Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где и как получить водительское удостоверение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В последнее время активно обсуждается новость о том, что согласно новым поправкам в законодательстве права можно будет получить уже с 17 лет. На самом деле такого закона нет, по крайней мере пока. От идеи отказались из соображений безопасности. По статистике, молодые водители в возрасте 18-ти лет – рекордсмены по совершенным ДТП. 17-летних подростков опасно допускать до самостоятельного управления автомобилем. Исключение, правда, составляют те несовершеннолетние, кто обучался вождению по направлению от военкомата.
Штрафы в отношении несовершеннолетних водителей
Сегодня нередки случаи, когда подросток садится за руль ТС, не имея необходимых прав, опыта или навыков вождения.
В соответствии с законодательством все транспортные средства представляют повышенную опасность. Поэтому несовершеннолетние не могут управлять транспортным средством без водительских прав, будь то автомобиль, мотоцикл или мопед.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность несовершеннолетних при управлении транспортным средством. Согласно нему также устанавливается, что правонарушитель моложе 16 лет. Однако штраф накладывают не на самого подростка, а на его родителей или законных представителей.
Размеры взысканий в отношении несовершеннолетних следующие:
- За езду на мопеде или мотоцикле штраф составляет 30 000 рублей.
- За езду на легковом автомобиле — сумма от 5 000 до 15 000 рублей. Авто задержат и отправят на штрафстоянку, а это значит, что дополнительно придётся платить за транспортировку и хранение.
Возрастные ограничения
В России установлен определенный порог, после наступления которого можно сдать экзамен на получение водительского удостоверения – 16-летие. С этого возраста гражданам разрешено управлять скутером и мопедом (категория «А»).
Для жителей старше 21 года список расширен. Речь идет о трамвае и автобусах (D, D1, Tm и Tb). Все остальные виды транспорта доступны с момента наступления 18-летия.
Для перемещения на автотранспорте с прицепом (BE, CE, DE, C1E, D1E) необходимо 12 месяцев стажа в соответствующей основной категории. Человеку, которому исполнилось только 17 лет, можно пройти обязательную предварительную подготовку. Но воспользоваться полученными правами он сможет не раньше совершеннолетия.
Получение водительских прав на спецтехнику
Права на управление спецтехники имеют свои особенности к получению. Для этого нужно пройти специализированные курсы в учреждениях, список которых есть в государственной инспекции Гостехнадзора по отдельным регионам РФ. По окончании курсов каждый водитель проходит аттестацию, в результате которой получает свидетельство о праве на управление отдельным видом спецтехники, например, трактором. Если такой водитель захочет пересесть на другой вид спецтехники, то необходимо будет переобучение.
Госпошлина за такие права составляет 500 рублей. Ее можно оплатить через банк или терминал соответствующего отделения Гостехнадзора.
Сдают экзамены также в два этапа: теория и практика. В теоретический блок входят: вопросы безопасной эксплуатации и особенности ПДД в части спецтехники. Если экзаменуемый не сдал теорию, то к практике он не допускается. На подготовку к пересдаче даётся минимум 7 дней.
Если теоретическая часть сдана успешно, то в течение 3 месяцев необходимо сдать практический блок, включающий вождение на закрытой площадке и на открытой местности по специальному маршруту. Если лицо не смогло сдать экзамен три раза подряд, то оно обязано повторно пройти обучение на специализированных курсах с получением подтверждающего документа, иначе к экзамену не допускается.
После успешной сдачи экзамена в инспекции Гостехнадзора по месту регистрации или проживания вы получите права на вождение конкретного вида спецтехники. Срок действия — 10 лет.
Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так
На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.
Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.
Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года.
Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена.
Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.
Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт.
Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.
Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:
- пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
- в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
- в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.
В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.
Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.
Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».
На самом деле, его ещё нет. Если быть точнее, то это проект закона – формальный статус правоустанавливающего акта он ещё не принял, а потому говорить о вступлении в законную силу пока ещё рано.
Действительно, МВД подготовило ряд изменений в ФЗ №196 О безопасности дорожного движения. И вот наиболее распространяемые из них:
- изменён минимальный возраст, с которого можно будет получить права определённых категорий,
- в частности, на категорию B для езды на легковых авто можно получить в/у также, как и ранее, с 18 лет (и именно это правда), но допуск будет осуществляться при соблюдении ряда условий с 17 лет,
- иностранное водительское удостоверение признают недействительным по истечении полугода со дня переезда иностранца в Россию,
- вводится новая подкатегория A2, а на основную категорию A для управления мотоциклами установят ограничение в 2 года стажа для её получения.
Но главное, так как это ещё только законопроект, он может дополняться, изменяться и правиться в рамках обсуждения даже после внесения в Госдуму. А по состоянию на 2021 года он ещё не зарегистрирован для последующего принятия.
