За неуплату ряда ввозных пошлин предложили ввести уголовное наказание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За неуплату ряда ввозных пошлин предложили ввести уголовное наказание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица – это состав преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Данный состав преступления относится к преступлениям таможенной направленности.

Комментарии к ст. 194 УК РФ

1. Таможенные платежи уплачиваются в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза. В нем предусмотрено пять видов платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 5) таможенные сборы (ст. 70).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает: 1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров — с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. ст. 161 и 166 Таможенного кодекса Таможенного союза). Законом предусмотрены отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.

Сроки уплаты таможенных пошлин регулируются ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, или иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.

Средства, поступившие в таможенный орган в виде таможенных платежей, становятся государственной собственностью, поэтому последующее завладение ими путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат данных средств (ст. ст. 89 и 90 Таможенного кодекса Таможенного союза), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

4. Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного или нескольких видов, но и в том и в другом случаях для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 3 млн. руб. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.

Момент окончания преступления связан с наступлением конкретных вредных последствий — неполучением федеральным бюджетом таможенных платежей в крупном размере в установленный законом срок.

5. Преступление совершается умышленно, виновное лицо осознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

6. Субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей может быть декларант.

Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды (ст. 188 УК), то привлечение к ответственности за это преступление охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей. Трудно представить ситуацию, чтобы субъект, контрабандно перемещающий товары через таможенную границу, уплачивал при этом ввозную или вывозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров и др. Поэтому абсурдно возлагать на контрабандистов обязанность по уплате таможенных пошлин. Таким образом, ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей возникает при отсутствии признаков контрабанды .

———————————

БВС РФ. 2001. N 5. С. 19, 20.

Кроме того, если лицо не знало, а только лишь должно было знать о незаконности перемещения товаров, в котором оно участвует, или о том, что оно приобретает незаконно перемещенные товары и поэтому обязано платить таможенные платежи, нельзя утверждать о наличии у такого лица умысла на совершение преступления.

7. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, см. коммент. к ст. 35.

8. Особо крупным размер преступления признается, если сумма неуплаченного таможенного платежа (или нескольких платежей, охватываемых единым умыслом) превышает 36 млн. руб.

Практическое задание: аналитический обзор судебной практики по статье 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Под таможенными преступлениями принято называть предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, a также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей соответственно.

Преступления, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягают на финансовую деятельность государства, в результате чего в бюджет не поступают пошлины, установленные на ввозимые товары.

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, уплаченные участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам, участвующими в процессе перемещения транспортных средств и товаров через таможенную границу. В соответствии со ст.

46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 5) таможенные сборы.

Уклонение – невыполнение плательщика таможенных платежей обязанности по их уплате (полностью или частично) в сроки, установленные таможенным законодательством. Уклонение от уплаты таможенных платежей – это умышленное преступление.

Виновное лицо осознает, что не вносит в установленный срок причитающуюся сумму таможенных платежей, предвидит, что в результате его бездействия в федеральный бюджет не поступят соответствующие денежные средства и желает наступления этого результата.

Умысел на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей является заранее обдуманным и определенным.

Для начала, давайте выясним актуальность данной проблемы, и для этого обратимся к статистическим данным ФТС России. Согласно информации, представленной таможенными органами: за 2015 год по ст. 194 УК РФ было возбуждено 691 уголовное дело, за 2016 год – 683 уголовных дел, за 2017 год – 481 уголовных дела, за 2018 – 359 уголовных дел, за 2019 год – 338 уголовных дел.

Итак, давайте перейдем непосредственно к самой судебной практике, однако в открытом доступе не так много материалов судебных заседаний. Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Зародышева А.И.

, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а, г» части 2 статьи 194 УК РФ. Зародышев А.И. принял решение об организации предприятия по производству светодиодных светильников и приобретения необходимого оборудования.

В связи с тем, что необходимое оборудование отсутствовало в продаже у отечественных производителей, он принял решение о его приобретении за рубежом. Далее, с целью реализации задуманного Зародышев А.И.

подал в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы документы, на основании которых МРИ ИФНС № принято решение о государственной регистрации и постановке на государственной учет, в которой он выступил в качестве учредителя и руководителя. Далее, с целью реализации задуманного Зародышев А.И.

