Методы правового регулирования земельных отношений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы правового регулирования земельных отношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое имущественные отношения? Данный термин — в достаточной мере емкий. В российской правовой среде под таковыми принято понимать правовые отношения, предмет которых — некая собственность, как правило, имеющая форму товара. Наряду с данного типа коммуникациями есть также и неимущественные отношения, предмет которых — личные права человека, которые, вместе с тем, могут быть так или иначе связаны с имуществом.

Государственное управление имуществом

Основная задача Департамента — разработка мер, связанных с нормативно-правовым регулированием в области имущественных, земельных отношений, а также территориального зонирования и природопользования. Рассматриваемая структура взаимодействует со многими другими органами власти, территориальными подразделениями. Например, если в каком-то регионе есть Министерство земельных и имущественных отношений — специфику функционирования таких органов мы рассмотрим чуть позже — то оно будет проводить свою политику в контексте основных стратегических направлений, формируемых на федеральном уровне.

В числе ключевых полномочий Департамента — разработка релевантных его деятельности законопроектов, издание ведомственных правовых актов, связанных, в частности, с кадастровым учетом, работой по вопросам приватизации. Что касается регулирования земельных отношений, Департамент ответственен за разработку соответствующего типа законодательства в части разграничения государственного владения землей, перевода территорий из одной категории в другую, предоставления земель для строительства и т. д.

Департамент также регулирует правоотношения в сфере природопользования. На практике это выражается в подготовке различного типа заключений по программам освоения месторождений, а также тех, что касаются вопросов экологического развития страны.

В соответствии с главой XII Земельного Кодекса РФ выделяют три основных вида земельного контроля (надзора) (рисунок 4):[3]

1. Государственный земельный надзор (далее — ГЗН) (ст. 71).

2. Муниципальный земельный контроль (далее – МЗК) (ст. 72).

3. Общественный земельный контроль (ст. 72.1).

Рисунок 4 – Виды земельного контроля

В данном параграфе уделим особое внимание рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением ГЗН и МЗК. На законодательном уровне установлено осуществление земельного контроля (надзора) посредством осуществления рейдовых осмотров, а также в форме плановых и внеплановых проверок.[3]

Со вступлением в силу 01.01.2017 года Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ произошло слияние двух государственных функций по кадастровому учету и регистрации прав объектов недвижимости в единую систему – Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Однако должного внимания, в том числе с принятием данного закона, состоянию, охране и рациональному использованию земель и земельных участков уделено не было. На данном этапе с целью повышения эффективности использования земельных участков существует необходимость разработки методик осуществления государственного, муниципального и общественного земельного контроля (надзора) и отражения результатов проведения земельного контроля (надзора) в дополнительных сведениях о земельных участках, включенных в ЕГРН.

Организация государственного земельного надзора осуществляется с разработки и утверждения Ежегодного плана проведения проверок (далее – План). Данный План разрабатывается на основании результатов проведения административных обследований объектов земельных отношений, результатов ранее проведенных проверок. План согласовывается и утверждается органами прокуратуры. Субъектами проверок при проведении государственного земельного надзора являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические лица (граждане), юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся землепользователями и (или) землевладельцами объектов земельных отношений. В результате осуществления государственного земельного надзора должностными лицами составляется Акт проверки соблюдения земельного законодательства.

По результатам проверок, в отношении лиц, совершивших нарушения, составляются Протоколы об административных правонарушениях. В случае выявления нарушений правообладателю земельного участка выдается Предписание об их устранении в установленный в Предписании срок. В случае не устранения правообладателем земельного участка в установленный срок нарушений, указанных в Предписании, орган, уполномоченный осуществлять государственной земельный надзор и выдавший такое Предписание, в 30- дневный срок со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение Предписания информирует об этом орган государственной власти или местного самоуправления. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка у его правообладателя. Результаты проведенных проверок в виде отчетов размещены на официальных сайтах органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор [11, с. 188].

В целях изменения сложившейся практики осуществления государственного земельного надзора предлагаю утвердить на законодательном уровне алгоритм проведения государственного земельного надзора с учетом организации плановых (рейдовых) осмотров земельных участков в рамках административного обследования с фиксацией выявленных нарушений, а также отображения полученных в результате проведения проверок при осуществлении ГЗН сведений в ЕГРН.

