Раздел 20 ПДД РФ. Буксировка механических транспортных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел 20 ПДД РФ. Буксировка механических транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Грузовые автомобили буксировать довольно сложно и это дело можно доверить только тем, кто в теме. Даже если вы решились пойти на такое, то понадобиться использовать жесткую сцепку, даже правила дорожного движения об этом говорят.

Жесткая сцепка: размеры и расстояние при буксировке грузовых и легковых автомобилей. Жесткая сцепка своими руками

Жесткая сцепка универсальна. Она предназначена для буксировки любого типа транспортного средства на расстояния. Это весьма экономичное и удобное решение.

Устройства жесткой сцепки имеют такую конструкцию, которая позволяет их закреплять практически на любом транспортном средстве.

В принципе, эвакуация автомобиля, который потерял способность передвигаться самостоятельно, представляет собой достаточно сложную проблему. Она усугубляется, если буксировать предстоит грузовой автомобиль.

Существует два вида сцепок — жесткая и гибкая. Выбор между ними зависит от целого ряда факторов, большинство из которых относятся к техническому состоянию автомобиля, подлежащего транспортировке. Например, при неисправной тормозной системе можно использовать только жесткую сцепку. Именно она обеспечит следование буксируемого транспортного средства по одной колее с тягачом.

Длина жесткой сцепки для грузовых автомобилей согласно пдд 2021

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА БУКСИРНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Общие технические требования.

Towing attachments for commercial venicles.
General technical requirements and test procedure.

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

О.И.Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); В.И.Соловьев, канд. техн. наук; Н.М.Варыпаев; Б.В.Кисуленко, канд. техн. наук; И.И.Малашков, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.06.89 N 2277

3. Срок проверки 1994 г.

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Настоящий стандарт распространяется на буксирные устройства, состоящие из буксирной вилки или гнезда со шкворнем (буксирных вилок или гнезд), расположенных в передней части автомобилей всех типов (кроме легковых и грузопассажирских, изготовленных на их базе) конструктивной полной массой* до 50000 кг (а также в задней части тех автомобилей, которые не имеют тягово-сцепного устройства), и жесткого буксира типа «штанга» или «треугольник», применяемого в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем, имеющим сзади тяговый крюк по ГОСТ 2349 или тяговую вилку по СТ СЭВ 5165.

Когда буксировка запрещена или разрешена?

ПДД РФ описывают следующие случаи, при которых нельзя брать автомобиль на буксир:

  • В случае неисправности системы рулевого управления у буксируемой машины запрещено брать такой автомобиль на буксир методом гибкой или жесткой сцепки. Тем не менее, в данном случае можно транспортировать транспортное средство путем частичной погрузки.
  • Запрещено буксировать два и более ТС. Таким образом, водитель может взять на буксир только одну автомашину.
  • Запрещается транспортировать таким образом мотоциклы. Исключение составляют мотоциклы с коляской.
  • Мотоциклист также не может буксировать другие транспортные средства, если его мотоцикл не оборудован коляской.

В кузове или салоне авто, взятого на буксир методом гибкой или жесткой сцепки, не должно быть пассажиров.

Если же речь идет о частичной погрузке, людей не должно быть в кузовах обоих машин, причем в кабине буксируемого авто также не должно быть людей.

При транспортировании автомобиля данным способом должны также быть соблюдены следующие условия:

  • Водительский стаж лица, управляющего буксирующим автомобилем, должен быть не меньше двух лет.
  • Водитель буксируемого автомобиля обязан находиться за рулем своей машины. Это условие необязательно к выполнению в случае, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает точное следование буксируемого автомобиля траектории буксирующей машины.
Читайте также:  Ликвидация ООО в 2023 году. Пошаговая инструкция

Комментарий к Разделу 20 Правил дорожного движения РФ

20.1.

Когда буксировка производится на жесткой сцепке, буксируемый и буксирующий автомобили соединяются между собой жестким буксирным приспособлением в виде металлической штанги, треугольника или трапеции. Если буксировка происходит на гибкой сцепке, то ТС соединяются тросом, канатом или лентой, на которых через каждый метр должны быть закреплены красные флажки с белыми диагональными полосами.

Если транспорт буксируют на гибкой сцепке или используется штанга (ее еще именуют «карандаш») то в кабине буксируемого ТС обязательно должен находиться водитель! Когда используется жесткая сцепка типа треугольник (ее еще называют «галстук») нахождение водителя в кабине буксируемого ТС не обязательно, но желательно.

20.2.

При буксировке методом частичной погрузки передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующей машины. Другой способ — когда передняя ось приподнимается над дорогой и закрепляется в специальном устройстве, жестко закрепленном на буксировщике. В этих случаях перевозка людей в буксируемом автомобиле и даже в кузове буксирующего запрещена.

Нахождение людей при осуществлении буксировки на гибкой или жесткой сцепке в легковом автомобиле или кабине буксируемого грузового автомобиля допускается.

20.3.

Слишком маленькая длина связующей сцепки лишит водителя буксируемого автомобиля обзора, а неоправданно большая длина сцепки может привести к значительному отклонению траектории движения буксируемого автомобиля от траектории тягача. В то же время минимальная длина жесткой сцепки не ограничена Правилами, но не должна быть менее половины габаритной ширины тягача.

20.4. Буксировка запрещается:

Одновременная буксировка двух и более ТС запрещена, однако буксировка неисправного автопоезда не запрещена, потому что автопоезд рассматривается как одна транспортная единица.

Правила буксировки транспортных средств

  1. При гололеде. В таких условиях управлять рабочим автомобилем достаточно сложно, а сохранять устойчивость неисправного – и подавно.
  2. При неисправной тормозной системе и рулевом управлении у транспорта, который необходимо буксировать. С неработающим рулевым управлением на первом же повороте машина улетит в кювет, а при отсутствии тормозов на дороге появятся минимум два битых автомобиля. Первый – тот который был спереди, второй – сзади.
  3. Запрещено на гибкой сцепке буксировать мотоцикл без коляски, так как он практически не обладает устойчивостью на дороге.
  4. Запрещено одновременно буксировать два и более автотранспортных средства.
  1. За рулём буксируемого транспортного средства обязательно должен находится водитель.
  2. Расстояние между двумя автомобилями – в диапазоне от 4 до 6 метров.
  3. Обязательна установка светоотражающих знаков на буксировочном тросе.
  4. Перевозка пассажиров в буксируемом транспорте запрещена (кроме легковых автомобилей).

Маленькие хитрости дальнобойщиков

Водителям, желающим сделать длину своего автопоезда свыше 20 метров, но обойти процедуру получения разрешительных документов, приходится прибегать к ухищрениям.

Не станем утверждать, что это хорошо. Сотрудники ГИБДД осведомлены о такой уловке и внимательно проверяют подобные колонны на предмет наличия фактической неисправности.

Водители, в свою очередь, тоже знают о возможных «экспертизах» и готовятся к этому заранее. Для устранения почвы такого обмана необходимо упростить процесс выдачи разрешений и искоренить коррупцию. Впрочем, это уже другая история…

Мы рассказали вам об ограничениях на габариты автопоездов в России и в ведущих странах мира. В заключение хочется отметить важность соблюдения установленных норм при эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения – это не пустой звук. Кроме того, всевозможные нарушения этих правил чреваты и экономическими потерями как для владельцев транспортных компаний, так и для государства в целом.

В каких случаях прибегают к буксировке

Ситуации, в которых приходится тянуть чужое авто, можно разделить на три группы:

  • Последствия аварий. Отбуксировывают автотранспорт с поврежденными дверями, бампером или багажником. Строго на эвакуаторе перевозят аварийные авто, у которых заклинило колеса, а также те, из которых льется жидкость, и ряд моделей с АКПП.
  • Последствия поломок. Так проще всего доставить в автосервис транспортное средство с неработающим двигателем, отказом систем зажигания, охлаждения и других узлов, необходимых для самостоятельного передвижения даже на минимальной скорости.
  • Применение некачественного и неподходящего топлива. Такую автомашину буксируют на станцию, чтобы слить горючее и промыть систему впрыска.
Читайте также:  БСО — Бланк строгой отчетности по 54-ФЗ.

Согласно п. 20.2 ПДД, буксировка доверяется только водителю, имеющему, как минимум, двухлетний стаж. Это логично – новичок даже на малой скорости может создать аварийную ситуацию. Троллейбусы, автобусы другие средства для перевозки пассажиров отбуксировывают без людей (п. 20.2).

Согласно пункту 10.4 транспорт при автобуксировке не должен разгоняться до скорости свыше 50 км/ч. Нужно следить за знаками – там, где запрещено движение с прицепом, запрещается тянуть транспорт на буксире.