вступил в преступный сговор с неустановленными лицами, которые должны были осуществить ввоз товара на территорию Российской Федерации без документов, свидетельствующих о его декларировании. Таким образом, своими действиями Зародышев А.И. совершил преступление, предусмотренное пунктами «а, г» части 2 статьи 194 УК РФ – уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере.

Читайте также:  Служба по контракту в армии для женщин

На основании материалов дела, суд постановил уголовное дело в отношении Зародышева А.И., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а, г» части 2 статьи 194 УК РФ прекратить с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей в доход государства.

Комментарий к статье 194 УК РФ

1. Предмет преступления — таможенные платежи. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:

— занижение стоимости перемещаемых товаров;

— сокрытие товаров;

— неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.

3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.

Рассмотрим, какие приговоры выносят российские суды по ст.194 УК РФ

В 2012-2014 годах ПГ «Генерация» помогала аффилированным компаниям ввести на территорию России из Румынии 7 буровых установок. Сотрудники ПК «Генерация» ввели в заблуждение сотрудников таможни, указав, что ввозят в Россию не разобранные установки, а запчасти к ним. После этого оборудование собиралось на заводе компании и продавалось. В результате указанных действий в бюджет не поступило более 100 млн рублей. Первоначально топ-менеджерам ПГ «Генерация» предъявлялось обвинение не только в уклонении от уплаты таможенных платежей, но и в организации преступного сообщества (ст.210 УК РФ), а также в совершении нелегальных валютных операций (ст.193.1 УК РФ). Однако суд признал топ-менеджеров виновными лишь в уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. Сотрудники ПГ «Генерация» получили от 7 до 7,5 лет колонии условно.

Недоплата в особо крупном размере

К ответственности по части 2 статьи 194 Уголовного кодекса виновных привлекут, если сумма недоплаты превышает 6 000 000 рублей. Кроме того, ответственность по этой части наступит, если преступление совершили два (или более) человека, заранее договорившись об этом. В Уголовном кодексе это называется «преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору».

Чтобы привлечь к ответственности по этому виду преступления, следователь должен доказать, что между нарушителями действительно была договоренность. Обычно доказать это очень сложно. Несмотря на это, следователи придерживаются правила: если в преступлении участвуют два или более человек, им предъявят обвинение по части 2 статьи 194 Уголовного кодекса.

Граждане Зыков, Коновалов и Ахмадулин незаконно получили распоряжение об условном выпуске товара, который впоследствии был ими продан. Это привело к уклонению от уплаты таможенных платежей на сумму 6 504 600 руб. Все трое были привлечены к ответственности по части 2 статьи 194 Уголовного кодекса.

Здесь обвиняемому уже грозит:

  • штраф от 300 000 до 500 000 рублей;
  • штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от двух до трех лет;
  • принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Типичные следственные ситуации и программа действий по ихразрешению

При расследовании рассматриваемых преступлений возникают, как правило две ситуации: а) «очевидные», когда исходная информация содержит данные о событии преступления и лице, его совершившем; б) «неочевидные», когда исходная информация не содержит данных о лицах, совершивших преступление. Для разрешения первой ситуации проводятся следующие процессуальные действия: осмотр предметов (товаров и транспортных средств и др.), осмотр места происшествия, осмотр документов; освидетельствование; производство выемки документов, предметов; допрос свидетелей, подозреваемого, обвиняемого; очные ставки; задержание подозреваемого; производство обыска; получение образцов для сравнительного исследования; назначение экспертиз; предъявление для опознания; проверка и уточнение показаний на месте; контроль и запись переговоров; наложение ареста на имущество и т.д.

Из организационных мероприятий проводятся: проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД; назначение ревизии; запросы в таможенные органы; запросы в иные правоохранительные органы; запросы в органы государственной власти и управления; запросы в правоохранительные и иные органы иностранных государств; проверки по учетам международных организаций, МВД России, ФТС России, ФСКН России, ФСБ России; проверки по ЦБД ЦИТТУ ФТС России и другим базам данных таможенных органов; изучение приостановленных уголовных дел данной категории и административных дел об административных правонарушениях; изучение архивных уголовных дел; изучение информационных материалов ФТС России; истребование характеристик и т.д.