Фиксацию нарушений необходимо осуществлять на этапе осмотров с занесением информации в специализированную информационную систему. Кроме того, в рамках разработанного алгоритма целесообразно внести в нормативно-правовую базу, регулирующую порядок проведения государственного земельного надзора, изменения, касающиеся полномочий органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в целях организации мероприятий по внесению сведений о проведенных проверках и выявленных нарушениях в ЕГРН.

Основными задачами проведения муниципального земельного контроля являются:

− соблюдение собственниками, арендаторами, землепользователями земельных участков режима использования таких земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

− соблюдение порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов;

− своевременность оформления, переоформления правоустанавливающих документов на землю;

− соблюдение сроков освоения земельных участков;

− наличие и сохранность межевых знаков по границам земельных участков;

− сохранение и воспроизводство плодородия почв;

− выполнение мероприятий, направленных на предотвращение порчи земель;

− соблюдение градостроительных требований и регламентов при использовании земельных участков;

− выполнение мероприятий по охране земель и иные задачи.

Для решения указанных задач в рамках осуществления муниципального земельного контроля земельными инспекторами проводятся плановые и внеплановые проверки земельных участков в выездной и (или) документарной форме. В ходе проведения документарной и (или) выездной проверки муниципальными земельными инспекторами составляется Акт проверки соблюдения земельного законодательства (далее – Акт).

Приложением к Акту могут являться фототаблица или схематический чертеж земельного участка. В случае выявления нарушений требований земельного законодательства, проверяемому лицу выдается Предписание для устранения такого нарушения. Проблемой при проведении МЗК является тот факт, что должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, в отличие от государственных земельных инспекторов, не вправе самостоятельно привлекать правонарушителя к ответственности.

Предложения по усовершенствованию процедуры осуществления ГЗН и МЗК (рисунок 5):

Рисунок 5 — Предложения по усовершенствованию процедуры осуществления ГЗН и МЗК

Система земельного контроля (надзора), как показывает анализ практических материалов и статистических данных, не является совершенной, в связи с чем сформулированы основные предложения, направленные на модернизацию контрольно-надзорной системы в РФ.

1. Необходимость повсеместного внедрения осуществления плановых (рейдовых) осмотров земельных участков с применением автоматизированной информационной системы. При проведении плановых (рейдовых) осмотров земельных участков до исполнения функции по осуществлению земельного контроля (надзора) земельный инспектор формирует предварительный перечень земельных участков, в числе которых могут быть выявлены земельные участки с признаками нарушений требований земельного законодательства. Предполагается, что земельный инспектор будет осуществлять плановые (рейдовые) осмотры, используя информационную систему, установленную на рабочем мобильном телефоне или планшете. Выгрузка информации в хранилище данных позволит исключить в дальнейшем утрату материалов по результатам осуществленных проверок.

Читайте также:  Переходный период по ЕНС в 2023 году: платежки вместо уведомлений

2. Увеличение размеров административных взысканий за нарушения требований земельного законодательства пропорционально нанесенному земельным участкам ущербу. Согласно статистическим данным осуществления земельного контроля (надзора) можно наблюдать тенденцию к тому, что количество устраненных нарушений не приближено к количеству выявленных, что говорит о том, что меры воздействия на правонарушителей земельного законодательства недостаточно эффективны. Одним из предложений по улучшению процедуры земельного контроля (надзора) в части недопущения (или 67 оперативного устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства) является увеличение размеров административных взысканий или привлечение нарушителей к иным видам ответственности, предусмотренным законодательством РФ, вплоть до уголовной ответственности.

История развития профессии

Еще в конце 18 века появилась профессия оценщика. Создавались специальные комиссии, отвечавшие за оценку недвижимости в различных местных формированиях. Но с приходом социалистической революции частную собственность отменили, и эта процессия была забыта почти на целый век, чтобы потом, в 1993 году появиться вновь.

С развалом Советского Союза к людям пришло осознание, что специалистов по оценки имущества в России нет. И, как следствие, специальность «Земельно-имущественные отношения» появилась в Институте Экономического развития.

