Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПИСЬМО Роструда от 24.01.2020 № ПГ/37449-6-1». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?
Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.
Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:
- средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
- высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
- специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
- научные центры (НИИ, лаборатории).
Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
Обучение проходит дистанционно.
- Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
- Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
- Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.
Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.
Пройдя профессиональную переподготовку Вы получаете диплом равный по статусу второму высшему или второму средне-специальному образованию. Если слушатель проходит курс переподготовки на базе диплома о высшем профессиональном образовании, то в итоге он получит диплом о переподготовке равный по статусу диплому о втором высшем образовании. Точно такая же ситуация обстоит в случае, когда слушатель получает диплом о переподготовке на базе среднего профессионального образования – диплом равный по статусу второму среднему специальному образованию.
Переподготовка позволяет поменять не просто специальность в какой-либо области профессиональной деятельности, а полностью сменить профессию. При этом не нужно получать второе высшее образование. Второе высшее необходимо в том случае, когда специалист желает заниматься научной деятельностью по новой профессии.
Получить новую профессию на курсах переподготовки можно за 5-6 месяцев, а при втором высшем – от 3 лет и более.
2.1. Члены ИПБ России обязаны ежегодно, начиная с года, следующего за годом получения аттестата ИПБ России, повышать свой профессиональный уровень в объеме не менее 40 часов в год.
2.2. Повышение профессионального уровня членами ИПБ России может осуществляться в следующих формах:
- прослушивание курсов по программам повышения профессионального уровня, разработанным и утвержденным ИПБ России и включенным в единую систему программ повышения профессионального уровня ИПБ России (далее — ППУ ИПБ России):
- в ИПБ России;
- в ТИПБ, заключивших с ИПБ России соглашение о сотрудничестве;
- в УМЦ, аккредитованных ИПБ России, являющихся Корпоративными членами ИПБ России и ТИПБ и заключивших соответствующий договор с ТИПБ;
- в УМЦ, аккредитованных ИПБ России, являющихся Корпоративными членами ИПБ России, расположенными в регионах, где отсутствует ТИПБ;
- успешное прохождение дистанционного тестирования в системе электронного тестирования ИПБ России по программам повышения профессионального уровня, разработанным и утвержденным ИПБ России и включенным в единую систему программ ППУ ИПБ России;
- участие в конгрессах, конференциях, круглых столах, семинарах и других мероприятиях, организованных ИПБ России и/или ТИПБ;
- участие во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший бухгалтер России», организованном ИПБ России;
- участие в разработке нормативных документов различных уровней: федерального, регионального, отраслевого, муниципального;
- публикация монографий, учебников, учебных пособий, книг или статей по разделам Программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, а также повышения их профессионального уровня;
- защита докторской (кандидатской) диссертации по дисциплинам, включенным в Программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;
- обучение в вузе на получение второго высшего образования по экономическим специальностям;
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
-
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
-
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
-
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
-
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
-
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Столь важная область, как улучшение рабочих умений, тщательно регламентирована. Ключевые требования собраны в ФЗ № 76 от 29 декабря 2021 года «Об образовании в Российской Федерации».
Документ указывает на следующие мотивы переподготовки: профессиональное развитие, удовлетворение запроса, приведение своих знаний и умений в соответствие с меняющимся состоянием внешней среды.
Профессиональное обучение рассчитано на людей различного возраста и исходной степени подготовленности. Оно направлено на освоение умения работать с определенной аппаратурой, технологическими приемами, программными и другими необходимыми средствами.
Повышение квалификации, как говорит ФЗ, призвано также предоставить людям квалификационный разряд или категорию в рамках соответствующей профессии без изменения уровня образовательной профессиональной подготовки. Речь идет о прохождении курсов повышения квалификации.
Состав специализаций, по которым можно проводить такие курсы, устанавливается министерством образования. Обучаться могут как те, кто уже получил законченное образование, так и только находящиеся в процессе его получения, если исходный уровень подготовленности уже не удовлетворяет.