Комплекс проводимых оперативно-розыскных мероприятий носит поисковый характер и направлен на установление: лиц, причастных к совершению преступления; местонахождения товаров и транспортных средств, денежных средств, банковских гарантий, имущества, принадлежащего подозреваемому (обвиняемому); мест возможного хранения и сбыта товаров и т.д. Для разрешения второй следственной ситуации проводится ряд аналогичных процессуальных действий, организационные и оперативно-розыскные мероприятия. Поскольку одна из важнейших задач расследования в данной ситуации установление преступника, существенное внимание уделяется поисковым мероприятиям; в частности, при проведении организационных мероприятий составляются и используются розыскные ориентировки и субъективные портреты, осуществляется проверка лиц по соответствующим криминалистическим учетам. Проводимые оперативно-розыскные мероприятия направлены на выявление свидетелей и очевидцев (например, водителей автотранспортных средств), обследование мест возможного складирования и реализации товаров и т.д.

Профессиональная юридическая консультация, юридическая помощь в Москве своевременная и грамотная защита адвоката

Мы рады приветствовать Вас на сайте Московской коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры»! Обратившись к нам, Вы можете получить любые виды юридической помощи в различных направлениях. Мы дадим Вам как устную, так и письменную юридическую консультацию по всем вопросам, касающимся защиты прав и интересов в области уголовного, таможенного, административного, гражданского, корпоративного и международного права. Возьмем на себя все хлопоты ведения дела на стадии предварительного следствия и в суде. Окажем любую помощь в области представления интересов по любому спору. Оказание юридической помощи осуществляется на основании Федерального Закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. Являясь председателем Московской коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры», кандидатом юридических наук, Шеметов Максим Николаевич имеет свыше 7 лет опыта работы в структуре правоохранительных органов, является экспертом множества средств массовой информации. Дипломированный юрист осуществляет консультации по юридическим вопросам любой сложности, осуществляет защиту на стадии предварительного следствия, а также оказывает доверителям квалифицированную помощь на любой стадии судебного процесса. Члены коллегии специализируются на широчайшем спектре уголовных, гражданских, административных дел и готовы прийти на помощь в любой сложной ситуации, отреагировать незамедлительно, результативно принять все необходимые меры для предотвращения негативных последствий.

Читайте также:  Вопросы и ответы: оптимизация налогов при продаже авто

Развитие норм об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей в российском уголовном праве (исторические аспекты)

Вопросы возникновения таможенного обложения на территории Древней Руси довольно подробно изложены в работах 3-М. Абдурахманова, Н.С. Гильмутдиновой, Р.К. Нальгиева и других авторов.

Исследование современных проблем уголовно-правового воздействия на участников ВЭД, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей, возможно, по нашему мнению, с того периода, когда в России сложилась система таможенного и уголовного законодательства. Исследователи истории таможенного дела и таможенного законодательства выделяют пять этапов в становлении этих институтов; первый — с середины XVI в.? когда произошла централизация таможенного дела в Московском государстве, была заложена серьезная таможенная законодательная база; сформировалась новая структура таможенных органов; был осуществлен переход к единой рублевой пошлине; второй — с первой половины XVIII в,, связанный с введением нового управления таможенным делом, с принятием протекционистского тарифа 1724 г. и Морского регламента; третий — с 1811 по 1927 г,; четвертый — с 1927 по 1986 г., когда таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, утратилась ее роль значимого элемента в механизме. регулирования внешней торговли и производства;

пятый — с 1986 г, по настоящее время- Он характеризуется коренными изменениями места и роли таможенных органов, возобновлением работы механизма таможенного регулирования, усилением влияния таможенного законодательства на процесс осуществления внешнеторговой деятельности как государственными, так и иными организациями, а также гражданами .

Анализ источников таможенного законодательства и практики его применения позволил сделать вывод, что именно с третьего этапа, хотя и с некоторыми перерывами, начал работать механизм таможенного регулирования, таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности, была сориентирована на основные направления внутренней и внешней политики государства. Указанный период характеризуется и дальнейшим развитием таможенного законодательства.

Исторический анализ развитая российского уголовного и таможенного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей позволил сделать вывод, что этот процесс приобрел системный характер, были сформированы соответствующие принципы и нормы.

Развитие капитализма в России к середине XIX в. потребовало проведения новой кодификации таможенного законодательства, в котором значительное место было отведено вопросам борьбы с уклонением от уплаты таможенных пошлин и с контрабандой. Так, систематизированное законодательство об уголовной ответственности за контрабанду в России появилось в Таможенном уставе 1819 г., откуда оно затем было перенесено в Уложение о наказаниях 1845 г. Следует отметить, что составы контрабанды и уклонения от уплаты таможенных пошлин не разделялись, уголовное и таможенное законодательство того периода применяло понятие «дефраудации», включавшее обманное, мошенническое уклонение от уплаты таможенных пошлин и контрабанду. Ученые того периода к способам незаконного уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей также относили контрабанду, ложные декларации и сокрытие имущества22.

Новой ступенью развития уголовно-правовых мер стал Таможенный устав 1892 г\, в котором за уклонение от уплаты таможенных платежей были предусмотрены санкции в виде штрафа и конфискации товара. По

Таможенному уставу 1906 г,, если после отбытия наказания за контрабанду с целью уклонения от уплаты пошлины лицо повторно совершало преступление, уголовный закон рассматривал это как рецидив и усиливал наказание — это был штраф в размере двойной стоимости товаров с выдворением контрабандиста за 50 верст от пограничного района сроком до пяти лет.

Таможенные преступления в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1910 г. были отнесены в раздел VII «О преступлениях и поступках против имущества и доходов казны». В ст, 926 Уложения все преступные действия группы контрабандистов (контрабандный провоз товаров через границу, торговля запрещенными предметами, подкуп таможенных чиновников и служащих других учреждений) приравнивались к преступлениям шаек, воров и мошенников (ст. 925) и наказывались лишением всех прав состояния и направлением в арестантские отделения сроком от трех с половиной до четырех лет.

За 60 лет до начала Первой мировой войны таможенные доходы России возросли более чем вдвое: в 1893-1897 гг. они ежегодно составляли 174 млн руб., а в 1913 г. — 370 млн руб.23 В начале XX в. в системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали второе место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками. Таможенные доходы составляли 14,5% активов доходной части бюджета .

Признаки объективной и субъективной стороны уклонения -от уплаты таможенных платежей

Объективная сторона рассматриваемого преступного посягательства состоит в уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, которое может быть выражено в различных формах, установление которых зачастую вызывает определенные сложности у практических работников.

В действующем законодательстве РФ не уточняется, что понимается под уклонением от уплаты таможенных платежей. Отсутствие в уголовно-правовой норме законодательно определенного понятия «уклонение» требует от правоприменителя самостоятельно устанавливать, является ли то или иное деяние уклонением от уплаты таможенных платежей, и использовать имеющиеся в уголовном законодательстве сходные понятийные характеристики.

В Словаре русского языка СИ. Ожегова слова ((уклонение», «уклониться» означают: отклонение от какого-нибудь направления; отодвинуться, отклониться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь; отойти от прямого направления; устраниться, отказаться от чего-нибудь.

Термин «уклонение» в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ используется в статьях: «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» (ст. 177 УК России), «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации» (ст. 194 УК России), «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» (ст. 198 УК России), «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» (ст, 199 УК России).

В уголовно-правовой литературе понятие «уклонение» и его содержательная сторона определялись хотя и не всегда одинаково, но смысл понятия передавался довольно схоже. Предполагается, что уклонение означает «уголовно наказуемое бездействие при реальной возможности действовать и состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных на это сроков» 3 «предусмотренные и запрещенные уголовным законом общественно опасные, уголовно наказуемые, умышленные деяния, направленные на полную или частичную неуплату в установленный срок предписанных в соответствии с законом таможенных платежей»26, «действие либо бездействие, состоящее в «укрытии перемещаемого товара, занижении его стоимости, предоставлении неверной информации о его принадлежности или назначении либо в полной или частичной неуплате таможенных платежей»27, «невыполнение -требования таможенного органа об уплате таможенных платежей в сроки, определенные таможенным законодательством..,» , «совершение действии, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение либо направленных на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплату таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты»29, «преднамеренный отказ плательщика таможенных платежей уплатить их в установленные таможенным законодательством сроки»30. Б.В. Волженкин считает, что «уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения или занижения их размера»31.

Несмотря на некоторую схожесть приведенных определений «уклонения», можно выделить их разницу и обозначить нерешенные теоретические проблемы; 1) нет единства мнений по вопросу о том, какой формы деяние образует объективную сторону уклонения от уплаты таможенных платежей: действие либо бездействие; 2) формулировки определения «уклонения» не позволяют определить момент окончания преступного посягательства.