Не обошлось и без помощи иностранных специалистов, что вполне логично: на западе за прошедший век было накоплено большое количество знаний по имущественному праву. Блигодаря этой помощи, российские специалисты получили хорошую базу, на основе которой смогли в дальнейшем регулировать имущественные отношения.

Зачем нужен юрист по земельному праву?

В РФ существуют правовые нормы, которые регулируют владение и пользование землей, в том числе такие действия как: купля-продажа и иные сделки, осуществляемые юридическими и физическими лицами в отношении земельных участков и расположенных на них объектов.

Если использование земельного участка на соответствует Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) или виду разрешенного использования (ВРИ), есть риск получить административный штраф и требование устранить нарушения. Например, если на участке находятся сооружения и здания, назначение которых не соответствует виду разрешенного использования, государственный орган может признать их объектами самовольного строительства и потребовать снести.

Земельные правоотношения могут регулироваться гражданским правом, а в отдельных случаях подпадают под действие других законов — об охране окружающей среды, земельное право, лесное и водное законодательство и другие федеральные законы.

Юрист по земельному праву Москвы и Московской области поможет вам правильно оформить сделку с недвижимостью, получить всю необходимую разрешительную документацию на строительство, легализовать уже существующие постройки и оценить все риски перед покупкой, продажей или сдачей в аренду земельных участков.

  • Конституция (в ней заложены основные принципы имущественных отношений, как таковых, принципы относительно распоряжения и владения землей).
  • Гражданский кодекс. В нем изложены подробно основные правила имущественных отношений (право собственности, владения, использования, вопросы сделок с землей, наследования и другие вопросы).
  • Земельный кодекс. В нем расписаны принципы, на которых должно строиться землепользование, полномочия государственных органов разных уровней, муниципальных органов, права граждан и организаций. В кодексе есть основания и процедуры получения земли в собственность, аренду, пользование. Прописаны правила использования земель разной категории, правила рассмотрения споров, связанных с землей, а также вопросы контроля государства за этими областями жизни общества.
  • Отдельные законы (к примеру, о переводе участка земли из одной категории в другую, отдельный закон о правилах оборота земель сельскохозяйственного назначения и т.д.).
  • Законы, изданные региональными властями (городов федерального значения, областей, республик и т.д.).
  • Правительство и президент, используя свои полномочия, издают документы как по распоряжению конкретными участками земли, так и с правилами по каким-то вопросам.
  • Отдельные органы власти (как правило, министерства) издают приказы или распоряжения об утверждении формы документов, правила к их заполнению или оформлению.

Чем занимается специалист в области земельно-имущественных отношений

Специалисты выполняют примерно такую работу:

  • оценивание земельных участков, недвижимости, на них находящейся;
  • ведение учета земельных участков, недвижимости, анализ состояния земельного рынка;
  • проводит геодезическую, фотографическую съемку земель, устанавливает их границы на местности;
  • составляет планы земельных участков, а также их межеванием;
  • решение вопросов инвентаризации земель;
  • вопросы инвентаризации зданий (жилой и нежилой недвижимости);
  • разбирается в вопросах прав на землю (собственности, аренды, пользования);
  • вопросы оформления прав на землю (кадастровый учет, регистрация прав), работа с необходимыми для этого бумагами.

В каких организациях люди с таким образованием работают:

  • БТИ.
  • Кадастровая палата.
  • Риеэторские агентства.
  • Компании, выполняющие геодезические работы, кроме этого регистрацией прав на участки.

Список компаний примерный, кроме этого есть право работать самостоятельно в каждой из этих сфер, для чего нужно предварительно вступить в СРО, чтобы получить допуск для ведения деятельности, или лицензию от государства для некоторых других видов деятельности.

Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений

Земельные отношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике. Они могут возникать, изменяться и прекращаться, и это их развитие, постоянная подвижность предусматриваются правовой нормой. Правовая норма указывает на юридический факт (действие, бездействие, событие и т.п.), который порождает определенные права и обязанности для участников земельных отношений (отвод земельного участка, изменение его границ, полное его изъятие или частичное уменьшение и т.д.).

При этом она исходит из подвижности земельных отношений.

Юридическим фактом, служащим основанием для возникновения отношений по поводу предоставления земли, является заявление (ходатайство) об этом заинтересованного лица. На этой первоначальной стадии земельных отношений могут производиться обследования затребованного участка, необходимые согласования и другие действия. Юридическим фактом, служащим основанием для следующей стадии земельных отношений — отвода земли, выступает решение компетентного органа о предоставлении заявителю данного конкретного участка. Юридическим фактом, создающим право на отвод заявителю участка, может служить также договор, например при предоставлении земли в аренду.

Затем наступает стадия непосредственного пользования землей, что связано с рядом юридических действий (фактов). При этом возникают отношения по внутрихозяйственной организации землепользования (землеустройства), выполнению договорных обязательств и т.д. Таким образом, в возникновении и развитии земельных правоотношений проявляется реальная жизнь земельного законодательства, т.е. применение норм земельного права. При этом завершение одних правоотношений служит основанием для возникновения других.

Изменение земельных правоотношений в процессе использования земли всегда связано с последующей эволюцией тех или иных действий и событий, а также развитием законодательства. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванном стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств (например, если понес значительные убытки от засухи, пыльной бури, наводнения и т.п.). Следовательно, изменяются права и обязанности владеющего землей лица.

Подвижность в земельных правоотношениях особенно характерна для динамичного сельскохозяйственного производства, где объект этих отношений — земля (ее качество, плодородие) — не остается постоянным. Здесь важно, однако, чтобы изменения в земельных отношениях происходили не произвольно, а на основании конкретной правовой нормы, т.е. в соответствии с требованиями закона.

Прекращение земельных правоотношений обычно происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком. Основанием для такого прекращения служат договор о продаже земельного участка, решение компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд и т.д. Основанием для прекращения земельных правоотношений могут быть также такие события или действия (юридические факты), как смерть гражданина — собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли (если срок договора об аренде не возобновляется), добровольный отказ от земельного участка и т.д.

Читайте также:  Банкирос: Что изменится для должников в 2023 году — ответ адвоката

Прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров. При других обстоятельствах, указанных в законе, пользование прекращается полностью.

Правоохранительные земельные отношения прекращаются после совершения участником или участниками этих отношений действий, устраняющих правонарушение. Если нарушитель земельного закона привлечен к юридической ответственности, то акт применения взыскания (наказания) означает прекращение охранительных земельных правоотношений.

Если посмотреть на проблему взаимоотношений земельного и гражданского законодательств в историческом контексте, станет понятно, что существующее положение вещей не случайно.

В нашей стране вплоть до реформ начала девяностых годов XX столетия частной собственности на землю не существовало. Земля не была вовлечена в гражданский оборот, не являлась объектом купли-продажи и в этом смысле не представляла интереса для гражданского права.

В странах с «бескомпромиссно» рыночной экономикой ситуация была прямо противоположной. Земля, один из объектов права частной собственности, находилась в гражданском обороте, и поэтому земельные отношения регулировались почти исключительно нормами гражданского права.

Но всякая бескомпромиссность, в какую бы сторону она не была направлена, редко доводит до добра. Россия встала на путь рыночных реформ и вернулась к забытой более чем на полвека частной собственности на землю. А в некоторых странах, где раньше мало кто сомневался в том, что «рынок сам все устроит», осознали, что государство не вправе самоустраняться от решения проблем землепользования. Не просто осознали, но и приложили максимум усилий для развития специального земельного законодательства, определяющего обязанности собственников земли и регулирующего (в т. ч. административными, а не только экономическими, методами) порядок пользования землей. И в этом не было ничего революционного, ведь еще великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев отмечал: «…рынок должен обязательно сочетаться с активной ролью государства в экономике. Только государство, дополняя рынок, может обеспечить общенациональный интерес…». Жизнь показала, что применительно к земле эти слова справедливы вдвойне.

В поисках компромисса

Но и сегодня связанная с необходимостью максимально четкого разграничения гражданско-правовых и земельных отношений проблема полномочий гражданского и земельного законодательств в земельном вопросе ─ благодатное поле для дискуссий.

