Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России пройдет новая реформа ЖКХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В самом деле, признает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман, посыл о том, что сфера ЖКХ требует реформирования — не просто актуальный, а давно «перезревший». Очень острых, кричащих проблем здесь немало. И те, которые назвал Марат Хуснуллин, — одни из самых насущных. Износ инфраструктуры, неполная собираемость коммунальных платежей, ветхое жильё. Характерно, что эти вопросы сильно взаимосвязаны, выступают в едином комплексе, клубке проблем. Износ коммунальной инфраструктуры составляет 60%, по оценке Счётной палаты. Риски негативных последствий от этого далеко не преуменьшены — начиная от сбоев в работе систем до техногенных катастроф.
Запуск проекта «Реформа ЖКХ»
Проект стартовал в России с 2010 года, когда Правительство РФ и Всемирный банк заключили соглашение о реализации соответствующей программы.
Внедрением мероприятий реформы занимается Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданный 21 июля 2007 г.
Данная государственная корпорация призвана стимулировать формирование эффективных методов управления жильем и переход на ресурсосберегающие технологии.
В начале проекта участвовало 14 городов:
-
десять «основных»: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула, Чебоксары;
-
четыре «резервных»: Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец.
Проект осуществлялся в два этапа:
-
Институциональный: проведение реформ жилищно-коммунального комплекса за счет собственного бюджета при техническом содействии экспертов, финансируемых за счет средств проекта.
-
Инвестиционный: направление инвестиций в объекты инфраструктуры ЖКХ из средств проекта, ориентируясь на инвестиционные планы городов.
Уже в процессе исполнения программы во всех 14 городах было достигнуто ощутимое улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Так, например, в городе Набережные Челны были реконструированы разводящие сети водоснабжения и напорные коллекторы двух канализационно-насосных станций. Это позволило снизить уровень аварийности коллекторов и обеспечить бесперебойное водоотведение стоков города.
Проект по реконструкции тепловых сетей был реализован в городе Нефтеюганск. Благодаря этому существенно повысилась бесперебойность снабжения тепловой энергией посредством сокращения потерь тепла, снижения уровня утечек и общей аварийности сетей.
Примеры успешных реконструкций можно найти в любом из перечисленных городов. Проведенный комплекс мероприятий в значительной степени повлиял на программу реформирования и сферу ЖКХ в городах-участниках программы:
-
практически полная ликвидация задолженности по социальным выплатам ЖКХ;
-
разработаны муниципальные планы инвестиций в коммунальную инфраструктуру;
-
увеличено число многоквартирных домов, которые обслуживают профессиональные управляющие компании;
-
и др.
«Освоение» денег неконтролируемо
Одна из причин — ссылки коммунальщиков на недофинансирование отрасли, отсутствие необходимых ресурсов для капиталовложений, реконструкции и возведения основных фондов, говорит аналитик. Но при этом из исследования холдинга «Ромир» следует, что большинство россиян крайне обеспокоены стоимостью услуг ЖКХ. Почти пятая часть (19%) респондентов называют коммунальные платежи неподъемными, и еще 52% называют их просто высокими.
Оплачивают коммунальные услуги без проблем лишь 3% участников опроса. Просроченная задолженность по платежам за ЖКХ — максимальная за много лет, по данным Росстата. С точки зрения традиционного подхода правительства, нужно различными способами «выбивать» из должников недоплаченные средства. Есть риск, что во многом такой взгляд будет закладываться и в концепции реформирования отрасли.
При традиционном подходе для преодоления износа фондов ЖКХ нужно извне обеспечить жилищников необходимыми деньгами, говорит Марк Гойхман. Изначально признаётся, что внутри этой системы возможностей нет. При этом не считаются, например, утечки горячей воды из незакрытых кранов в подъездах, потери тепла на теплотрассах, а то и вовсе необоснованные расходы, злоупотребления. Неэффективность расходов, излишние затраты всё равно должны покрываться потребителями.
Тарифообразование сложно, запутанно, как раз и приспособлено для истребования всё новых и новых сумм, добавляет эксперт. «Освоение» денег неконтролируемо. Но ведь именно здесь есть явные резервы для нахождения ресурсов для модернизации. Мешает этому и закрытая монопольная структура ЖКХ под эгидой государства. Допуск в данную сферу с учётом технических возможностей независимого частного бизнеса на открытой конкурентной основе помог бы и привлечь средства, и сократить монопольные аппетиты, расходы, тарифы действующих компаний.
