Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать ущерб при ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Алгоритм проведения и организация независимой страховой экспертизы по ОСАГО
- Независимая экспертиза по ОСАГО после ДТП должна проводиться юридической фирмой, которая имеет полис принудительного страхования ответственности оценщика и является членом саморегулируемой организации оценщиков, как например, экспертно-правовое бюро Хонест. Результаты других организаций будут признаны недействительными.
- После заключения контракта необходимо составить грамотное уведомление страховой компании о проведении независимой экспертизы. Тогда она сможет прислать своего сотрудника в качестве свидетеля.
- Если вы предполагаете, что нанесенный урон превышает сумму 120 000 руб., советуем вызвать заказным письмом виновника ДТП.
- Не стоит переживать
из-за того, что страховщик проигнорировал ваше приглашение и не участвовал в запланированном мероприятии. Обычно так и случается. В суде достаточно будет показать ксерокопии телеграмм и квитанции об оплате услуг почты. - После того, как независимая экспертиза по ОСАГО состоялась, в офисе страховщика оформляется письменное заявление с просьбой пересмотреть величину урона. К этому документу необходимо приложить отчет независимых экспертов.
- Далее, в течение месяца нужно ожидать ответа от страховой компании. Она либо произведет выплату, либо откажет в возмещении.
- В случае отказа составляется исковое заявление в суд.
Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?
Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.
Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.
Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль. Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт. Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.
Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза. Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении. Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.
Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.
От чего зависит стоимость экспертизы
На самом деле, единого тарифа независимой экспертизы транспортного средства после автомобильной аварии не существует. Специалисты компании устанавливают стоимость проведения исследования в каждом отдельном случае индивидуально.
В целом, стоимость проведения независимой экспертизы зависит от нескольких факторов, среди которых:
- Регион Российской Федерации, в котором проводится исследование.
- Вид транспортного средства (легковой или грузовой транспорт микроавтобус, автомобиль повышенной проходимости, маршрутное такси, автобус).
- Степень тяжести причиненного автомобилю ущерба (выделяют легкую, среднюю и тяжелую).
- Характеристики транспортного средства (марка авто, его год выпуска, стоимость транспорта).
Согласно статистике, самая высокая стоимость проведения такого независимого исследования на данный момент – в центральном регионе Российской Федерации.
Если расценивать стоимость проведения независимой экспертизы именно в этом регионе страны, то оценка повреждения легкового автомобиля обойдется собственнику в следующие суммы:
- Если авто причинен легкий вред (стоимость ущерба от 30 до 60 тысяч рублей), автовладельцу придется отдать за исследование примерно 2-3 тысячи рублей.
- При средней степени причиненного вреда (стоимость восстановительного ремонта до 150 тысяч рублей), собственнику придется уплатить 4 тысячи рублей.
- Если же причиненные повреждения можно охарактеризовать как тяжкие (стоимость ремонта превышает 150 тысяч рублей), проведение независимой экспертизы обойдется автовладельцу в 5 тысяч рублей.
Приведенные цены примерные. Стоимость независимой экспертизы нового автомобиля, напичканного электроникой, в разы отличается от оценки причиненного ущерба отечественному авто, возраст которого превышает десять лет, даже при аналогичной степени повреждений.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Виды автотехнической экспертизы и их особенности
Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:
1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:
1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.
2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:
1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.
2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).
Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.
3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:
3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.
4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:
4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.
4.2. Факторы видимости.
5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:
5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.
Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Как мне лучше поступить?
Итак, стоимость независимых исследований возместить крайне сложно. Если дело не дойдёт до суда – то практически нереально. Однако выход есть! Точнее, целых два.
Первый вариант заключается в том, что вы вообще не тратитесь на независимую экспертизу ущерба автомобилю после ДТП, а просто ждёте решения от финупа. Предварительно, подав в страховую заявление о разногласиях. Омбудсмен проведёт свою экспертизу или пересмотрит материалы СК, и есть вероятность, что примет вашу сторону. Или хотя бы обяжет страховщика доплатить вам сумму возмещения.
Второй вариант получше, в том плане, что с ним у вас больше шансов добиться положительного для себя решения при обращении к финупу. Но и здесь независимая экспертиза не потребуется. Вам достаточно указать для финупа требование взыскать со страховой сумму в рамках страхового лимита – 400 000 рублей… и ещё кое-что.