Употребление «синтетического» термина «земельно-имущественные отношения» означает вторжение в область взаимного влияния двух отраслей права. Отраслей, в силу естественных причин (уж слишком близко они сошлись в данном случае), а не по злой или доброй воле людей конкурирующих между собой и пытающихся «перетянуть одеяло» на себя. Но одновременно с этим, объединение двух прилагательных («земельные» и «имущественные») в одно ─ «земельно-имущественные» означает попытку примирить объективные противоречия двух сфер права и конвертировать противостояние между ними в продуктивное русло. Это тем более оправдано, что ядро земельного права в значительной степени сформировано нормами права гражданского.

В п. 3 уже упоминавшейся ст. 2 ГК РФ сказано: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

В свою очередь, в п. 3 ст. 3 ЗК РФ говорится о том, что «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».

Закон пытается найти разумный компромисс между двумя взглядами на землю. Словосочетание «земельно-имущественные отношения» можно рассматривать как проявление этого компромисса, а не просто как констатацию того, что земельно-имущественные отношения ─ это абсолютно заурядные имущественные отношения по поводу земли.

Принципы регулирования земельно-имущественных отношений

Данное понятие вошло в современный обиход не так давно и включает в себя 2 аспекта:

  • общественную сферу жизни, связанную с имущественной стороной земли, которая включает в себя операции с наделами, регулируемые государством;
  • профессия, представители которой выступают специалистами в вопросах операций с наделами и иной недвижимостью, решают технические и юридические вопросы подобных сделок.

Специалист по земельно-имущественным отношениям должен:

  • разбираться в основах земельного рынка: уметь проводить оценку, переоценку, учёт земли и пр.;
  • владеть навыками ведения топографической съемки, установления границ, составления экспертных отчётов и т.д.;
  • ориентироваться в законодательной базе;
  • знать виды ценных бумаг;
  • быть знаком со спецификой проведения процедуры приватизации и т.д.

Таким образом, это понятие является комплексным и сочетает в себе разные направления.

Земельно-имущественные отношения объединяют две отрасли права: земельное и имущественное. При этом два кодекса определяют землю по-разному:

  • Земельный, как основу жизни, что подразумевает необходимость бережного отношения к ней;
  • Гражданский, как объект имущественных связей, способный приносить прибыль.

Учитывая подобную многогранность данного вида отношений, необходимо их чёткое законодательное регулирование для решения возникающих правовых споров. Поэтому эта область права регламентируется:

  • Конституцией РФ, в которой содержатся главные принципы имущественных отношений: особенности владения и распоряжения земельными участками;
  • Гражданским кодексом РФ, где зафиксированы правила проведения земельных сделок, вопросы наследования, определены такие понятия, как право собственности, распоряжения, использования и т.д.;
  • Земельным кодексом РФ, где определяются полномочия государственных органов на разных уровнях, а также муниципалитета, права физических и юридических лиц. Указаны основания получения наделов в пользование, аренду либо собственность и процедура проведения соответствующих мероприятий. Здесь приведены правила использования наделов разных категорий, а также порядок рассмотрения земельных споров и государственного контроля над данной сферой общественной жизни.
  • Федеральными законами, регулирующими отдельные земельные операции (например, перевод надела из одной категории в другую и пр.);
  • Региональными законами, принимаемыми на соответствующих уровнях (областями, республиками, городами Федерального значения и т. д);
  • Правительством и президентом, в силу своих полномочий издающих приказы по распоряжению конкретным наделом либо правила по решению определённых вопросов;
  • отдельными органами власти, издающими распоряжения либо приказы об утверждении формы конкретного документа, правилах их составления и оформления. Например, министерство имущественных отношений РФ на федеральном уровне регулирует оценочную и иную деятельность на рынке недвижимости, координирует деятельность прочих федеральных ведомств в вопросах имущественных отношений. Также этот орган осуществляет контроль над проведением единой политики в вопросах имущественных и земельных отношений. Таким образом, он является центральным органом, координирующим действия всех подведомственных организаций. Департаменты различных субъектов РФ обеспечивают выполнение данных функций на региональном уровне.

За принципы принимаются главные идеи ЗК РФ, которые регулируют земельно-имущественные отношения. Каждый из них отвечает законодательным нормам и призван обеспечить контроль над единой политикой в данной сфере. Данные принципы следующие:

  • все земельные операции должны проводиться с учётом понимания, что земля — основа существования природы, самого человека и экономики, кроме того, это отдельный объект имущественных отношений;
  • перед началом строительства на участке, необходимо обеспечить максимальное сохранение земли, как объекта природы и средства сельского хозяйства;
  • в процессе использования земли необходимо сохранять благоприятные условия для проживания на ней человека;
  • общественные организации, а также любой гражданин РФ должен иметь доступ к подготовке решений относительно земельных операций;
  • земля неотделима от объектов недвижимости, расположенных на ней;
  • обеспечение сохранности земли, относящейся к ценной категории (например, заповедников);
  • права на землю должны быть разделены между федеральными, региональными и муниципальными органами власти;
  • передача земли физическому или юридическому лицу осуществляется на платной основе (кроме исключений, указанных в законодательстве);
  • правила и процесс использования земель должны быть установлены с учётом интересов всего общества;
  • земля делится на категории использования (строительство, ведение сельского хозяйства и т.д.).

Все эти принципы должны неукоснительно соблюдаться на всех этапах использования земельных ресурсов.

Читайте также:  Субсидии и льготы по оплате услуг ЖКХ

Уровни имущественных отношений

Для решения вопросов в некоторых сферах национального хозяйства созданы полноценные государственные структуры. Значит ли это, что имущественно-правовые отношения всегда требуют столь серьезного подхода к регулированию? Все зависит от того, на каком уровне соответствующие коммуникации осуществляются, а также от объективной потребности участия в решении того или иного вопроса государства.

Конечно, в России нет специальных нормативно-правовых актов, которые бы выделяли собственно уровни имущественно-правовых отношений. Однако в ходе естественных процессов политического и правового развития в РФ сложилась некая практика, в соответствии с которой эти самые уровни — или, по крайней мере, в достаточной мере обособленные сферы имущественных отношений — фактически образовались. В результате чего управление процессами в некоторых из них действительно требует участия отдельных политических институтов. В свою очередь, многие имущественные гражданские отношения регулируются в достаточной мере эффективно теми правовыми актами, что установлены, к примеру, на уровне ГК РФ.

История профессии земельно-имущественных отношений

Профессия оценщика в России появилась после отмены крепостного права. В июне 1893 года вышли «Правила оценки недвижимости…». С появлением «правил» стали производить оценку недвижимого имущества. В губерниях, земствах были созданы оценочные комиссии. Комиссия обязана была вести книги, составлять описи всей недвижимости, вести делопроизводство, собирать данные об арендной плате и т.д. После революции 1917 года частную собственность на землю ликвидировали. От этой профессии остались лишь небольшие элементы. Их преобразовали в БТИ (бюро техинвентаризации). И лишь в 1993 году на базе ИЭР (Института Экономического развития) Всемирного банка начали готовить специалистов-оценщиков. В этом помогли специалисты из США, у которых земельно-имущественные отношения были развитее на пол века от наших.

Принципы регулирования земельно-имущественных отношений

  • Конституцией РФ, в которой содержатся главные принципы имущественных отношений: особенности владения и распоряжения земельными участками;
  • Гражданским кодексом РФ, где зафиксированы правила проведения земельных сделок, вопросы наследования, определены такие понятия, как право собственности, распоряжения, использования и т.д.;
  • Земельным кодексом РФ, где определяются полномочия государственных органов на разных уровнях, а также муниципалитета, права физических и юридических лиц. Указаны основания получения наделов в пользование, аренду либо собственность и процедура проведения соответствующих мероприятий. Здесь приведены правила использования наделов разных категорий, а также порядок рассмотрения земельных споров и государственного контроля над данной сферой общественной жизни.
  • Федеральными законами, регулирующими отдельные земельные операции (например, перевод надела из одной категории в другую и пр.);
  • Региональными законами, принимаемыми на соответствующих уровнях (областями, республиками, городами Федерального значения и т. д);
  • Правительством и президентом, в силу своих полномочий издающих приказы по распоряжению конкретным наделом либо правила по решению определённых вопросов;
  • отдельными органами власти, издающими распоряжения либо приказы об утверждении формы конкретного документа, правилах их составления и оформления. Например, министерство имущественных отношений РФ на федеральном уровне регулирует оценочную и иную деятельность на рынке недвижимости, координирует деятельность прочих федеральных ведомств в вопросах имущественных отношений. Также этот орган осуществляет контроль над проведением единой политики в вопросах имущественных и земельных отношений. Таким образом, он является центральным органом, координирующим действия всех подведомственных организаций. Департаменты различных субъектов РФ обеспечивают выполнение данных функций на региональном уровне.

Специалист по земельно-имущественным отношениям

  • состав имущественного комплекса, направления его эффективного использования, основы управления имуществом и территориями, методы и модели приватизации государственной и муниципальной собственности, акционирования, развития рынка недвижимости и ценных бумаг;
  • государственное регулирование этих процессов, законодательство об оценочной деятельности;
  • понятие «недвижимость»; имущественный комплекс;
  • ЕГРП – Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, государственные кадастры, отдельные виды земельно-имущественных отношений: их классификацию, требования и особенности, специфику рынка недвижимости;
  • методы оценки недвижимости;
  • специфику оценки различных видов собственности, организацию процесса оценки, объекты гражданских правоотношений и их характеристики;
  • ценные бумаги, их виды, специфику гражданских правоотношений в области интеллектуальной собственности, нематериальных благ, информации и информационных прав, порядок рассмотрения имущественных споров в суде;
  • информационные технологии в земельно-имущественных отношениях, порядок оформления документов, закрепляющих имущественные права, и их регистрацию.

Начальник отдела имущественных отношений

Должностные обязанности. Организует и координирует деятельность работников отдела. Осуществляет руководство выполнением комплекса мероприятий по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд и в целях развития сети автомобильных дорог, а также по регистрации соответствующих прав на них. Обеспечивает организацию работ по освобождению территории строительства (переселение граждан, вывод организаций и строений, подлежащих сносу, оценка и оплата ущерба за занимаемые земли и лесные угодья) и решение вопросов, связанных с подготовкой площадок для производства работ. Осуществляет контроль за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам. Участвует в формировании и работе государственных приемочных комиссий по законченным объектам строительства, реконструкции и ремонта в соответствии с действующими нормативными документами. Организует ведение учета, составление и представление в установленном порядке отчетности по вопросам землепользования и имущественных отношений. Осуществляет проведение комплекса мероприятий по государственной регистрации права оперативного управления на автомобильные дороги общего пользования федерального значения и права постоянного бессрочного пользования на занимаемые ими земельные участки. Руководит работами по: организации обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование акта выбора земельного участка и проекта границ земельного участка; подготовке и выдаче заявителю технических условий для проектирования вышеуказанных объектов; согласованию производства работ по строительству вышеуказанных объектов. Участвует в работе комиссий по выбору земельных участков под объекты и коммуникации, расположенные в полосе отвода автодорог и придорожной полосе. Осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности, а также пеней и штрафов по ним. Руководит работой по заключению с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или его территориальным органом соответствующих договоров о выкупе земельных участков в федеральную собственность. Организует работу по выдаче разрешений на строительство автомобильных дорог, а также разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть: База для стандартных вычетов в 2020 году

Принципы регулирования земельно-имущественных отношений

Участниками земельного рынка выступают собственники земли и те, кто желает её получить, а также лица, решающие вопросы различного характера из данной отрасли. Их роли выполняют юристы, сотрудники агентств недвижимости, кадастровые инженеры, а также профессионалы в других отраслях, необходимость в которых возникает в конкретных сделках. При этом контроль над совершением любых земельных операций остаётся за государством.

  • оценка надела, а также расположенной на нём недвижимости;
  • учёт участков и регулярный анализ земельного рынка;
  • проведение различных видов съёмок (геодезической, фотографической), а также определение границ надела;
  • оформление плана участка и его межевание с составлением отчёта о проделанной работе;
  • проведение инвентаризации наделов и строений, расположенных на нём (как жилых, так и нежилых);
  • ориентация в законодательных нормах и правильное оформление таких операций, как передача надела в собственность, аренду либо пользование;
  • решение вопросов, связанных с оформлением прав на участок (постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности), подготовка необходимой документации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *