степени включительно в виде исключения и до седьмой степени родства наследовали после двух предыдущих очередей. Именно в этой очереди наследуют дети после матери и мать после детей. Таким образом, впервые в наследовании признается роль кровного родства, хотя агнатическое и остается предпочтительным;
4-я очередь (undе vir еt uхоr). Переживший умершего супруг (муж после жены, жена после мужа) наследовал последним. Наследство становилось «лежачим» только при отсутствии или отказе от наследства всех очередей.
Наследование по праву Юстиниана. Законодательство периода империи продолжало тенденции преторского права: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд сенатских постановлений превратил в цивильное наследование предоставлявшуюся ранее претором матери после детей и детей после матери. Также расширяются права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Несмотря на то что агнатическое родство имело все меньше значение, система наследования по закону была чрезвычайно запутана.
Юстиниан принял решение упростить систему наследования, окончательно утвердив когнатическое родство наследования по закону. Этот принцип был закреплен новеллой 118 (543 г.) и изменившей ее новеллой 127 (548 г.).
По сложившейся системе Юстиниана к наследованию призывались когнатические родственники без различия пола по порядку их близости к умершему. Сложилось четыре разряда наследников:
1) первый разряд – все делилось поровну между ближайшими родственниками по нисходящей линии: сыновьями и дочерьми, внуками от ранее умерших детей и т. д. Смерть наследника до вступления в наследство влечет распределение его доли уже между его законными наследниками в течение года со дня когда умершему стало известно о смерти первого наследователя;
2) второй разряд был представлен родственниками по восходящей линии и полнородными братьями и сестрами. Наследники этого разряда делят наследство поровну, однако дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни родственники по восходящей линии, то наследство делится следующим образом: одна половина идет родственникам по восходящей линии с отцовской стороны, другая – с материнской стороны (in linеаs);
3) третий разряд, призываемый к наследованию при отсутствии двух первых, – это неполнородные братья и сестры, т. е. происходящие от одного с умершим отца, но от разных матерей или от одной матери, но от разных отцов, а также дети неполнородных братьев и сестер, получающие долю, которая причиталась бы их родителю;
4) если нет никого из перечисленных родных, наследство получают остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения до бесконечности. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство поголовно (in сарitа).
О наследовании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторского права. При введенной Юстинианом системе это означало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии каких бы то ни было, даже самых отдаленных, боковых родственников. Но для неимущей вдовы (uхоr indоtаtа) Юстиниан установил правило: вдова, не имевшая ни приданного, ни имущества, не входящего в состав приданного, наследовала одновременно с любым из наследников, получая 1 /4 наследства, и во любом случае не более 100 фунтов золотом. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умершим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте.
При отсутствии каких бы то ни было наследников имущество умершего признавалось выморочным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам и т. п.
Исторические этапы развития римского наследственного права
В соответствии с характером производственных отношений древнейшего Рима и семейным характером в ту пору собственности, все члены семьи считались, несмотря на широту прав, предоставленных главе семьи, как бы участниками в семейной общности. Поэтому и после смерти paterfamilias имущество оставалось за агнатской семьей в силу закона. Наследование по завещанию, получившее в более позднее время очень широкое применение (так что наследование по закону носило название наследование ab intestato, т. е. после лица, не оставившего завещания), в древнейшую эпоху не имело места. Что же касается наследования по закону, то в силу указанного обстоятельства круг законных наследников первоначально определялся по признаку агнатского, родства. Родство по крови (когнатское), как основание для наследования по закону, впервые получило признание в преторском праве и окончательно восторжествовало в императорском законодательстве.
Подобно тому, как в области права собственности в римском праве, наряду с цивильной собственностью, сложилась в преторском эдикте так называемая бонитарная собственность, и лишь в праве Юстиниана произошла унификация права собственности, так и в области наследования, наряду с цивильной hereditas, установилась преторская bоnо-rum possessio. Разложение агнатской семьи, ослабление отцовской власти, явившиеся следствием изменения производственных отношений и всего социально-экономического строя, приводило к тому, что передача наследства лицам, увязанным с наследодателем лишь агнатскими отношениями, минуя самых близких кровных родственников, но утративших агнатскую связь (например, эманципированные дети), стала признаваться несправедливой.
С другой стороны, сложные формальности, требовавшиеся по цивильному праву для составления завещания, также стали слишком стеснительными. Эти новые запросы жизни были учтены претором. В своем эдикте он стал обещать судебную защиту также лицам, которые по цивильному праву не имели права наследовать; равным образом, он объявил, что будет признавать завещания, составленные в более простой форме.
Не имея права отменять нормы цивильного права, претор достигал цели, предоставляя этим новым наследникам владение наследственным имуществом (bonorum possessio). Сначала это признание давалось лишь постольку, поскольку с «преторским наследником» не конкурировал цивильный наследник, если находился цивильный наследник, заявлявший требование о наследстве, наследство передавалось ему, преторский наследник оказывался sine re, т. е. без наследственного имущества. Но позднее (в эпоху принципата) претор стал обеспечивать прочное обладание наследственным имуществом за теми лицами, которые признавались им более подходящими наследниками (bonorum possessio cum re). После этого bonorum possessio стала одним из случаев возникновения бонитарной или преторской собственности.
В императорскую эпоху эти две системы: цивильная hereditas и преторская bonorum possessio — стали постепенно сближаться том путем, что наиболее старые цивильные наследственные нормы стали изживаться и, наряду с этим, в само цивильное право стали проникать новые положения, построенные на преторских принципах, — например, взаимное право наследования матери и ее детей. Окончательное торжество новые принципы наследования получили только в новеллях Юстиниана.
Римское право особенности принятия наследства
Чтобы правомочный должник получил право наследования, была необходима физическая смерть наследодателя. (546) Тогда наступала деляция наследства.
Чтобы получить субъективное право наследника требовать наследства, как было определено по завещанию или по закону, было необходимо, чтобы правильно назначенный наследник был жив и способен получить наследство. От правила о том, что наследник должен был быть жив в момент деляции, отступали в случае, когда после смерти наследодателя рождался postumus, и когда применялись правила о коммориентах. (547)
Возникшее субъективное наследственное право не могло быть осуществлено во всех случаях, поскольку были приняты законы Julia de maritandis ordinibus и Papia Poppea.
По этим законам наследственным правом обладали лица, находящиеся в браке; лица, имеющие детей, получали долю бездетных.
Неспособные к наследованию и недостойные лица по разным причинам, например, из-за убийства наследодателя, теряли наследство, и оно доставалось государству.
Heredes sui et necessarii являлись лица, находящиеся в момент смерти наследодателя под его непосредственной властью. Это были лица alieni juris и рабы. Считалось, что эти лица — домашние наследники и они определенным образом уже являются собственниками наследуемого имущества, и если они были правильно назначены наследниками, то могли принять выгоды и бремя наследства. (548)
Раб определялся наследником, если был под domenica potestas своего господина, и когда наследодатель был в долгах. Целью этого являлось то, чтобы раб уплатил кредиторам, или был провозглашен инфамным. (549)
Позднее по преторскому праву heredes sui et necessarii мог отказаться от наследства — jus abstinendi и тем самым избежать неприятных последствий принятия наследства.
Heredes voluntarii являлись правильно назначенными наследниками, которые, в момент открытия наследства не находились под непосредственной властью наследодателя. Heredes voluntarii имели право принимать наследство или отказываться от него.
Заявление о принятии наследства могло осуществляться различными способами.
Cretio являлось торжественным заявлением о принятии наследства. Оно обычно давалось не позднее 100 дней после деляции.
Heredes voluntarii, которые не должны были давать cretio, могли ограничиться неформальным заявлением (hereditatis aditio) о том, что принимают наследство. Для этого заявления не существовало строго определенного срока, но обычно оно давалось в течение одного года из-за опасности присвоения наследства тем, кто им владел этот срок (usucapio hereditatis).
То же значение, что и hereditatis aditio, имело и pro herede gestio, представлявшее собой опосредственное волеизъявление того, кто являлся наследником, и бывшее типичным примером конклудентных действий.
Можно было и не осуществлять наследственные права, или in jure cessio hereditatis. Это могли совершить heredes voluntarii.
Передача наследственных прав, или transmissio hereditatis, имела место, когда назначенный наследник умирал после наследодателя, но до заявления о принятии наследства. В этот срок инте-статные наследники умершего лица могли принять наследство, на которое претендовал бы их предшественник, если бы жил.
До принятия одним или несколькими наследниками наследство являлось hereditas jacens — “лежачим” наследством. В древнем праве вещи наследодателя считались отдельным имуществом (uni-versitas juris) и входили в res nullius. Собственность на эти вещи осуществлялась оккупацией, если речь о наследниках не заходила в течение года. Это было usucapio hereditatis.
Наследственное право в римском праве
Пока их эманципированный отец не призывался к наследованию, они после смерти деда получали часть, которую получил бы их отец: но раз он теперь призывается к наследованию несмотря на emancipatio, дети снова устраняются им от наследования. Между тем их труд есть также в общей наследственной массе. Ввиду этого Юлиан при пересмотре преторского эдикта включил туда статью — nova clausula Juliani или edictum de conjungendis cum emancipato liberis , — в силу которой filius emancipatus должен разделить получаемую им долю пополам со своими детьми.b) Второй класс — «unde legitimi» . Если нет упомянутых в первом классе лиц или если никто из них не испросил себе bonorum possessio в течение законного срока, то bonorum possessio дается legitimi heredes , то есть лицам, призывающимся к наследованию по цивильному порядку — именно sui и agnati (gentiles, как сказано, уже отпали).
Такими основаниями признавались следующие: недостойное поведение предполагаемого наследника по отношению к наследодателю; желание завещателя принести пользу самому наследнику (если он, например, признан расточителем, то наследником в завещании назначается его сын, который выплачивает расточителю алименты). При Юстиниане перечень оснований для отказа в обязательной доле был расширен.
А именно, таковыми были признаны: причинение опасности для жизни завещателя; создание помех при составлении завещания; безнравственный образ жизни нисходящей родственницы; вступление нисходящей родственницы в брак до достижения двадцатипятилетнего возраста против воли родителей. Принятие наследства (aditio, acquisitio hereditatis ) В момент смерти наследодателя происходит открытие наследства.
Именно на этот момент определяется круг лиц, призываемых к наследованию.
В отличие от легатов, фидеикомиссами признавались неформальные устные или письменные просьбы умирающего к наследнику, с тем чтобы он исполнил что-либо в пользу третьего лица или лиц. Юридически такие просьбы были необязательны, исполнение их целиком зависело от добросовестности наследника.
В юстиниановский период эти два вида завещательных отказов были уравнены. Отказ может содержаться в завещании или совершаться отдельно от него — в особом акте (кодицилии).
Он мог совершаться и неформально, в устном или письменном заявлении. Предметом отказа могли быть любые вещи, а также всякое вообще имущество, предоставление которого возможно физически и допустимо юридически.