Первостепенная проблема в таком случае заключается в том, что все многоквартирные здания передаются жильцам и собственникам под управление в очень плачевном и далеко не самом качественном состоянии. На данный момент для того, чтобы провести капитальный ремонт, необходимо потратить очень большие суммы денежных средств, которых чаще всего у собственников или не было, или нет на данный момент в наличии для использования. Помимо того, у жильцов отсутствуют какие-либо навыки по управлению многоквартирными жилыми зданиями, что такое создает сложности при проведении и обеспечении контролирующих работ.
Один из главных проводников реформы в сфере ЖКХ становится государственная организация, которая имеется как Фонд содействия по вопросам реформирования ЖКХ, и такая роль этой корпорация была назначена согласно решению Правительства России от 21 июля 2007 года.
Условия для помощи по ЖКХ
Среди основных функций и обязанностей Фонда можно отметить такие, как:
- Рассмотрение всех имеющихся и поступающих заявок, которые предоставляются различными субъектами РФ на предоставление денежных средств и поддержки финансов за счет тех финансовых ресурсов, которые есть у Фонда;
- Принятие соответствующих решений, направленных на проверку соответствия между заявками и требованиями, а также всеми документами, прилагаемыми к ним согласно ФЗ №185;
- Принятие решений, направленных на предоставление денежной поддержки за счет тех финансовых средств, которые есть у Фонда на основании получаемых, рассматриваемых и допущенных к работе заявок;
- Осуществление процессов и процедур, направленных на обеспечение подготовки как заявок, так и документов и информационных данных, прилагаемых к этим документам и информационным данным от субъектов России;
- Проведение процессов мониторинга и диагностики, направленных на обеспечение подготовки всех одобренных заявок, а также прилагаемых к этим заявкам документов от субъектов РФ;
- Проведение процессов мониторинга по реализации адресных программ в рамках региона по проведению ремонта многоквартирных зданий;
- Мониторинг и проведение адресных программ, направленных на переселение граждан из аварийного фонда жилья;
- Контроль за выполнением условий, предусмотренных ФЗ-185 от 21.08.2007-го года.
- Осуществление других функций, так или иначе связанных и предусмотренных ФЗ-185 от 21.08.2007-го года.
Фонд, содействие которого направлено на реформирование ЖКХ, также занимается предоставлением финансовой поддержки, направленной на реализацию различных адресных региональных программ. Если быть более подробным, что Фонд занимается выделением денежных средств на такие рабочие процессы, как:
- Капитальный ремонт жилых многоквартирных зданий;
- Переселение гражданского населения из тех жилых зданий, которые являются аварийными. Такие действия производятся на основании необходимости стимулирования рыночного развития в сфере жилья;
- Предоставление гарантированной денежной поддержки, выделяемой со счетов Фонда для последующей реализации необходимых мероприятий и процессов, направленных на поддерживание работы, статуса и показателей муниципальных образований, рассматриваемых правлением Фонда.
Основные направления жилищной реорганизации
Чтобы реформа была признана успешной, тем, кто ее осуществляет, необходимо работать в следующих направлениях:
- снос аварийных построек и переселение их жителей в новые дома;
- капитальный ремонт зданий;
- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг;
- введение рыночных отношений в сфере ЖКХ, создание благоприятной среды для развития частного бизнеса;
- антимонопольная деятельность, снижение дотационности и создание конкуренции;
- повышение правовой грамотности собственников жилья, предоставление им свободы выбора управляющих компаний;
- оптимизация тарифов на жилищно-коммунальные услуги и учет потребления этих услуг посредством индивидуальных счетчиков.
Предлагаемая квартира может не устроить жильца. Он вправе составить заявление об отказе от переселения в новый фонд и предать его на рассмотрение в контролирующую службу. Норма справедлива для собственников и тех категорий лиц, которые оформляли договора социального найма. Если гражданин многократно отказывается от переезда в помещение в другом населенном пункте, то чиновники не имеют права оставить его совсем без места проживания.
Допускается получение компенсации вместо новой квартиры. Для того требуется обратиться с просьбой в жилищный департамент местного муниципалитета. Способ не выгодный по причине низкой стоимостной оценки имущества, подлежащего сносу.
Если новая квартира соответствует всем заявленным критериям и подходит для комфортного постоянного проживания, то оформить отказ все равно можно.