Обновление от 30.03.2021. В сети снова активно обсуждается фейк о том, что с 16 лет можно будет садиться за руль в сопровождении взрослого человека. Якобы новые правила допуска к управлению автомобилями вступают в силу уже с 1 апреля 2021 года. Однако, данная информация не является правдой. Никаких соответствующих изменений в законодательстве с начала апреля вы не найдёте.
Права с 17 лет – правда?
Нет, как мы уже указали выше. Никто не будет наделять несовершеннолетних правом управления автомобилями с весом не менее одной тонны. Но всё же хорошие новости для 17-летних автолюбителей есть, а вместе с ними и плохие. И начнём мы с хороших, а плохую приведём сразу ниже!
Водительские права всё также можно получить с 18 лет (со следующего дня за днём рождения), но допуск к управлению легковыми машинами можно будет получить с 17 лет – только в присутствии сопровождающего и при условиях, определённых правительством РФ.
Вот 2 официальные цитаты из новой редакции закона:
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
- ….
- транспортными средствами категории B – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
Иностранное удостоверение для гражданина РФ недействительно
Ещё одно важное изменение в законодательстве – теперь иностранные права у водителей, которые получили гражданство России, признаются недействительными ровно через полгода после получения российского вида на жительство или паспорта.
121. Иностранное национальное и международное водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по истечении шести месяцев с даты получения их владельцем вида на жительство либо паспорта гражданина Российской Федерации.
До новшества формально можно было ездить, к примеру, с украинскими или белорусскими правами по РФ лицам, которые уже оформились как граждане России. Хотя на практике инспекторы ДПС нередко привлекали таких водителей к крупному штрафу. Если новый закон вступит в законную силу, то нарушение уже будет закреплено официально.
МВД предлагает разрешить вождение с 17 лет
МВД внесло в Белый дом поправки в закон «О безопасности дорожного движения», сообщил 12 ноября «Коммерсант», который ознакомился с документом. Законопроект подготовила Госавтоинспекция. Он предлагает разрешить садиться за руль с 17 лет в присутствии «наставника-водителя», а также вносит ряд других изменений в порядок получения водительских прав.
Сейчас в 17 лет можно сдать экзамен на права, но только в 18 разрешено водить автомобиль. За год молодой водитель может растерять полученные знания, поэтому для их закрепления МВД предлагает разрешить вождение тоже с 17 лет. При этом несовершеннолетнего автомобилиста должен сопровождать наставник с правами категории B, который проследит за соблюдением правил дорожного движения.
Поправки также меняют распределение транспортных средств по категориям. В категорию A добавили мотоциклы с коляской и трициклы с рабочим объёмом двигателя свыше 50 куб. см. В категорию M попали квадроциклы массой до 350 кг с максимальной скоростью до 50 км/ч, двигателем внутреннего сгорания объемом менее 50 куб. см и максимальной мощностью 4 кВт либо с электродвигателем такой же мощности. Квадроциклы массой до 400 кг (или до 550 кг, если они предназначены для перевозки грузов) и мощностью до 15 кВт поправки относят к категории B1.
Получить права категории D, согласно поправкам, смогут только автомобилисты с водительским опытом не менее одного года. Иностранцам с водительскими удостоверениями, которые аналогичны российским правам категории C и D, придётся поменять их на российские и сдать для этого квалификационный экзамен. При этом подготовиться к нему можно будет и без посещения автошколы.
В целом поправки предполагают ужесточение требований к водителям с зарубежным удостоверением. Им придётся обменять права на российские в течение полугода с момента получения паспорта или вида на жительство. Эти требования не коснутся уроженцев стран Евразийского экономического союза и россиян, которые проживают за пределами страны и могут это доказать.
Для водителей, которые ехали без прав или в состоянии алкогольного опьянения, Госавтоинспекция предлагает ввести запрет на выдачу водительского удостоверения на год с момента исполнения наказания за эти нарушения.
Сейчас поправки проходят экспертизу в Аналитическом центре при правительстве.
Чтобы получить права заветной категории, нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГАИ. Предварительно вы должны пройти обучение а автошколе. Они предлагают различные варианты посещения занятий – утренние, вечерние, дневные группы, группы выходного дня. Продолжительность занятий может варьироваться, от этого будет варьироваться и продолжительность всего срока обучения. В среднем, на категорию В чистой учёбы выходит около 3 месяцев. Курсанты изучают теоретическую информацию (ПДД, задачи, устройство автомобиля, оказание мед.помощи), а также посещают практические уроки вождения на площадке и в городе. Если вы проживаете в небольшом населенном пункте, где автошкола отсутствует, допустимо самостоятельное изучение теории и практики. Но сдача экзаменов в ГАИ обязательна!
Документы в автошколу предоставляются до начала обучения. Необходим документ удостоверяющий личность, две цветные матовые фотографии 3,5х4,5 см и водительская медицинская справка (ОБЯЗАТЕЛЬНО).
Идею снизить возрастной порог для получения прав до 16 лет обсуждают уже давно. Еще в 2005 году Министерство внутренних дел РФ предлагало разрешить несовершеннолетним садиться за руль. Но дальше разговоров дело так и не пошло.
Эту тему вновь подняли в Госдуме осенью прошлого года. По словам депутата Василия Власова, который и инициировал дискуссию, получение прав с 16 лет позволило бы «вовлечь больше молодежи в экономические процессы».
Как утверждает Власов, молодые и уже работоспособные россияне в возрасте 16-17 лет (особенно в сельской местности) часто вынуждены зависеть от слабо развитого общественного транспорта. Водительские права, по мнению депутата, должны решить эту проблему.
Подождите, а это как-то исправят?
Да. Из-за подобных нестыковок Министерство внутренних дел собирается глобально дополнить федеральный закон о безопасности дорожного движения.
Так, по данным «Российской газеты», поправки позволят садиться за руль до 18 лет при наличии опытного сопровождающего. Кроме того, в ФЗ подробно пропишут, какими компетенциями и стажем должен обладать «водитель-наставник».
Однако эти изменения и все детали должно установить российское правительство. А пока что этот вопрос окончательно не проработан.
Mafin Media внимательно следит за развитием ситуации.
Возраст для вождения легковым авто
Чтобы управлять автомобилем, масса которого не больше 3500 кг и количество сидячих мест не превышает 8, обучение можно начать в 16 лет.
Транспортное средство, на котором будет проходить обучение, специально для этой цели оборудуется. Производится установка дополнительной педали и зеркала заднего вида в помощь инструктору.
У самого инструктора должны быть на руках документы, подтверждающие наличие его права производить обучение. Сдать экзамен на получение и оформление прав можно после 17 лет.
Вне зависимости от возраста обучения и времени сдачи установленного закона экзамена, получить на руки оформленное водительское удостоверение можно только по достижении 18-летнего возраста.
Что касается вождения автомобиля, то делать это самостоятельно можно с 18 лет, а в сопровождении инструктора можно и с 16 лет.
Судебный надзор за нарушениями ПДД. Водитель младше 21 года имеет право только на один судебный надзор за серьезные нарушения ПДД. Чтобы получить судебный надзор за нарушение ПДД, водитель должен посетить школу безопасности дорожного движения. Если водитель младше 18 лет, то ему необходимо явиться в суд в сопровождении родителя/законного опекуна. В случае получения судебного надзора за нарушения, связанные с употреблением алкоголя, водитель младше 18 лет получит отсрочку в получении полного водительского удостоверения на 9 месяцев.
Лишение права на вождение за нарушения ПДД. Водитель до 21 года, признанный виновным в двух или более нарушениях ПДД в течение 24 месяцев, будет лишен права на вождение минимум на 30 дней. Срок приостановления действия прав зависит от тяжести нарушения ПДД. Для восстановления прав от водителя может потребоваться пройти «Курс по исправительному обучению водителей». Эта информация будет указана в уведомлении о приостановлении действия прав. Отстраненный водитель может иметь право на получение разрешения на ограниченное вождение в течение периода приостановления, но это право дается не всегда.
Приостановление действия водительских прав за употребление алкоголя. Права водителя до 21 года, обвиненного в хранении, употреблении, покупке или получении алкоголя, будут приостановлены на 3 месяца, если правонарушение произошло, когда лицо находилось в транспортном средстве. Признание виновным приведет к лишению удостоверения минимум на 6 месяцев, если нарушение произошло в то время, когда лицо находилось в транспортном средстве.
Приостановление действия водительских прав за нарушение ограничений на вождение в ночное время. Лицо младше 18 лет, нарушившее ограничение на вождение в ночное время на этапе получения допуска или первоначального лицензирования, может быть лишено водительских прав.
Авария, повлекшая травмы или смерть. Лицу младше 18 лет, обвиненным в совершении аварии, в которой пассажир получил серьезные травмы или погиб, может быть отказано в выдаче/продлении водительских прав. Алкоголь не обязательно должен играть роль фактора аварии.
Нарушение правил дорожного движения без вынесения судебного решения. Лицам до 18 лет, которым было вынесено постановление о нарушении ПДД, не прошедшем полного судебного разбирательства, может быть отказано в выдаче/продлении водительского удостоверения.