Было выработано следующее правило: завещатель обязан оставить определенную часть своего имущества некоторым родственникам (нисходящим, восходящим, полнородным и единокровным братьям и сестрам); в противном случае эти лица приобретали право оспорить завещание по нелюбезности , доказывая, что завещатель нарушил свой моральный долг. Суд мог удовлетворить их требования основываясь на фикции (заимствованной из греческого права), что завещатель, составляя завещание, был не в своем уме.
Чтобы предотвратить такой иск, завещатель должен был в своем завещании оставить указанным лицам так называемую обязательную долю ( portio debita )наследства. Сначала эта доля равнялась одной четверти того имущества, которое управомоченное лицо получило бы, наследуя по закону.
Как видим, оба типа необходимого наследования — формальный и материальный — в позднейшем праве действовали рядом, но отдельно друг от друга, что не могло не создавать затруднений на практике. Ввиду этого Юстиниан указом 542 г. — новелла 115 — сделал попытку слить оба вида необходимого наследования воедино.
В момент смерти наследодателя наследование только открывается для наследников, только предлагается им — defertur, вследствие чего этот момент представляет лишь первую стадию в процессе наследственного перехода и носит название delatio hereditatis. Но далеко не всегда с этим моментом связан уже и действительной переход наследства к наследникам: наследство должно еще быть приобретено наследником, вследствие чего приобретение наследства — acquisitio hereditatis — составляет вторую стадию наследственного перехода, всегда логически, а очень часто и практически отличную от первой — delatio hereditatis.
В этом отношении римское право от самого начала различало два вида наследников.
Римляне представляли себе наследование возможным в двоякой форме – в форме универсального преемства – наследование, hereditas в тесном смысле, и в форме сингулярного преемства – legatum и fideicommissum.
Универсальное преемство состоит в том, что новый приобретатель, который в этом случае именуется наследником – heres, одним актом приобретает всю совокупность уцелевших после умершего прав и обязанностей. Он приобретает, вступая в наследство, все части активного имущества, как вещные, так и обязательственные права. Для этого он не должен совершать актов приобретения каждого права в отдельности. Достаточно того события, которое считается актом приобретения всего наследства. В составе наследства heres может приобрести даже такие права, о существовании которых он не знал, или же такие, к приобретению которых в отдельности он не был способен. В то же время с римской точки зрения наследник с актом приобретения наследства делается субъектом всех тех обязанностей, которые уцелели по смерти наследодателя.
Для получения наследства необходимо наличие двух моментов: открытия наследства (delatio hereditatis) и приобретения наследства (acquisitio hereditatis). Открытием наследства называются такие факты, которые дают право известному лицу сделаться субъектом наследственного имущества, если он этого пожелает. Приобретение наследства состоит в изъявлении воли сделаться наследником; после этого изъявления призванное к наследству лицо делается субъектом наследственного имущества, входящих в его состав прав и обязанностей. Есть, впрочем, случаи, когда наследство приобретается без воли наследника, так что особый акт приобретения наследства не является необходимым; такие наследники называются heredes necessarii, в отличие от vоluntarii; сюда относятся непосредственно подвластные наследодателю нисходящие (heredes sui et necessarii), а также рабы, назначенные в завещании их собственника наследниками.
Призвание к наследству (delatio hereditatis) совершается пo двум основаниям:
1) завещанию умершего лица – testamentum;
2) по закону. Призвание по закону наступает или в том случае, когда не осталось действительного завещания или когда наследство дается некоторым лицам вопреки оставшемуся завещанию.
В римском праве наследование по закону основывалось на агнатическом родстве. Оно определялось подчиненностью отцу семейства.
Завещание в Древнем Риме использовалось довольно редко, хотя нормами оно допускалось. Законами XII таблиц определялся следующий порядок преемства: если кто-то умрет без завещания и в отсутствии прямых его преемников, к наследованию призывается ближайший агнат. Если таковой отсутствует, имущественный комплекс передается членам рода.
Таким образом, в римском праве схема наследования по закону была следующей:
- В первую очередь включались лица, подвластные, проживавшие вместе с отцом семейства, которые на момент смерти наследодателя из субъектов, находящихся в «чужой» зависимости, становились правоспособными. К ним относились дети, внуки и пр.
- Во вторую очередь входили ближайшие агнаты. Они призывались к наследованию при отсутствии лиц первой группы.
- Третью очередь составляли члены одного рода с наследодателем.
В случае непринятия наследства первой группой оно становилось «лежачим». Если первая очередь отказывалась от преемства, вторая ничего не получала.
Согласно новому порядку, к наследованию могли призываться все когнатические родственники вне зависимости от пола по степени их близости к наследодателю. В результате сформировалось четыре разряда преемников:
- В первую входили ближайшие родственники по нисходящей линии. К ним относились дети, внуки от умерших детей и пр. Все имущество разделялось между ними поровну.
- Во втором разряде присутствовали родственники по восходящей линии, а также полнородные сестры/братья. Они также делят имущество поровну, но детям умерших ранее братьев/сестер, полагается доля, которую мог бы получить их умерший родитель. Если преемниками становились только лица, имеющие родственную связь по восходящей линии, то имущественная масса разделялась пополам между родственниками с отцовской и материнской стороны.
- Субъекты третьего разряда призывались к преемству при отсутствии первых двух. В него входили неполнородные сестры/братья, происходящие от одного отца с умершим, но от разных матерей, или наоборот.
Отказом от наследства считалось: а) прямое заявление об этом; б) непринятие наследства в установленные сроки и надлежащим способом.
Последствия при отказе от наследства могли быть самыми различными: 1) наследство мог принять подназначенный наследодателем другой наследник; 2) наследство могли принять прочие наследники той же очереди, которые присоединяли долю отказавшегося к своим долям; 3) наследство могли принять наследники другой очереди; 4) не исключалось такое положение, когда наследодатель распоряжался своим имуществом при помощи завещания, но все без исключения назначенные им наследники от принятия наследства отказались. Тогда наступали такие же последствия, как если бы завещания не было, и наследственное имущество целиком переходило к законным наследникам; 5) наследство объявлялось выморочным, если от наследства отказывались все до единого как законные, так и завещательные наследники. Права наследников обеспечивались исками, которые назывались требованием о наследстве. Это требование предъявлялось по поводу как вещей, так и правомочий, входивших в состав наследственного имущества. Такой иск получил название генерального иска. Со стороны претора защита наследственных прав осуществлялась при помощи преторского интердикта. Опираясь на него, преторский наследник мог потребовать от претора, чтобы тот ввел его во владение наследственным имуществом.
Наследованием называется переход имущества умершего лица к (одному или нескольким) другим лицам.
Подобно тому как собственность (в экономическом смысле) существовала и до образования государства и права, а право собственности появилось только с образованием государства, так и наследственное право в качестве завершения права собственности появилось только с возникновением государства.
Наследование (в собственном смысле) есть преемство универсальное . Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследователя (или — при наличии нескольких наследников — определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер наследования проявляется в том, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства (наследственная масса), в том, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он и не знал, и т.п.
Наряду с этим римскому праву известно и так называемое сингулярное преемство после умершего лица, т.е. предоставление лицу отдельных прав — так называемые легаты или отказы.
В результате изменений в нормах последовательность наследования стала такой:
- В первую очередь входили дети умершего, как родные, так и приемные, а также отданные в усыновление, если на момент смерти они стали свободны от власти усыновителя. Субъекты, освобожденные при жизни отца семейства от его власти, должны были внести свое имущество в полном объеме в наследственную массу. Вместе с другими материальными ценностями оно распределялось между преемниками.
- Вторую очередь составляли агнатические родственники. Они вступали в наследство, если никто из первой группы не пожелал стать преемником.
- В третью очередь входили кровные родственники до 6-й степени включительно. В качестве исключения преемники 7-й степени могли наследовать после предыдущих очередей. В этой группе возникало преемство матери после детей и детей после матери.
- В четвертую очередь наследовал супруг, переживший умершего (жена после мужа, муж после жены).
«Лежачим» наследство становилось, только если от него отказались все очереди или если преемников не оказалось вовсе.
Согласно новому порядку, к наследованию могли призываться все когнатические родственники вне зависимости от пола по степени их близости к наследодателю. В результате сформировалось четыре разряда преемников:
- В первую входили ближайшие родственники по нисходящей линии. К ним относились дети, внуки от умерших детей и пр. Все имущество разделялось между ними поровну.
- Во втором разряде присутствовали родственники по восходящей линии, а также полнородные сестры/братья. Они также делят имущество поровну, но детям умерших ранее братьев/сестер, полагается доля, которую мог бы получить их умерший родитель. Если преемниками становились только лица, имеющие родственную связь по восходящей линии, то имущественная масса разделялась пополам между родственниками с отцовской и материнской стороны.
- Субъекты третьего разряда призывались к преемству при отсутствии первых двух. В него входили неполнородные сестры/братья, происходящие от одного отца с умершим, но от разных матерей, или наоборот.
Общие положения наследственного права (римское право)
· Провозглашения завещания по куриям в народном собрании. это можно было сделать дважды в год. Завещателем публично называлось лицо, которое тот хотел бы видеть своим наследником, а потом он просил всех собравшихся зафиксировать его волю. При этом собрание могло отказаться одобрять его желание.
· Завещание, оглашавшееся перед сражением в боевом строю. Солдаты устно публично заявляли свою завещательную волю. этим способом часто составлялись завещания в отношении военного пекулия.
· Манципация. Данным способом имущество якобы продавалось доверенному лицу, которое и должно было после кончины завещателя выполнить его волю.
При этом каждый из вышеописанных способов имел собственные недостатки. Основным их недостатком являлась гласность, устная форма и отсутствие завещательной тайны. Однако со временем письменной форме удалось вытеснить устную.
· Согласно императорской конституции от четыреста тридцать девятого года нашей эры законную силу приобретали только завещания составленные в письменной форме, которое было заверено самим завещателем и семью свидетелями. Наряду с этим продолжало существовать также устное завещание в весьма упрощённой форме. Главным требованием для завещательной формы в период империи – составление завещания должно протекать непрерывно от начала до конца.
· Завещания слепых должны были составляться при помощи нотариуса.
Занесение распоряжения завещателя в судебный протокол и передача в канцелярию императора письменно составленного завещания на хранение.
2.1. Ливия, опекуном которой был ее брат, достигнув совершеннолетия, хотела освободиться от опеки. Решите данный казус на основании Законов XII таблиц. Частноправовой или публично-правовой является норма, регулирующая данные отношения? Возможно ли было освобождение Ливии при согласии ее опекуна? Имело ли согласие опекуна юридическую силу?
Институт опеки над женщинами (tutela mulierum) обосновывался слабостью пола (sexus infirmitas). В действительности же во внимание принималось установившееся в римском обществе мнение, согласно которому женщины не должны заниматься делами, так как их местом был дом. Опека над женщинами главным образом основывалась на тех же принципах, что и опека над несовершеннолетними. Она имела своей целью, прежде всего, интерес опекуна, которым, как правило, был ближайший наследник данной женщины. Tutela mulierum толковалась первоначально как власть. Иную трактовку этот вид опеки получил в классическом праве, как в отношении личности, так и имущества женщины. Связано это было в основном с тем, что она сама управляла своим имуществом. Лишь для некоторых актов преимущественно строго цивильного характера требовалось auctoritas опекуна (участие в legis actio, отчуждение res mancipi, принятие наследства и т. д.). В случае отказа опекун мог быть принужден претором, по жалобе женщины, дать согласие. Вследствие этого против опекуна не существовало иска actio tutelae.
Опекун был частным лицом. Однако подлежал государственному надзору, хотя и не в такой значительной мере, как при impuberes. Опека над женщинами, как и над несовершеннолетними, была трех видов: по закону, по завещанию и по решению магистрата.
Опекун по завещанию мог отказаться от опеки (abdicatio), но не мог уступить ее другому. Согласно закону XII таблиц, законным опекуном женщины был ее ближайший агнат, а при отсутствии последнего – сородичи (gentiles). Законная опека над вольноотпущенницей принадлежала ее патрону, а в случае его смерти – ближайшим агнатическим нисходящим. Законным опекуном эманципированной был ее отец как parens manumissor. Tutela legitima не могла быть оставлена, но допускалась ее уступка в порядке in iure cessio.
Женщина могла избежать законной опеки агнатов путем заключения фиктивного брака (coemptio fiduciae causa) и договорившись с фиктивным мужем, что он сразу же ее реманципирует, т. е. освободит от статуса in mancipatio и получит положение опекуна (tutor fiduciarius).
Tutor legitimus мог цедировать (in iure cessio) опеку над женщиной другом лицу (tutor cessicius). Со смертью или умалением правоспособности tutor cessicius законная опека автоматически восстанавливалась. Смерть или capitis deminutio цедента также уничтожали права tutor cessicius, которые переходили к следующему по близости агнату.
Опека заканчивалась вообще в случае смерти либо capitis deminutio женщины. Для данного опекуна tutela прекращалась с его смертью или capitis deminutio, а также (в пределах допустимого) abdicatio и excusatio. При in iure cessio опека снявшего ее с себя не прекращалась целиком, но приостанавливалась и возобновлялась в случае смерти или capitis deminutio tutor cessicius.
Таким образом, по закону 12 таблиц Ливия могла избавиться от опеки брата только после замужества. Кроме того необходимо отметить что данный казус носит собой Частноправовой характер. По закону12 таблиц Ливия при согласии ее опекуна отказа опеки не имела бы юридическую силу.
Тит в ночное время проник в дом римского гражданина Нигидия, обворовал дом и пытался скрыться с похищенным, но был задержан с поличным хозяином, который убил пойманного вора. Правомерны ли действия хозяина дома Негидия (события относятся к 325 г. до н.э.)?
Первоначально защита частных прав осуществлялась заинтересованным лицом путем расправы с нарушителем права. Только постепенно от самоуправства переходят к защите прав через посредство органов государства как организованного аппарата господствующего класса.
Границы применения самоуправства в развитом праве. Развитое право предполагало, что насильственные действия могли предприниматься заинтересованными лицами в своих интересах лишь в чрезвычайных случаях, как состояние необходимой обороны, когда самоуправство было лишь средством защиты против неправомерного нападения, направленного против лица или его имущества (например, насильственное удаление с земельного участка, D. 43. 16. 1. 28). По этому поводу Ульпиан повторяет записанное еще Кассием правило vim vi repellere licet — насилие дозволено отражать силой, и добавляет, что оно приравнивается к предписаниям естественного права — naturae comparatur. Далее, еще XII таблицами было дозволено убийство на месте застигнутого вора; в классическом праве оно рассматривается как необходимая оборона, но наказуется при превышении границ такой обороны. В таблицах это звучит следующим образом — «Если кто-нибудь убьет ночью вора, то мы не сомневаемся, что (не) будет отвечать по закону: если же он предпочел убить его, когда мог только задержать, есть больше оснований считать его поступившим неправомерно»[4].
Против нападений, направленных на отнятие вещей, допускается не только защита, но и самоуправное возвращение их. Правомерному владельцу для защиты владения, которое он беспорочно имел, позволено отражать причиненное насилие в границах осторожной охраны.
2.3. Сервитут черпания воды установлен так, что вода поставляется только летом. Каким образом утрачивается этот сервитут вследствие неиспользования?
Сервитуты — это право лица пользоваться чужой вещью в том или ином отношении. В римских источниках имеется целый ряд высказываний, разъясняющих сущность сервитута.
Сервитуты имеют постоянный характер. Нельзя установить сервитут на время. Вещный сервитут обременяет вещь, и смена собственника служащей вещи не прекращает сервитут, так же, как и смена собственника господствующей вещи. Личный сервитут устанавливается на срок жизни управомоченного лица.
Впервые вопрос по наследованию был поставлен в Римском праве, которое определяло правовое положение субъектов, имущественных отношений и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера. Римские юристы делили право своей страны на две большие области: публичная , которая защищала интересы государства и частная, защищающая и регулирующая интересы частных лиц, а именно брачно-семейные отношения, собственность, обязательные права, а так же наследование и наследственные отношения.
1. В Дигестах дается следующее определение свободы: «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом» (D. I, 5, 4). Дайте правовой и философский комментарий на это положение.
Тема 7. Римское наследственное право
1. В чем различие между сакральными и религиозными вещами? К каким правовым последствиям приводит сакрализация вещи?
2. Если дикое животное ранено настолько сильно, что его можно схватить, является ли оно в силу самого этого факта собственностью охотника, или же оно становится его собственностью только после того момента, когда оно актуально поймано? Предположим, например, что охотник подстрелил оленя клейменой стрелой, однако не смог его удержать. Олень скрылся в лесу и почти тотчас же его захватил другой охотник. Кто является собственником добычи? Влияет ли на решение этого казуса тот факт, что второй охотник захватил оленя фактически на виду у первого? Какой применяется критерий? Какие условия должны выполняться, чтобы вещь была признана бесхозной и могла быть присвоена любым желающим.
3. Охотясь в своей роще, Луций ранил оленя, однако раненое животное вырвалось и скрылось из виду. Преследуя оленя, Луций оказался в лесу, принадлежащему Гаю Семпронию. Там он нашел оленя уже добитого арендатором участка Авлом Агерием. Возник спор о принадлежности добычи. Не придя к соглашению, спорщики обратились к хозяину участка, Семпронию, который немедленно заявил, что раз олень на его земле, то значит и принадлежит он ему. Обескураженные спорщики отправились в суд. Каково будет решение суда? Решая казус, ответьте также на следующие вопросы: Какой применяется критерий при определении того, является ли животное диким или не диким. Имеет ли значение, захватит ли охотник дикое животное на своей земле или на чужой? Имеет ли собственник земли преимущественное право на диких животных, и если да, то в чем состоит это право?
4. Какие из нижеперечисленных вещей, при передаче права собственности на них, необходимо было манципировать: (1) право проезда; (2) поместье (родовое имение); (3) пчелиный рой; (4) дом на италийской земле; (5) слон; (6) дом в провинции; (7) вол, (8) узуфрукт на раба?
5. Приведите примеры (1) бестелесной неделимой вещи; (2) собирательной вещи; (3) принадлежности вещи.
6. Некто отказал своему племяннику Марку по завещанию квадригу (упряжку из четырех коней). Однако случилось так, что вскорости после смерти наследодателя, но до принятия наследства наследником один из коней, входящих в квадригу убежал. Обязан ли наследник передать Марку право собственности на оставшихся трех коней?
7. Авл Агерий продал Нумерию Негидию дом и сад, однако выезжая из поместья, он вывез на рынок и продал все плоды, собранные в саду, забрал все вино из погреба вместе с сосудами, врытыми в землю, забрал весь садовый инвентарь, снял со стен картины, а также заменил на обычные двери из красного дерева и сменил замки. Раздосадованный Нумерий Негидий подал иск в суд. Что из перечисленного он может получить назад по суду?
8. Публий купил статую Венеры, однако когда он пришел забирать ее у торговца, последний предложил ему статую без пьедестала, на том основании, что при заключении договора купли-продажи этот факт не был оговорен. Имеет ли покупатель право требовать выдачи статуи вместе с пьедесталом.
1. Может ли случиться так, что исполнение по обязательству законно, но противоречит добрым нравам? Как должен поступить мудрый судья? Как согласовать известный афоризм: «Все, что не запрещено, дозволено» с высказыванием Павла: «Не все, что дозволено, достойно уважения»?
2. Будет ли действительной сделка, связанная с передачей вещи, если передающий считал, что совершает дарение, а принимающий был уверен, что принимает вещь во временное пользование?
3. Что из нижеследующего следует считать ошибкой, порочащей договор: (1) в соглашении сказано не то, что хотели контрагенты; (2) думал, что подарок, а оказалась купля-продажа; (3) думал, что допустимо, а оказалось запрещено законом; (4) забыл самое важное условие; (5) контрагенты заблуждались относительно предмета соглашения; (6) была допущена ошибка в названии; (7) контрагенты не правильно определили сущность вещи; (8) выполнение обязательства ставилось в зависимость от действий третьей стороны.
4. Некий римский гражданин владел многими рабами, в числе которых были кузнец Стих и садовник Панфил. По завещанию наследодатель отказал кузнеца Панфила своему внуку, а садовника Стиха своей жене. Когда была обнаружена ошибка, выяснилось, что и внук и вдова покойного хотели получить себе именно кузнеца Стиха. Как разрешить этот спор? Является ли такая ошибка основанием для признания этой части завещания недействительной?
5. Кого по своему материальному положению можно считать платежеспособным: (1) того, кто по своему материальному положению способен выполнить взятое обязательство; (2) того, кто обещает исполнить обязательство, если ему будет предоставлена рассрочка; (3) того, кто обещает расплатиться, как только получит ожидаемое наследство; (4) того, кто обещает уплатить всю сумму, но не сразу; (5) того, кто предоставил личные гарантии; (6) того, кто предоставил имущественные гарантии.
6. Цицерон рассказывает такой случай. Некто Гай Марий Гратидиан купил у Гая Сергия Ораты дом, но спустя несколько лет продал его прежнему владельцу. На некоторую часть этого дома был установлен сервитут, который, разумеется, уменьшал его ценность. Когда происходила манципация, Гратидиан не упомянул о данном сервитуте. По этой причине Ората подал в суд. Адвокат Ората указывал на то, что лицо, намеренно скрывшее недостатки вещи, должно быть привлечено к ответственности. Адвокат же продавца возражал, что Ората прекрасно знал о недостатках дома, собственником которого сам некогда являлся. Ответьте на следующие вопросы: (1) какого рода ответственность несет продавец, умолчавший о недостатках продаваемой вещи? (2) является ли доказательство нечестности продавца основанием для признания сделки недействительной? (3) как бы вы разрешили этот спор?
7. Римский сенатор предложил ювелиру изготовить драгоценную брошь. Ювелир изготовил брошь и, согласившись на оплату в рассрочку, отдал брошь сенатору. Заплатив задаток, сенатор получил свою брошь, однако через несколько месяцев, еще не полностью расплатившись с ювелиром, вернул ему брошь с тем, чтобы поменять драгоценный камень. Ювелир выполнил заказ, однако выдать брошь отказался, требуя выплаты всей условленной платы. Рассмотрев это дело, суд признал действия ювелира неправомерными и обязал его вернуть брошь при условии оплаты второго заказа. Правомерно ли это решение? Чем оно обусловлено? Какими законными средствами ювелир может гарантировать исполнение обязательства сенатором?
Гай. Институции. Книга третья, 88–225.
Институции Юстиниана. Книга третья, титулы 13–24; книга четвертая, титулы 1–5.
Дигесты. Книги 13–14; 16–22.
Дополнительная литература
Гусаков А. Деликты и договоры как источники обязательств в системе цивильного права древнего Рима. М., 1896.
Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме: долговой вопрос (VI–IV вв.). М., 1994.
Кривцов А.С. Общее учение об убытках. Юрьев, 1902.
Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954.
Савиньи К.Ф. Обязательственное право. М., 1976.
Лежачее наследство: что это и как регулируется
Фидеикомиссы – это письменные или устные рекомендации или просьбы наследодателя к наследнику, направленные на выполнение различных поручений или на предоставление кому-либо части наследственного имущества.
Данные просьбы, как правило, имели место быть в составленных не в должной форме завещаниях. Для регулирования такого положения было определено, что наследник вправе оставить себе четверть наследства, а оставшуюся долю и долги передать фидеикомиссу.
Легаты – это некие распоряжающие предписания в завещании по предоставлению за счет наследства выгод каким-либо другим лицам.
Эти лица получили название легатариев. Они имели право на обладание не доли наследства, а лишь некоторых активов, например, конкретной вещи. Подав виндикационный иск к наследнику, они могли получить причитающееся им по завещанию.
Принятие рассматривается в римском праве как односторонняя сделка. При принятии надо соблюдать следующие требования:
-неполностью дееспособное лицо может совершить эту сделку только с согласия куратора;
-принимать лично (есть исключения: за ребенка до 7 лет – принимает отец, за юридическое лицо – его представитель);
-принятие совершается в определенной форме (первоначально это была торжественная форма, а потом – простое волеизъявление или путем фактического вступления в наследство);
-если наследование по завещанию и указан срок, то принятие наследства возможно только в этот срок.
8.4. Принятие наследства и его последствия
Принятие наследства. Наследование есть преемство в имущественных правах и обязанностях наследодателя, кроме тех, которые (как узуфрукт, штрафные иски из деликтов и некоторые другие) считаются неразрывно связанными с личностью того, для кого они возникли.
Момент, когда преемство признавалось установленным, и порядок этого установления были в римском праве неодинаковы для разных категорий наследников.
Для преемников и назначенных наследниками по завещанию рабов наследодателя момент открытия наследства (delatio hereditatis) был и моментом возникновения преемства. Более того, по цивильному праву ни преемники, ни рабы не имели права отказаться от открывшегося для них наследства. Они были необходимыми наследниками. Это объяснялось тем, что они, как уже указано, не столько наследовали, по взгляду римлян, сколько вступали в управление своим имуществом. Для рабов это было следствием их общего правового положения: назначение наследником означало и освобождение раба, но освобождение с возложением на раба, по воле господина, положения наследника.
Понятно, что такое обязательное наследование было весьма обременительно для наследника в случаях, когда наследство было переобременено долгами, за которые наследник, в силу римской концепции универсального преемства, отвечал не только имуществом наследственной массы, но и своим имуществом. Ввиду этого претор предоставлял преемникам так называемое право воздержаться от наследства, в силу которого он отказывал в иске против цивильных наследников, фактически не осуществлявших своего права наследования, и предлагал bonorum possessio следующей за ними категории наследников, а если не находилось желающих, объявлял конкурс над имуществом наследодателя для удовлетворения его кредиторов.
Все остальные относились к добровольным (посторонним) наследникам (heredes voluntarii). Для них открытие наследства означало лишь возникновение права на принятие наследства.
Принятие наследства происходило при осуществлении устного торжественного акта, который назывался cretio. Существовала достаточно формализованная форма проведения cretio, на ней произносились установленные фразы, например «вступаю и принимаю». Постепенно форма упростилась, и было достаточно неформального волеизъявления о принятии или фактическом вступлении в наследство. Это процесс стал называться pro herede gestio.
Цивильное право срока для принятия наследства не устанавливало. Но кредиторы наследодателя, заинтересованные в скорейшем удовлетворении их требований, могли потребовать от наследника ответа (an heres sit), т. е. принимает ли он наследство. После этого наследнику по его просьбе мог быть назначен судом срок для решения вопроса о принятии наследства (spatium deliberandi), после истечения которого наследник, не давший ответа, считался: до Юстиниана — отказавшимся, а в праве Юстиниана — принявшим наследство.
Понятно, что правила об автоматическом приобретении наследства некоторыми из цивильных наследников были неприменимы к преторскому праву; она должна была быть испрошена, и притом в установленный срок: родственникам по нисходящей и восходящей линии давался срок в один год со дня открытия наследства, остальным наследникам — в сто дней. При пропуске этого срока наследником, призванным в момент открытия наследства, преторским правом наследство предлагалось принять следующему наследнику в порядке преемства между наследниками.
«Лежачее» наследство. «Лежачее» наследство (hereditas iacens) возникало при отсутствии наследников по завещанию и по закону. Это могло случиться, если наследники еще не объявились или если от наследства отказались наследники (следующая имеющаяся очередь наследниками не признавалась, если от него отказывались все в предыдущей очереди):
— в древнейшем Риме при отсутствии наследников имущество могло быть захвачено любым желающим. Считалось, что «лежачее» наследство никому не принадлежит;
— в классическом периоде «лежачее» наследство считалось числящимся за умершим («хранит в себе личность умершего») без права посягательств на него;
— в период принципата такое наследство поступает государству;
— в постклассический период «лежачее» наследство поступает к государству, но перед ним преимущество имеют муниципальный сенат, церковь, монастырь и другое если наследодатель был их членом (участником).
В тот период, пока наследство считалось «лежачим», завладение им не допускалось. Однако было возможно приобрести его посредством приобретения по давности в качестве наследника (usucapio pro herede). Такое приобретение заключалось в том, что тот, кто владел одной вещью из «лежачего» наследства в течение одного года, приобретал собственность не только на нее, но и на все наследство (т. е. приобретал статус наследника всего имущества). При таком приобретении не выполнялись сроки давности и не учитывалась добрая воля лица. Поэтому в классический период такое приобретение стало считаться недостойным. В собственность стала поступать лишь захваченная во владение вещь.
Правило одного года сохранялось как для движимых, так и для недвижимых вещей вплоть до эпохи Юстиниана, когда стали применяться обычные сроки давности.
Наследственная трансмиссия. Наследственная трансмиссия (transmissio delationis) — это переход права принять наследство к наследникам лица, не успевшего принять назначенное ему наследство вследствие своей смерти.
Римское право предусматривало две стадии процесса перехода наследства:
Открытие наследства происходило в момент смерти наследодателя.
Однако лица, которые призывались к наследованию, еще не приобретали права на наследственное имущество. Это происходило лишь с принятием наследства.
Цивильное право предусматривало два правила, определявших момент принятия наследства:
сразу после смерти наследодателя агнаты, находившиеся в его власти, считались воспреемниками наследства;
агнаты вводились во владение наследством помимо их воли, т.е. они не могли отказаться от принятия наследства.
Такое положение было обременительно для наследников. Например, когда на них переходили долги наследодателя. С развитием преторского права ситуация изменилась. Теперь, если агнаты отказывались от принятия наследства, претор призывал к наследованию следующие разряды наследников. Если же и они отказывались вступить в права наследников, претор устраивал распродажу имущества наследодателя, чтобы погасить его долги.
Цивильное право предусматривало срок для принятия наследства (до 100 дней) и соблюдение торжественной формы этого акта. Преторское же право устанавливало следующую процедуру принятия наследства: наследник испрашивал у претора наследство. Причем для нисходящих и восходящих наследников устанавливался срок принятия наследства, равный одному году; для остальных срок остался прежним — 100 дней.
Трансмиссия наследственного характера
Трансмиссия наследственного характера (transmissio delationis) – это определенный переход права использовать наследство к наследникам того лица, которое в свою очередь не успело принять назначенное ему наследство так как наступила его смерть.
Важно подметить, что по древнейшему праву цивильного порядка трансмиссия наследственной направленности была невозможна: если наследник, который был призван к наследованию по закону не принимал наследства, то такое наследство признавалось бесхозяйным. По специальному преторскому праву принять то или иное наследство предлагалось в ситуации следующим наследникам. В ситуации если человек выступающий наследником по завещанию не принимал наследства до своей смерти, то открывалось наследование по конкретному закону.
Отсюда получается, что право принять определенное наследство рассматривалось как некое личное право наследника, не переходящее к его наследникам.
Тем не менее из данного положения общего характера стали постепенно вводить определенные исключения. Претор в свою очередь допустил, что если гражданин, который является наследником, погибает не успев без своей личной вины принять наследство, то по расследованию дела в качестве наследника в конкретном порядке (то есть восстановления в конкретном первоначальном положении) может быть предостаточно специальное право на принятие того или иного наследства. В праве Юстиниана данное правило является обобщенным: в ситуации, если смерть наследника произошла в течение года с момента, когда он узнал об открытии для него наследства или в течение запрошенного им времени на размышление, то специальное право принять данное наследство считается перешедшим к его наследникам, которые обладают необходимыми возможностями на осуществление этого права в течение срока, который еще остался в силу правил общего характера на принятие определенного наследства.
В тех ситуациях, когда из-за смерти до принятия наследства или же вследствие отказа от наследства отпал один из тех граждан, который мог бы стать наследником и если не было трансмиссии доля того наследника, который в свое время отпал просто прибавлялась к другим долям остальных наследников при этом распределялась между ними поровну. Так получилось, что в случае, когда из двух наследников по завещанию один погибал не приняв наследства и, что самое главное не оставив сам наследников, то доля которая принадлежала ему по праву переходила не к наследникам наследодателя по закону, а к другому наследнику по завещанию. Точно так же получалось и в том случае, если происходило отпадение после открытия наследства одного из наследников по закону.