На неисправной автомашине п. 7.1 Правил предписывает включить аварийку. Если этого не позволяет техническое состояние ТС – прикрепить знак аварийной остановки на его задней части. В тумане, вечером и ночью, согласно п. 19.1, нужно включить еще и габаритные огни.

Многих интересует вопрос, кому выпишут штраф при нарушении правил. Все зависит от конкретных обстоятельств:

  1. Если водитель «буксира» применит неподходящий трос, превысит допустимую скорость или проигнорирует ПДД, его оштрафуют.
  2. Водителя буксируемого автомобиля накажут за невключенные аварийные и габаритные огни, а транспортируемый автобус (троллейбус) – за присутствие пассажиров в салоне.
  3. Попытка отбуксировать автомашину с нефункционирующим рулевым управлением или крупное ТС с неработающей тормозной системой на гибкой сцепке закончится наказанием для обоих водителей. Транспортные средства, согласно ч.1 и 2 ст. 12.5 КоАП, остановят, как представляющие опасность для других участников движения, и выпишут два штрафа.

Большинство участников дорожного движения стремятся помочь другим водителям на дороге и отбуксировать пострадавший автотранспорт. Важно при этом не забывать о безопасности, быть предельно внимательными и соблюдать Правила.

Все детали выполнения гибкой сцепки ПДД не учитывают. Для безопасной транспортировки водителям обязательно нужно договориться о том, как вести себя на дороге в процессе. Важные детали:

  • Выбор маршрута. Он определяется заранее так, чтобы на пути было меньше сложных участков, то есть перекрестков, спусков и подъемов, отрезков дороги с большим количеством автомобилей.
  • Знаки, которыми они будут общаться друг с другом. Иногда возникает необходимость остановки или замедления хода. Нужно, чтобы водитель буксируемого ТС был об этом предупрежден световым или звуковым сигналом, рукой. И сам мог при необходимости подать знак коллеге.

Произошло ДТП – кто виноват?

В любом ДТП виновником считается лицо, чьё виновное действие привело к причинению вреда имуществу или здоровью других людей. Таким образом, здесь каждый случай будет рассматриваться индивидуально.

Например, если буксировка осуществлялась на тросу, и водитель буксируемого автомобиля повернул руль вправо и зацепил соседнее авто, то, очевидно, виновен будет буксируемый. Также на него ляжет вина, если он таким резким манёвром вызвал занос тянущего его автомобиля.

Если авария произошла в результате превышения скорости, то буксируемый точно не будет виновен, потому как он не мог воздействовать на буксирующего (ведь торможение могло вызвать новое ДТП). Равно как при буксировке на жёсткой сцепке и, тем более, методом частичной погрузки буксируемый не в ответе за манёвры буксирующего.

Какая максимальная скорость буксировки?

50 км в час. Это максимальная разрешённая скорость при любом виде буксировки и на любых дорогах при условии, что другими пунктами ПДД или дорожными знаками на данном участке не установлено меньшее значение.

Таким образом, Правила чётко регламентируют следующие лимиты разрешённой скорости:

  • в населённом пункте на дороге (не на прилегающей территории) без знаков ограничения скорости разрешено буксировать со скоростью не более 50 км/ч,
  • такое же ограничение действует на трассах вне населённых пунктов и автомагистралях,
  • если же дорожный знак устанавливает свой определённый скоростной режим ниже 50 км/ч, то и вам при буксировке следует снизить скорость до указанного на знаке,
  • на дворовых территориях и в жилых зонах разрешается ехать не более 20 км/ч.

Здесь буксировку автомобиля не следует путать с ездой с прицепом – для последнего установлены отдельные ограничения скорости.

Буксировка автомобиля с АКПП

При буксировки автомобиля с автоматической коробкой передач, нужно следовать следующей инструкции:

  • Положение АКПП всегда «N» или «2»;
  • Максимальное расстояние буксировки автомобиля до 50 км.;
  • Максимальная скорость машины при буксировке до 40 км/ч.;
  • Руль не должен быть заблокирован — должно быть включено зажигание или карточка должна быть вставлена в приемное устройство;
  • Снят с ручного тормоза.
  • Обеспечьте доливку трансмиссионной жидкости до максимального уровня;
  • Буксировать легковой автомобиль с включенным двигателем или нет — нужно смотреть в руководстве от производителя.
Читайте также:  Оформление по ГПХ, разбираем по полочкам

Буксировка машины в зимнее время:

  • осуществляется на жесткой сцепке или с полной погрузкой,
  • перед началом движения необходимо попереключать по положениям АКПП, что бы погонять масло в коробке передач;
  • скорость движения 30-40 км/ч.

Правила буксировки если неисправна АКПП или тормозная система не работает:

  • буксировка осуществляется с поднятыми ведущими колесами;
  • автомобиль проводящий буксировку должен иметь массу в два раза больше буксируемого автомобиля;
  • скорость движения до 40 км/ч.
  • буксировка осуществляется только жесткой сцепкой или с полной погрузкой;

Для полноприводных транспортных средств (машины 4х4) с АКПП буксировка на тросе и жесткой сцепке запрещена. Для них можно использовать только полную погрузку или вызов эвакуатора.

Многие задают вопрос «Как проводится буксировка автомобиля с АКПП с неработающим двигателем?» Ответ: «Буксировку лучше не проводить, а лучше вызвать машину эвакуатора». Если нет возможности вызвать эвакуатор;

  • долгая буксировка нежелательна, так как может привести к поломке АКПП;
  • при движении нужно будет сильнее выжимать педаль тормоза и прилагать больше усилий при поворотах, так как не будут работать тормоза и гидроусилитель руля;
  • включить аварийные сигналы;

Видео: Как буксировать автомобиль на автомате.

Главные пункты ПДД про буксировку

Теперь настало время поговорить непосредственно за какие нарушения выписываются штрафы. Основные пункты ПДД содержатся в разделе 20 этого нормативного акта, и мы рекомендуем прочитать всё же официальную его трактовку. Но некоторые требования разбросаны по другим разделам.

Итак, основное, что вам необходимо запомнить, это:

  • стаж водителя буксирующей машины по новому закону должен составлять не меньше 2 лет (пункт 20.2(1)),
  • без водителя в буксируемом автомобиле можно ехать только на жёсткой сцепке при условии, что она обеспечивает строгое движение за тянущим автомобилем (пункт 20.1 ПДД),
  • в буксируемом легковом автомобиле пассажирам находиться можно, кроме случая метода частичной погрузки (пункт 20.2),
  • длина троса должна составлять 4-6 метров на гибкой сцепке, а длина сцепного устройства при жёсткой – не более 4 метров,
  • Правила запрещают буксировать автомобили с неисправными рулевой или тормозной системой (кроме частичной погрузки),
  • также нельзя буксировать 2 и более машины,
  • на тросу запрещена буксировка в гололёдицу.

Особенности грузовой буксировки

Неисправности рулевой или тормозной системы, ходовой части или двигателя, авария происходят не очень часто. Владельцы крупных автотранспортных предприятий транспорта с этим сталкиваются, и не всегда готовы принять правильное решение – заказать услугу буксировки грузового автомобиля или приобрести специализированный эвакуатор для своих нужд.

Собственный эвакуатор – решение отличное, но требует неоправданно высоких расходов (за исключением, если автопарк очень старый и постоянно ломается):

  • Необходима специальная подготовка оператора эвакуатора (процесс дорогостоящий и длительный).
  • Сам грузовой эвакуатор и навесное оборудование – дорогостоящая покупка, требующая соответствующей лицензии (разрешения) и обслуживания.
  • Окупаемость эвакуатора должна составлять 3-5 лет (это 3-4 выезда в день).

Как результат – практичные владельцы транспорта предпочитают работать со специализированной на разовой или долгосрочной основе.

Жёсткая сцепка на легковое авто

Жесткая сцепка считается универсальным способом транспортировки всевозможного вида автомобиля на расстоянии. Такой способ удобен и экономичен в эксплуатации. Этот вид сцепки подойдет практически к любому автотранспортному средству. В каждой машине должна находиться эта сцепка. Ведь на дороге могут случиться разные случаи.

  • У водителя тягача довольно маленький опыт вождения автомобиля.
  • Транспортное средство сильно повреждено, испорчены колеса или другие важные характеристики.
  • Автомобиль, который надо отогнать, очень тяжелый и ли имеет большие габариты. Вследствие чего есть большая вероятность, что он испортит тормозную систему у тягача.
  • Если буксир имеет автоматическую коробку передач, и не имеет возможности регулировать сцепление.
  • Невозможно надежно установить сцепку, остается вероятность ее потери по дороге следования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *