Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исковое заявление об установлении границ земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Как было указано ранее, собственники МКД имеют право общей долевой собственности на земельный участок под МКД и иные объекты недвижимого имущества, входящих в состав МКД, который им принадлежит в силу закона, как собственникам помещения в многоквартирном доме. То есть, права собственности на придомовую территорию собственники не приобрели в силу закона, а только на земельный участок под домом и (или) если есть таковые, иные объекты недвижимости, входящих в состав МКД.
Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.
Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».
Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.
Установление границ земельного участка в суде
Рассмотрением исковых заявлений с требованием установить границы территории занимаются районные суды. Решение пограничного земельного спора состоит из следующих этапов:
- Подача иска с необходимым пакетом документации на недвижимость (выписка ЕГРН, правоустанавливающие документы, акт согласования площади с заинтересованными сторонами);
- Анализ предоставленных справок и назначение даты заседания, на котором должны присутствовать истец и ответчик;
- Прения участников судебного процесса, рассмотрение доказательств, показания свидетелей;
- Вынесение решения судьей.
Признание недействительными результатов межевания земельного участка
Судья может пересмотреть установленные границы на основании Иска о признании результатов межевания недействительными или возражения. Исковое заявление составляется с учетом требованием всех заинтересованных сторон. В содержательной части текста истец должен указать причины своего обращения и предъявить доказательства допущенных ошибок, ущемляющих его интересы. Также в Иске инициатор судебного процесса может отметить, какие именно законодательные нормы были нарушены.
Возражение на межевание составляется в общем порядке. Оно направляется непосредственно тому специалисту, который занимался установлением границ. Отправлять возражение необходимо до внесения сведений в Росреестр. Подрядчик обязан исправить все неточности и провести повторные замеры.
Особенности сторон иска
Несмотря на кажущуюся простоту, у такого земельного иска есть нюансы:
- истец: собственник, арендатор государственного или муниципального участка (срок договора аренды более 5 лет), гражданин с правом пожизненного наследуемого владения. А также лицо с правом постоянного бессрочного пользования земельным участком.
- ответчик: правообладатель земельного участка, с которым не удается согласовать местоположение границ (в принципе, тот же круг лиц, что и истец). Также ответчиком может быть СНТ, потребительский кооператив.
- третье лицо: истец может привлечь Управление Росреестра, кадастрового инженера, правообладателей иных смежных участков, которые согласовали акт. На стадии подачи иска достаточно Управления Росреестра.
Порядок осуществления судебных слушаний
Исковое заявление можно отправить по почте, а можно подать лично через секретаря суда. После проверки документов судом будет назначена дата рассмотрения иска и отправлено извещение о времени и месте проведения предварительного слушания. Уже на этом заседании можно прийти к мирному соглашению между сторонами. В обратном случае будет назначено более расширенное основное заседание. В нем принимают участие судья, секретарь для ведения протокола, участники и вызванные свидетели по делу.
Этапы проведения заседаний следующие:
- Участникам зачитываются их права и обязанности, озвучивается суть конфликта.
- Осуществляются прения сторон.
- Выносится решение по делу либо судья запрашивает дополнительные доказательства и назначает дату следующего заседания.
Как происходит обжалование решения суда
Независимо от сути спора между двумя собственниками смежных земельных участков, окончательное решение суда наверняка устроит лишь одного из них. Тем не менее, даже в этой ситуации любая из сторон имеет право на обжалование судебного решения об изменении или выделении границ, восстановлении межевых знаков или освобождении части территории. Нельзя исключать, что суд первой инстанции совершил ошибку, не приняв во внимание срок образования границ участка или другой нюанс, который мог бы повлиять на принятие судебного постановления.
Процедура обжалования предусматривает подачу апелляции в суд вышестоящей инстанции. Срок рассмотрения апелляции по гражданским делам составляет 2 месяца. Истцу нужно учесть, что он не может во время процедуры обжалования предъявлять новые исковые требования, которые ранее не были заявлены при первоначальном рассмотрении дела. Если с течением времени у автора иска возникли дополнительные доказательства — в тексте обжалования следует указать причину, почему они не были предъявлены во время заседаний суда нижестоящей инстанции.
Основания для проведения
Может быть несколько оснований, позволяющих организовать проведение уточнения кадастровых границ земельного участка. Одно из наиболее предпочтительных — приобретение недвижимости с землей, особенно если предыдущий владелец оставил неуточненные документы относительно площади и конфигурации границ участка.
Также можно ссылаться на претензии соседей, претендующих на часть земли. Нередко владельцы граничных территорий подают исковое заявление в судебные инстанции, пытаясь присвоить часть земельного надела. Необязательно доводить дело до суда, если своевременно проведенное уточнение позволяет обоснованно доказать неправомерность претензий.
Нередко корректировка плана участка связана с допущенными ошибками в ходе уточнения границ, проведенных ранее. В этом случае работы придется выполнять повторно, но владельцу необходимо доказать обоснованность проведения данных работ.
На что обратить внимание?
Собственник должен учитывать, что уточнение границ не предусматривает формирование нового участка, а только подтверждает правомерность размежевания существующего надела. Указанные ситуации отличаются формой межевого плана, согласно государственным регламентирующим документам.
Но в ходе уточнения расположение границ и площадь земельного участка может быть увеличена в пределах десяти процентов от существующих, в случае, если на сопредельную территорию никто не претендует.
В регистрации может быть отказано, если кадастровый инженер не обоснует правомерность определения координат, согласно документации, подтверждающей эти сведения.
В случае отказа, владелец может обратиться с жалобой вышестоящему руководству или подать исковое заявление в судебную инстанцию о неправомерности отклонения бумаг об уточнении границ земельного участка.
Иск об установлении границ земельного участка
В совместном постановлении Пленума ВАС РФ и ВС РФ № 10/22, постановлении Пленума ВАС РФ № 54 упоминается иск об установлении границ земельного участка, отнесенный к искам о правах на недвижимое имущество.
В отказном определении тройки ВАС РФ № ВАС-7498/13 поддержан вывод нижестоящих судов о том, что иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по таким искам является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
- Тройкой ВАС РФ в определении № ВАС-14592/13 был поддержан вывод нижестоящих судов, что в случая наличия споров о границах смежных земельных участков, такой спор не может быть разрешен посредством иска о признании права отсутствующим, так как такой иск может быть заявлен лишь в отсутствии иных способов защиты нарушенного права.
- Сформулированные в названных определениях ВАС РФ правовые позиции (несмотря на то, что определения отказные), по сути, отражают практику арбитражных судов различных округов по этому вопросу.
- Но при изучении этой практики я для себя не смог найти ответы на некоторые вопросы.
Основания для представления иска
Штраф за нецелевое использование земельного участка В случае наличия, к примеру, ошибки в кадастре и внесения неправильных сведений в ЕГРН имеющуюся в документации информацию можно исправить, не прибегая к исковому процессу. Имеется лишь единственное значимое основание для оспаривания имеющегося вопроса в суде — самостоятельно неразрешимое разногласие между сторонами.
Разногласия соседей
Важно! Разногласия собственников могут иметь различный характер, но их сутью всегда выступает спор об определении границы одного земельного участка, выступающей при этом границей другого.
Споры сводятся к таким ситуациям, как:
- Изначальное определение границ до постановки объектов на учет в кадастре. Соседствующие лица не могут прийти к согласию о местоположении границы между их участками.
- Определение нового положения края участка при постановке на учет одного из объектов ранее. В этом случае одним из участников по делу оспаривается ошибка в кадастре (при несогласии второго), так как при межевании выявлены наложения, а сведения по одному из участков уже внесены в ЕГРН.
- Самовольное пользование частью чужой площади одним из собственников и т. д.
Споры собственника могут осуществляться как с соседом, так и с администрацией. В последнем случае собственник может выступать против документальных административных решений по определению границ либо бороться за свои права при соседстве с объектом администрации.
Межевание земельного участка: споры с соседями
При межевании ЗУ кадастровый инженер составляет план участка, с указанием координат межевых границ. На основании проведённых геодезических расчётов, им составляется отчёт, в котором указан алгоритм определения координат. Подробнее этапы выполнения кадастровых работ расписаны в другой нашей статье.
После этого предусматривается прекращение всяких разногласий о прохождении межи. Соседи подписывают акт согласования, который определяет регламент и правила её использования, а собственник получает межевой план. Но нередко и эти предусмотренные законом действия не приносят результата.
Акт согласования границ ЗУ: бланк, образец.
Если сосед не согласен, оспорить межевание можно в суде.
Советы и рекомендации
Обращение в суд всегда требует тщательной подготовки, ведь от этого напрямую зависит результат рассмотрения вашего вопроса.
На первоначальном этапе важно юридически грамотно составить исковое заявление, собрать достаточную доказательную базу, правильно определить судебную инстанцию и уплатить государственную пошлину.
Не менее важно подготовиться и к судебному разбирательству. Человеку, не имеющему юридического образования, сложно разобраться во всех нюансах законодательства, тем более что земельные правоотношения регулируются не только Земельным кодексом, но и другими нормативными правовыми актами. Здесь необходимо научиться ориентироваться в своей проблеме и четко формулировать суть требований.
Исковое заявление оформляется только в письменном виде (от руки или посредством технических средств). Количество подаваемых в суд экземпляров не должно быть менее трех, так как копии иска направляются всем участвующим в судебном разбирательстве сторонам (включая ответчика и других заинтересованных лиц).
Посмотрите видео. Как правильно написать исковое заявление?
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Как повысить шансы на выигрыш?
- Собрать максимальное количество документов, доказывающих местоположение участка (планово-картографические материалы).
- Обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания, чтобы затем представить суду актуальный межевой план участка, где будут отражены его границы.
- Подать ходатайство о назначении экспертизы и сделать это в первом же судебном заседании, с указанием вопросов и кандидатуры эксперта.
- Показать эксперту на местности все объекты на спорном участке, прилегающие заборы. Это увеличит шансы на положительное экспертное заключение. Также нужно уточнить у секретаря суда, был ли этот документ передан в дело.
Залог успеха в деле по установлению границ участка земли – это подготовка всех нужных документов, без которых процесс доказывания не даст положительного результата.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.