Возможны два варианта развития событий:
Первый – более приемлемый для жильца | Администрация предоставляет жилье с другими условиями в целях мирного урегулирования вопроса. |
Второй | Департамент градостроительства подает исковое заявление в суд с требованием о принудительном выселении жильцов. Если суд убедится в законности просьб чиновников, то будет вынесено постановление об обязательном переезде собственников в предлагаемые квартиры. |
[править] Совместный инвестиционный проект
16 сентября 2009 года Министерство регионального развития Российской Федерации от лица Правительства Российской Федерации подписало соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении займа на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в городах России в рамках совместного инвестиционного проекта «Реформа ЖКХ в России». Заёмные средства в размере 200 миллионов были на безвозмездной основе переданы десяти городам-участникам проекта. Все обязательства по возврату займа взяло на себя Правительство Российской Федерации. Участниками совместной программы МБРР и Правительства РФ стали города: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула и Чебоксары, резервные города — Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец[3].
Руководителем совместного проекта МБРР и Правительства РФ «Реформа ЖКХ в России» является Александр Дмитриевич Григоров.
Создание сайта УО, ТСЖ на платформе ЖКХ-Реформа
С мая 2017 года на сайте «Реформа ЖКХ» действует бесплатный сервис — создание сайта управляющей организации.
Данный сервис позволяет создать сайт управляющей компании, ТСЖ, ЖСК за несколько минут на основе уже введенных в систему данных. Кроме того, доступны дополнительные функции — размещение новостей организации, любой дополнительной информации в виде текста, ссылок, файлов и изображений, а также «обратная связь», позволяющая жителям отправить сообщение представителям управляющей организации.
Плюс созданного сайта в простоте управления. При этом, по своему личному опыту создания сайтов на различным платформах, отмечу — создание сайта на Реформе-ЖКХ проще всего, а также абсолютно бесплатно. Что немаловажно, со 2 марта 2018 года на сайтах управляющих организаций на платформе «Реформа ЖКХ» создана версия для слабовидящих.
Как работать в системе
Мы ранее писали, что широкие полномочия на сайте ЖКХ имеют только ученые записи пользователей, которые зарегистрированы в качестве Администраторов Учреждения (организаций). Обычные пользователи довольствуются исключительно общедоступными функциями и информацией.
Для специалистов ЖКХ, ДЭЗ и УК предоставлены возможности по отслеживанию и ведению информации, по сопровождаемых организацией многоквартирных объектов недвижимости.
При работе в режиме «Рабочая область», меню сервиса располагается слева, для облегчения навигации оператора.
Все доступные разделы зависят от того, какая роль определена для вашей учетной записи. Их назначают операторы системы Реформа ЖКХ в соответствии с заявкой.
Так же на главной странице рабочей области предлагается к ознакомлению справочная информация по управлению системой.
Вы можете подать обращение по вопросам реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
555 |
322 |
28 |
66 |
1 075 |
1 016 |
222 |
38 |
50 |
732 |
1 004 |
39 |
434 |
592 |
1 435 |
166 |
1 102 |
215 |
135 |
525 |
454 |
1 186 |
762 |
1 730 |
1 243 |
176 |
216 |
201 |
731 |
374 |
1 329 |
244 |
683 |
120 |
214 |
210 |
639 |
121 |
841 |
22 |
1 031 |
575 |
Зачем сделали портал (сайт) «Реформа ЖКХ»
на страницах нашего сайта мы рассматриваем уже второй проект, посвященный коммунальному хозяйству Российской Федерации.
Данный сайт создавался с целью повышения прозрачности работы Управляющих компаний, что бы обычный пользователь сети интернет имел возможность самостоятельно проконтролировать различные аспекты работы обслуживающих организаций. Узнать, в каком состоянии находится его жилое имущество.
Сайт Реформа ЖКХ был создан по заказу Правительства РФ. Согласно реализуемому Постановлению, все организации, которые осуществляют управление многоквартирным домами должны публиковать в сети Интернет на специальном ресурсе данные о своей деятельности.
То есть, любой человек должен иметь возможность на общедоступном ресурсе, размещенном во всемирной сети, ознакомиться с результатами хозяйственной деятельности своей УК или ТСЖ.
Основное предназначение сайта — раскрытие данных о совершенных работах обслуживающих организаций и ДЭД, общественный контроль за расселением ветхого и аварийного жилья.
Необходимость и причины дальнейшего реформирования ЖКХ
Жилищная политика не является самостоятельной, а есть составная часть общей внутренней политики, к которой относятся отношения собственности, организация местного самоуправления и многие другие вопросы. В многоукладной экономике страны граждане получили право сами решать свои жилищные проблемы и отвечать за свои решения. Восстанавливается частный жилищный сектор, появились не только частные квартиры, но и начали реализовываться частные жилищные программы. Ответственность за комплекс коммунальных услуг несут частные коммунальные предприятия и местная власть.
Коммунальная инфраструктура – важнейший отраслевой комплекс, входящий в жилищно-коммунальное хозяйство и обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и населения. Он включает в себя несколько десятков видов деятельности – электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, канализация, оказание ритуальных услуг, благоустройство местности и территорий и т.д.
Как представляется, есть несколько важных побудительных мотивов для проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Во-первых, процессы производства и потребления электроэнергии, тепла, воды неразрывны. Городские электросети являются продолжением магистральных и региональных энергетических систем. Теплосети технологически связаны с ТЭЦ. Присоединение к ним систем жилищно-коммунального хозяйства означает создание мощных вертикально интегрированных компаний по всей технологической цепочке – от производства электроэнергии до конечного потребления. Появляется монополия, деятельность которой не только сделает более прибыльным бизнес, но и поставит под контроль значительную часть муниципальной и региональной экономики.
Во-вторых, основные фонды жилищно-коммунального хозяйства – это примерно четверть всего национального имущества России. Кроме того, сектор представляет собой огромный, стабильный рынок. На счетах крупнейших российских банков и компаний скопилось немало свободных денежных средств, нуждающихся в размещении. Деньги должны работать, приносить доход.
В-третьих, миф о жилищно-коммунальном хозяйстве, как о «черной дыре», оказался сильно преувеличенным. Повышение тарифов на услуги сделало свое дело – обеспечило выход на нулевой уровень рентабельности. Более того, аудиторские проверки на предприятиях ЖКХ показывают, что цены их услуг в среднем на 30% превышают экономически обоснованный уровень. Выход на самоокупаемость за счет роста тарифов – это и есть тот реальный резерв получения прибыли частными операторами.
Россия – страна со сложным федеральным устройством. Это в значительной степени усложняет все процессы финансовой и институциональной децентрализации коммунального сектора. Командно-административная вертикаль управления жилищно-коммунального хозяйства из центра демонтирована. Но на ее месте до сих пор не создана адекватная по целям и задачам муниципальная система. При этом смена принципа финансирования данной отрасли и передача значительной части полномочий населению уже произведена. Однако до сих пор сказывается недостаточная проработка регулирующих механизмов, средств контроля исполнения нормативных правовых актов в данной сфере. При этом потребителю по большому счету все равно, кто поставляет ему услуги. Важно, что бы они были качественными и по приемлемым ценам.
Реализация инновационных моделей управления в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает четкое разделение компетенции и ответственности управляющей компании и дочерних и зависимых обществ, полный переход на контрактные отношения между ними. Кроме того, они ориентированы на разделение бизнес-процессов вплоть до исполнителей. Третья составляющая – установка на комплексное сокращение издержек:
- на топливо (снижение удельного расхода и цен закупки, изменение структуры топливного баланса),
- на воду (уменьшение потребления, экономия и технические меры по снижению потерь),
- на энергию (снижение затрат на покупную энергию, потерь электро- и тепловой энергии),
- на материалы (экономия и повторное использование материалов, снижение цен за счет проведения конкурсов, переговоров),
- на ремонты (оптимизация ремонтным программ, проведение конкурсов на подряд, снижение расходов),
- на оплату труда (оптимизация численности персонала, изменение мотивационных схем, премиальных и т.д.).
На управляющей компании лежит ответственность за формирование технической политики, стратегических направлений развития бизнеса, экономики и финансов, привлечение инвесторов, создание и развитие единой системы управления на всех фазах жизненного цикла, организационно-координационная деятельность, обеспечение баланса между экономической целесообразностью, технологией, рисками и стратегией.
Всероссийский мониторинг переселения граждан из аварийного жилья
Одной из основных задач государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение мониторинга реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также софинансирование подобных программ.
Информация по мониторингу реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предоставляется субъектам Российской Федерации на основании Приказа от 25 апреля 2014 г. N 205/пр Министерства строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О формах мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда»
В целях обеспечения мониторинга на сайте размещается рейтинг субъектов Российской Федерации по исполнению программ переселения, а также детализированная информация по исполнению программ в разрезе аварийных домов, контрактов на переселение и строительства новых домов.
Для индикации проблем реализации программ переселения используются индикаторы-«светофоры»: зеленый, желтый и красный цвета.