Дополнительные положения
Повышение квалификации должно быть закреплено финальной аттестацией (проверкой знаний, полученных обучаемыми). Как именно это тестирование будет происходить, определяется структурой, занимающейся образовательными услугами. Никто не вправе регулировать условия прохождения аттестаций. В итоге освоившим весь объем программы повышения профессиональных навыков должно быть дано удостоверение надлежащего образца.
Повышение квалификации может организовываться в различном порядке. Если такое обучение производится в основное рабочее время, за командированными работниками сохраняют заработную плату и находят на их место временных исполнителей.
Естественно, любой наниматель стремится минимизировать подобные случаи, а потому очные курсы повышения квалификации используются нечасто. В большинстве случаев стараются использовать для подготовки и освежения навыков вечерние часы или выходные дни. Альтернатива — дистанционная подготовка, которая может происходить в самое комфортное для сотрудников время.
Классическое очное повышение квалификации — самый дорогой вариант. Потребуется:
- подыскать педагогов и практиков;
- подобрать помещение;
- использовать технику и учебные пособия.
Живое обучение позволяет специалисту завязать новые контакты в профессиональной среде. На практике уверенно отрабатываются сложные и неоднозначные ситуации. Можно задать любой интересующий вопрос или уточнить ряд дополнительных нюансов, чтобы затем спокойно действовать в обычной рабочей обстановке.
Очно-заочная подготовка оказывается несколько удобнее для фирм. Она минимизирует требования к организации обучения и позволяет обойтись более редкими занятиями. Упор делается на самостоятельную работу учащихся. Профессионалы только контролируют основные этапы и итоговый результат.
Всё большее распространение получает дистанционный способ повышения квалификации. С точки зрения собственников компаний он максимально экономный и не требует ни выделять комнаты или залы, ни привлекать обучающих очно. Однако:
- невозможно применить такой режим обучения в ряде сфер профессиональной деятельности;
- качество программ образования на удаленке сложнее контролировать;
- даже при высоком уровне преподавания итог критически зависит от дисциплинированности обучаемых и их мотивации;
- частота процедуры не зависит от того, в каком формате она идет — так установлено по закону.
ФЗ разрешает самостоятельно выбирать компаниям и другие формы повышения квалификации.
Можно не направлять сотрудников на прохождение занятий в образовательной структуре, а использовать тренинги и конференции, лекционные занятия, деловые игры, в зависимости от специализации. Руководящий персонал может получать ряд дополнительных новых знаний и умений в режиме кейс-студии или по баскет-методу. Но на частоте переквалификации такие порядки не сказываются: если подошел предписанный год переподготовки, значит, она должна быть произведена по полной программе образования с отображением в официальном документе.
Получать удостоверение об обучении в формате переподготовки или проходить повышение квалификации целесообразнее всего в прошедших аккредитацию образовательных организациях, где уровень дополнительных профессиональных программ образования отвечает требованиям компании.
Важно также проверять, чтобы порядок обучения соответствовал официальным регламентам. В противном случае при любых новых проверках может выявиться несоответствие программ основным стандартам образования.
Нужно также смотреть в документы образовательной организации: согласно ФЗ у нее должна быть лицензия на обучение, выданная в установленном порядке. Если такого допуска нет, документ о прохождении обучения не имеет официальной силы.
Отличный вариант — использование услуг центра «ЧТО ДЕЛАТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ», где повышение квалификации в различных областях деятельности строго отвечает предписаниям ФЗ и требованиям конкретной организации по части дополнительных профессиональных навыков персонала.
Учебные планы этого УЦ опубликованы по каждой из программ образования, что позволяет легко разобраться, какие именно дополнительные квалификации будут получены персоналом. Здесь можно регулярно получать новые знания по управлению персоналом и стандартам бухучета, по аудиту в бюджетных организациях, по государственным закупкам, по работе в программе 1С.
Нормативные регламенты не указывают, сколько времени конкретно должно продолжаться получение дополнительных знаний для уверенного поддержания квалификации и продолжения деятельности. Учитывается конкретный служебный профиль и исходная грамотность.
Наименьшее предписанное число академических часов — 108 — обязательно в любой структуре, занятой повышением квалификации. Документы о дополнительных подготовках УЦ «ЧТО ДЕЛАТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ» на 100 процентов отвечают положенным требованиям и позволяют вести деятельность без ограничений.
С 2011 года всеми образовательными организациями Российской Федерации, как государственными, так и негосударственными выпускникам программы профессиональной переподготовки выдается диплом . В рамках данной программы документом об окончании является только диплом (не свидетельства и проч.) Профессиональная переподготовка не подлежит государственной аккредитации, только профессиональной.
Согласно диплому о профессиональной переподготовке, полученная дополнительная специальность становится равноправной со специальностью, которая была получена ранее в техникуме или вузе.
Если лицо, проходящее профессиональную переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о профессиональной переподготовке выдается ему одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации.
Цели и задачи повышения квалификации персонала
Прежде чем начать свое дело, нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?
- Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
- Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
- Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
- Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
- Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.
Кому и зачем повышать квалификацию
Прежде всего, стоит упомянуть о том, что курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка — это разные вещи, хотя многие путают данные понятия. Профессиональная переподготовка предполагает освоение новой профессии, зачастую — смежной с основной. Такие курсы обычно долгосрочные (до 6 месяцев и более) и завершаются выдачей диплома государственного образца.
В отличие от переподготовки курсы повышения квалификации проходят не для приобретения новой профессии, а для расширения и совершенствования имеющихся знаний и умений. Повышение квалификации занимает меньше времени, чем переподготовка (от нескольких дней), и после прохождения курса выдается не диплом, а свидетельство или удостоверение.
В большинстве случаев курсы повышения квалификации — дело добровольное. Они повышают ценность работников на рынке труда, позволяют осваивать современные методики и работать эффективнее, поэтому многие работодатели отправляют сотрудников на подобные курсы — это идет на пользу и работнику, и компании.
Однако следует помнить, что в некоторых сферах повышение квалификации является обязательной мерой, которая прописана в законодательстве РФ. Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.
Необязательно, но желательно проходить такие курсы и после длительного перерыва в работе, а также в тех случаях, когда работник хочет повысить категорию или разряд, занять должность рангом выше, освоить новую технологию или обучиться работе с самым современным оборудованием.
Очевидно, что дополнительные курсы повышения квалификации открывают перед работником прекрасные карьерные перспективы — они дают возможность расширить и углубить свои знания, повышают шансы на быстрое продвижение по служебной лестнице и позволяют претендовать на более высокую зарплату.
Какие гарантии предусмотрены работникам, проходящим повышение квалификации?
В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Право работников учреждения на повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключать со своим работником ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор должен содержать:
- наименования сторон;
- указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником;
- обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
- обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;
- срок ученичества;
- размер оплаты в период ученичества;
- иные условия.
Как рассчитать налоги при направлении работников на курсы повышения квалификации?
Налог на прибыль. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль вправе уменьшать полученные доходы на суммы произведенных, обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ).
Напомним, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, существующими в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Документы, подтверждающие прохождение обучения
Документы, выданные учебным заведением, подтверждают тот факт, что:
- сотрудник прошел обучение, и по результатам обучения сотрудник компании получил определенный рейтинг;
- работнику организации присваивается определенный разряд.
В соответствии с требованиями законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим обучающимся следующие документы:
- Диплом, если сотрудник прошел обучение, продолжительность которого составила более тысячи часов.
- Сертификат о повышении квалификации, если обучение длилось более ста часов и менее одной тысячи часов.
- Сертификат, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение продолжительностью менее тысячи часов.
Долгосрочное профессиональное развитие
Время занятий — от 100 до 500 часов. Долгосрочное повышение квалификации направлено на углубленное изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности с целью обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых должностных функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, имеющих некоторый опыт работы и не имеющих практических навыков и знаний.
По окончании курса студенты сдают контрольную, экзамен или пишут и защищают реферат по теме материалов программы. Если участник курса успешно завершает сертификационные мероприятия, ему выдается сертификат, подтверждающий, что он прошел повышение квалификации.