Как получить выплату по ОСАГО
Оценка ущерба по ОСАГО проводится исключительно в отношении автомобилей, которые были официально застрахованы. Водитель не должен являться виновником дорожного происшествия. Чтобы получить выплату от страховой компании, должны соблюдаться некоторые важные требования:
- авария должна быть официально оформлена, для чего можно пользоваться помощью автоинспекторов или европротоколом, причем в последнем случае участники ДТП могут самостоятельно заниматься оформлением;
- не допускается, чтобы пострадавший участник по разным причинам покинул место аварии;
- имеется возможность получить возмещение даже при условии, если у пострадавшего отсутствует действующий полис ОСАГО, но страховка имеется у виновника;
- если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то он должен возмещать нанесенный урон за счет личных средств.
Желательно пострадавшему участнику уведомить представителя своей страховой компании о ДТП сразу после столкновения автомобилей. Обращаться в фирму за возмещением необходимо в течение 5 дней после данного происшествия. Только в этом случае будет назначена оценка ущерба по ДТП по ОСАГО. После ее проведения в течение 30 дней выплачивается положенная сумма.
Все автовладельцы должны знать, как страховые компании оценивают ущерб по ОСАГО. Процедура выполняется с учетом следующих правил:
- водитель должен самостоятельно доставить автомобиль на стоянку, принадлежащую страховой компании;
- если обращается гражданин к независимому эксперту, то выбранный оценщик может выезжать на место, где находится разбитый автомобиль;
- процедура исследования заключается в визуальном осмотре автомобиля, а также в изучении его основных узлов и агрегатов;
- оценщики обычно делают фотографии машины;
- анализируется работоспособность всех комплектующих;
- подвергаются анализу все повреждения, полученные в дорожном происшествии;
- определяется, могли ли те или иные повреждения стать результатом ДТП или они возникли по другим причинам.
В конце процедуры составляется специальный акт, в котором перечисляются все повреждения, а также указывается сумма, которая потребуется для ремонта.
Где лучше сделать независимую экспертизу автомобиля после ДТП?
Обе стороны – и потерпевший, и виновник ДТП – после произошедшего будут преследовать свои цели. Виновник происшествия будет желать, чтобы сумма выплаты была как можно меньше. Потерпевший же часто остается недоволен суммой страховых выплат, потому что не уверен, что за эти деньги он сможет восстановить свой автомобиль до первоначального состояния. Эта ситуация – довольно нервная и стрессовая, потому что заставит потерпевшего потратить большую часть времени и нервов на страховую волокиту, да побыть некоторое время в роли пешехода.
• За оценкой величины причиненного ущерба лучше всего обращаться к профессиональному эксперту. Он является независимым экспертом, и на него никто не может иметь влияние, даже страховая компания. Минус в данной ситуации – за оценку придется заплатить некоторую сумму.
• Эксперт любой страховой может осуществить подсчет страховых выплат бесплатно. Но необходимо иметь в виду, что страховые компании, предоставляя экспертам свои офисные площади, по сути дела устанавливают его зависимость от страховщика. Иногда бывают ситуации, что агент страховой выполняет функции эксперта – но это чистой воды обман клиента, цель которого – ввести Вас в заблуждение и значительно уменьшить сумму страховых выплат.Будьте бдительны!
Независимая экспертиза профессиональным экспертам, конечно, стоит денег. Но необходимо помнить, что все расходы на проведение независимой экспертизы, а также на отправку уведомлений о её проведении, подлежат возмещению страховой компанией Вам в полном объеме.
Этапы независимой экспертизы
Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:
- выбор независимой организации;
- заключение с ней договора;
- оплата работы независимого эксперта;
- согласование даты и времени проведения исследования ТС;
- оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
- прибытие на экспертизу;
- эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
- эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
- клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
- сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.
На осмотр нужно пригласить виновника ДТП и представителя страховщика. Телеграмму в страховую высылают за 5 рабочих дней до даты проведения независимой экспертизы.
В отчете, который составляется сотрудником организации, обязательно отражаются следующие факторы:
- цель экспертизы;
- ФИО потерпевшего;
- сумма к оплате для восстановления автотранспортного средства;
- перечень нормативных актов, на которые ссылался эксперт, сведения о проверке автомобиля;
- дата ДТП;
- сведения о страховых полисах обеих сторон, а также о страховых компаниях, их выдавших;
- стоимость независимой экспертизы;
- подписи эксперта-техника, проводившего экспертизу, заключение утверждается руководителем независимой организации, ее печатью.
Копии экспертного заключения должны храниться 3 года.