Что касается первой проблемы, то в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» указывалось, что уклонение от уплаты налогов может выражаться как в действиях, так и в бездействии . В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» под уклонением от уплаты налогов . и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена ст, 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Итак, как наверняка многим известно, любая форма ввоза или вывозы какого-либо товара из территориальных пределов Российской Федерации подлежит обязательной оплате. Соответственно, лицо, каким-либо образом совершившее перемещение какого-либо предмета через границу без уплаты положенных пошлин, автоматически становится правонарушителем, а в определённых ситуациях и преступником. В России существует ФЗ за номером № 311, который был утверждён 27.11.2010 г. и устанавливает все имеющиеся нюансы таможенного регулирования в нашей стране.

Например, в соответствии со статьёй 114 вышеназванного ФЗ, плательщиком рассматриваемых пошлин/налогов является декларант, то есть лицо, непосредственно участвующее в возникающих взаимоотношениях между компанией отправителем и таможенными органами, путём документального сопровождения товара, в том числе осуществления соответствующего декларирования.

Налоговые обязательства

В 2018 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.

Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.

В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:

  • Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
  • НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
  • Акцизный налог.
  • Таможенные взносы.

Для квалификации данного преступления способ ее совершения очень важен. Только так можно определить, является ли деяние преступным. Методы, которые используют злоумышленники, можно сравнить с теми, что применяют при уплате налогов. Основными разновидностями деяния являются:

  1. Уменьшение реальной стоимости товаров. Таки образом снижается размер таможенных платежей.
  2. Сокрытие груза. Для этого в таможенной декларации не указывается тот или иной товар, а значит, и платить за него владельцу не нужно.
  3. Предоставление неправдивых сведений. К примеру, алкогольные напитки в декларации могут быть указаны как безалкогольные. И уже нет необходимости платить за акциз.

Например, часто используется способ с заменой кода товаров в соответствии с ВЭД. Это приводит к тому, что снижается стоимость на перевозимые предметы. А для того чтобы реальный владелец смог избежать уголовного преследования, используются фирмы-однодневки.

Еще один реальный способ, очень быстро вычисляемый работниками таможни, предоставление фиктивных данных о стране-производителе. Это очень выгодно для злоумышленников, так как они могут получить тарифные преференции (освобождение от уплаты). Достаточно лишь указать страну-производителя, входящую в зону свободной торговли.

На самом деле таких способов очень много. Сотрудникам таможни нередко приходится осуществлять огромное количество мероприятий, чтобы выявить и доказать факт совершения преступления. Но когда это удается, злоумышленник может получить реальный тюремный срок.

Налоговые обязательства

В 2021 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.

Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.

В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:

  • Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
  • НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
  • Акцизный налог.
  • Таможенные взносы.

Фактическая неуплата таможенных платежей влечет за собой наказание, предусмотренное УК РФ, а именно статьей 194. Меры законодательства направлены на пресечение незаконных действий, выраженных в отказе оплачивать установленные сборы и пошлины. От противоправных действий страдает бюджет и благополучие государства, поэтому наказание достаточно строгое.

Объектом преступления признаются правоотношения по уплате таможенных сборов. Предмет нарушений – пошлина, подлежащая перечислению. Объективная сторона рассматриваемого нарушения выражается в полном бездействии в ответ на законные требования. Лица привлекаются к ответственности за заведомо ложные задекларированные сведения, отсутствие оплаты сборов, подлог документации по грузам и предоставление фиктивных платежек.

Субъектами признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, или официальные декларанты, признанные таковыми по закону. Ко второй группе относятся компании, таможенные брокеры, иные представители и уполномоченные лица.

Субъективная сторона – факт признания уклонения, выраженного в отсутствии оплаты таможенного сбора крупного размера. Не обязательно, чтобы виновное лицо самостоятельно признало существования нарушения, достаточно доказательств прямой вины. В судебной практике очень часто возникают разногласия по разграничению преступных деяний. Эта проблема формируется на фоне схожих признаков контрабандных перевозок и увиливание от выплат бюджетных пошлин.

Комментарии к ст. 194 УК РФ


1. Таможенные платежи уплачиваются в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза. В нем предусмотрено пять видов платежей:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
  • таможенные сборы (ст. 70).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:

  • при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
  • при вывозе товаров — с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. ст. 161 и 166 Таможенного кодекса Таможенного союза). Законом предусмотрены отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.

Сроки уплаты таможенных пошлин регулируются ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, или иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *