Основные сведения о социальной защите населения — понятие и признаки соцзащиты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные сведения о социальной защите населения — понятие и признаки соцзащиты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Социальная защита детей

Дети относятся к отдельной группе населения, которые могут нуждаться в особой помощи. Речь идет о детях с серьезными проблемами со здоровьем или дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации: неблагополучная семья, дети без родителей, инвалиды и т.д.

Детей-инвалидов принято называть «дети с ограниченными возможностями» чтобы не ранить их психику. Заболевания таких маленьких людей могут нести абсолютно различный характер ограниченности: физической, психологической, интеллектуальной. Очень часто такие дети имеют ограниченные или неблагополучные семьи, что послужило причиной их врожденной или приобретенной неспособности. В сфере социальной защиты определили несколько категорий заболеваний таких детей, по которым их характеризуют:

  • дети с нарушениями речи;
  • глухие и слабослышащие;
  • умственно отсталые, аутисты;
  • с проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • слепые и плохо слышащие.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.

Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;

— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;

— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;

— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;

— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.

Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.

Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.

Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.

В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.

В апреле 2017 года министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин принял участие в дискуссии «Развилки и перспективы развития социальной политики» в рамках Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проходящей в Высшей школе экономики 11-14 апреля.

Читайте также:  Как правильно перевозить ружья в машине

В обсуждении участвовали эксперты, занимающиеся вопросами пенсионного обеспечения, доходов населения, занятости и трудовых отношений, социального обслуживания населения и др.

Глава Минтруда России Максим Топилин отметил необходимость сохранения страховых принципов в системе социального обеспечения в России, в том числе в пенсионной системе.

В 2012 году Правительством утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Она исходит из того, что нам нужно двигаться по пути развития страховых инструментов, страховых институтов, что мы и делаем. Усиление страховых принципов – ключевое направление.

В последние годы была серьезно снижена зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. Если в 2012-2013 годах не были бы приняты меры по сбалансированности Пенсионного фонда, по уходу от зависимости от трансфертов, то сегодня такого результаты не было бы. В 2012 году трансферт на обязательное пенсионное страхование составил 3,1% ВВП, в 2016 году – 2,5% ВВП. Прогноз на 2017 год – 2,5% ВВП, на 2018 год – 2,3%, на 2019 год –2,2% ВВП.

Одним из вызовов для России Министр назвал демографическую ситуацию. «В последний год мы видим не радующие нас тенденции по рождаемости. Это прогнозировалось. По оценкам демографов, мы должны были прийти в зону сокращения рождений два-три года назад. Но вопреки всем демографическим прогнозам этого не происходило. Считаем, что сработали меры, которые мы принимали по поддержке семей, прежде всего, меры, направленные на стимулирование рождаемости»,[31] – сказал Министр.

Сейчас необходимо разработать дополнительные меры по поддержанию уровня рождений, чтобы не скатиться в 2006-2007 годы, когда рождалось чуть более 1,3-1,4 млн детей в год. Число женщин в репродуктивном возрасте уже не первый год снижается, и нужно этим тенденциям попытаться противостоять. Предотвратить серьезное сокращение рождений можно дополнительными мерами. Это показывает практика. На протяжении 2006-2015 годов постоянно дополнялись меры поддержки семейной политики новыми и новыми инструментами – материнский капитал, пособия, в том числе на третьего ребенка, детские сады.

Эффективным инструментом поддержки семьи, в том числе доходов, является организация яслей для детей от полутора до трех лет. Было бы целесообразно подумать над тем, чтобы программу по детским садам расширить до полутора лет, потому что мама должна работать. Многие регионы этим занимаются.

Министр также отметил, что семьи необходимо поддерживать прежде всего с точки зрения занятости.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное материальное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, медицинская помощь, протезирование и пр.).

В последние годы в литературе высказана и иная точка зрения. В частности, М.В.Лушникова и А.М.Лушников считают, что основным признаком социально-обеспечительных отношений является его особый предмет – социальные блага, которые объединяют как материальные, так и нематериальные блага. Нематериальные блага в комплексе с материальными социальными благами направлены на реализацию адаптационной (реабилитационно-интеграционной) функции права социального обеспечения, а равно защиту человеческого достоинства. Речь идет о восстановлении социального статуса лица. В первом случае нематериальные социальные блага выражаются в обеспечении условий для социальной реабилитации, адаптации человека, его интеграции в общество, обеспечивают право на защиту от социального отторжения. Во втором случае обеспечивается охранительное право лица на защиту человеческого достоинства. Авторы уточняют, что нематериальные социальные блага сопровождают социальное обслуживание (социальная реабилитация инвалидов, социальное обслуживание семей с детьми и др.). В их число они включают и социальные льготы.

«Материальные социально-обеспечительные блага (пенсии, пособия и т.д.) призваны компенсировать, восстановить имущественную сферу жизнедеятельности лица, его материальное положение, нематериальные социально-обеспечительные блага – неимущественную социальную сферу, т.е. обеспечивают условия восстановления социального статуса лица».

Однако с такой позицией трудно согласиться. В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др. Они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну и другие личные неимущественные права закреплены в Конституции РФ и составляют основу правового статуса личности. Но для реализации этих прав необходимо создание таких условий, при которых право не нарушается и свободно осуществляется каждым. Этому способствуют конституционные гарантии, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты, в частности, право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.

В материальных правоотношениях по социальному обеспечению создаются условия для свободного осуществления права каждого человека на жизнь, здоровье и достоинство личности, Но объектом этих правоотношений являются именно материальные блага. Очевидно, что в современных условиях преждевременно говорить о наличии в нашей стране адекватных условий для достойной жизни, поскольку ничто так не унижает человеческое достоинство как крайне низкие размеры трудовых пенсий, не достигающие величины прожиточного минимума пенсионера. Никакие социально-педагогические, социально-психологические и другие услуги, являющиеся по своей социально-экономической сути материальными благами, не могут этого компенсировать, а тем более восстановить социальный статус лица, пострадавшего от социального риска. Кроме того, социальный статус лица, т.е. его положение в обществе определяется материальными условиями его жизни, которые прямо зависят от наличия собственности и рода занятий (работа по найму, индивидуальная предпринимательская деятельность, государственная служба и т.п.).

В процедурных правоотношениях объектом выступают действия – решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Отличительные признаки пенсий достаточно подробно изучены отечественными специалистами.

Пенсия – это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); пенсии за выслугу лет; социальные пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Понятия «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» сформулированы в Федеральных законах от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие – с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.)

Читайте также:  Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно разделить на единовременные, ежемесячные и периодические.

Система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы были введены пособия по безработице; малоимущим предоставляются социальные пособия и т.п.

Пособия можно определить как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка, либо в целях оказания социальной поддержки.

Источником финансирования компенсационных выплат являются средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей физических лиц, пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услу г. Услуга – это полезное действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты.

Объектами социальной защиты являются дети – лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей – жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной защиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

. средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов и осуществление деятельности общественной . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Данные резервы могут создаваться . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, всю запланированную по программе . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в . включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности .

. 160 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2019 . времени продолжится Министерство труда и социальной защиты РФ направило в Правительство доклад . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.09. 2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3.10.2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.09.2019 . -6492. Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ: вправе ли работодатель самостоятельно .

. работой ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2020 . деятельности ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 . -150 , Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2020 . ; утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 .

. и органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения формируют бюджетную смету, в . и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан .

. учреждения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, а также МФЦ, музеи, библиотеки . ) образование, летний оздоровительный отдых, здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание; 4) культурные . оздоровительные учреждения стационарного типа; 3) социальная защита и соцобслуживание населения; 4) МФЦ .

. СИЗ работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций .

. . Согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты, изложенных в письме от 26 . в рекомендациях Министерства труда и социальной защиты в эту группу также включены .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта . Наука, образование, здравоохранение, культура, СМИ, социальная защита, занятость населения, физкультура и спорт .

. и автономных учреждениях в сфере социальной защиты населения, утвержденного правительством Архангельской области .

. образования; обновление кадрового резерва; обеспечение социальной защиты; медицинское страхование; распределение льгот; пенсионное .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта .

. целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному .

. Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ .

Задачи и функции отдела социальной защиты

Задачи и функции отдела социальной защиты

Основными задачами отдела социальной защиты являются:

— реализация основных направлений государственной политики социально-трудовой сфере, включая решение вопросов социальной поддержки, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей;

— обеспечение исполнения законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты населения;

— организация работы с гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам социальной защиты населения;

— выполнение государственных программ по улучшению положения женщин, семей, воспитывающих детей, охране материнства и детства, социальная поддержка семей с детьми;

Читайте также:  Как оплачивается и оформляется декретный отпуск

— организация работы по предоставлению государственной адресной социальной помощи семьям (гражданам);

— организация работы по назначению (отказе в назначении) семейного капитала;

— выдача удостоверений многодетным семьям;

— назначение государственных пособий семьям, воспитывающим детей;

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами и функциями:

— осуществляет контроль за реализацией Программы по демографической безопасности, по мере необходимости вносит на рассмотрение районного исполнительного комитета, районного Совета депутатов, периодически информирует о ходе выполнения намеченных мероприятий в части касающейся;

— осуществляет в случаях, установленных законодательством, назначение и выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей;

— участвует в реализации гендерной и семейной политики, анализирует положение семьи, принимает меры по социальной поддержке и укреплению института семьи;

— проводит работу по предоставлению государственной адресной социальной помощи семьям (гражданам);

— осуществляет координацию деятельности отделения социальной адаптации и реабилитации учреждения «Костюковичский районный центр социального обслуживания населения» по реализации основных направлений государственной семейной политики; по выявлению и учету всех категорий семей; семей, попавших в экстремальные ситуации; семей, нуждающихся в социальном патронаже, оказывает методическую и практическую помощь;

— осуществляет административные процедуры в пределах предоставленной компетенции, в соответствии с законодательством рассматривает административные жалобы и выносит по ним решения;

— принимает участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню женщин, Дню семьи, Дню Матери;

— организует и проводит разъяснительную работу среди населения по вопросам социальной защиты, используя средства массовой информации;

— осуществляет контроль за реализацией гражданами права по заявительному принципу «одно окно» в управлении.

— выдает гражданам в пределах своей компетенции справки установленного образца;

— осуществляет в пределах своей компетенции иные функции в соответствии с законодательством.

Изначально лицам, заинтересованным в получении государственной соцпомощи, стоит ознакомиться с перечнем услуг, возможных к предоставлению.

Следующим этапом станет сбор документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию, особый социальный статус и нуждаемость в поддержке за счет бюджетных средств.

Гражданам пожилого возраста, имеющим различные заболевания, которые не позволяют произвести сбор необходимых документов, на безвозмездной основе может быть оказана помощь со стороны органов соцзащиты населения и социальных работников.

Заявление с просьбой предоставить господдержку может быть передано в соответствующий орган лично либо через представителя. О принятом решении заявитель будет уведомлен в письменном виде.

Информацию о том, как получить социальную помощь, гражданам необходимо узнавать в органах исполнительной власти регионов в сфере соцзащиты населения либо в отделах соцзащиты населения по месту жительства, подведомственных данным органам.

Принципы социальной защиты

В системе социальной защиты существует несколько основных принципов:

  • Во-первых, социальная справедливость и гуманность – то есть признание ценности человеческой жизни, реальная оценка его личностного потенциала, осознание причин и сути рискогенных ситуаций и путей выхода из них.
  • Во-вторых, адресность. Она заключается в учете индивидуальных рисковых ситуаций, которые конкретны для отдельного индивида в силу его психологических и физиологических особенностей, а также особенной социальной группы. Учет производится с целью осуществления комплекса важных необходимых мер по социальной поддержке, адаптации и активизации внутреннего потенциала человека, его инициативности и мотивированности.
  • В-третьих, последний принцип – многосубъектность. Она заключается в наличии институтов в рамках системы социальной защиты населения. Это обусловлено своеобразным наличием значительного числа ее субъектов, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом, реализуют определенные задачи и функции.
  • В-четвертых, это общественная целесообразность. Согласно данному принципу контингент защищенных от рисков и социальных опасностей должен быть очень четко ограничен лишь теми категориями населения, которые частично или полностью лишены способности к трудоустройству, самообслуживанию и самообеспечению. Если данный принцип будет нарушен, то это приведет к полному угасанию трудовой мотивации. Люди будут считать себя нетрудоспособными по признакам, которые на самом деле не являются основанием для этого.
  • В-пятых, принцип экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных рисков и размера отчислений, которые уходят на их финансирование. Это значит, что экономически должны покрываться те сферы, которые действительно в этом нуждаются, и которые официально подтверждены как нетрудоспособные, малообеспеченные. Для этого существуют органы социальной защиты, которые сотрудничают с экономическими органами, где можно фактически подтвердить свою финансовую нестабильность и нужду в дополнительных средствах. К таким средствам относятся пенсии, льготы, ежемесячные социальные отчисления, стипендии.
  • В-шестых, исходя из принципа экономической эффективности, формируется еще один принцип – принцип экономической справедливости. Он заключается том, что экономическая защита должна касаться как тех, кто находится в процессе экономики (предприниматели, бизнесмены), так и тех, кто по объективным причинам (нетрудоспособность, инвалидность, старость) находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Нельзя все время концентрироваться на проблемах одной сферы, так как при этом начинают формироваться неэффективные и убыточные процессы в остальных.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *