Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, когда налоговая инспекция блокирует расчетный счет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, мы разобрались в том, как узнать о блокировке р/с по решению ИФНС. Чтобы восстановить расходные операции, надо сначала выяснить причину. Если она известна, то остаётся выполнить требования налоговиков: сдать декларацию или отчёт, оплатить недоимку или штраф, направить квитанцию о приёме требования ИФНС, обеспечить получение информации по ТКС.
Как исполняются требования, относящиеся к одной очереди?
В порядке календарной очерёдности поступления платёжных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счёту не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.
Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.
Но соответствующие платежи должны фактически относиться к расходам на оплату труда. Согласно определению Верховного суда № 309-КГ18-1269 от 23 марта 2018 года, если спорные перечисления выдачей зарплаты не являлись, банк, который должен был знать о действительном назначении денежных средств, будет нести ответственность по статье 134 НК РФ.
Банк в период режима приостановления операций станет осуществлять дополнительный контроль за назначением платежа, указанного налогоплательщиком, чтобы не допустить нарушений при списании денежных средств.
В какой очерёдности будут исполняться поручения налогоплательщика на уплату налога и поручения налогового органа на взыскание налога с этого же налогоплательщика?
Поручение налогового органа (то есть, платежи в принудительном порядке), подлежат исполнению в третью очередь. Платежи по налогам, производимые на основании распоряжений налогоплательщика, — в пятую очередь.
Указанная позиция подтверждается письмом Минфина № 03-02-07/2/28207 от 17 мая 2016 года.
Исполнительные документы, предъявленные к счёту и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?
Из разъяснений Минфина (в частности, письмо № 03-02-07/1/9544 от 5 марта 2014 года) можно сделать вывод, что под «платежами, предшествующими исполнению обязанности по уплате налогов» понимаются платежи по исполнительным документам 1 и 2 очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ.
То есть, это те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов.
Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания. Он основан на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» — это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.
В предшествующей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчётным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Но впоследствии Федеральным законом № 345-ФЗ от 2 декабря 2013 года правовое регулирование очерёдности списания денежных средств со счёта было изменено.
Поэтому платежи, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, — это платежи, отнесённые к первой-четвёртой очереди.
Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счёту налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтверждённой задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письма Минфина № 03-02-07/1/38928 от 6 июля 2015 года и № 03-02-07/1/15056 от 12 марта 2018 года).
- Если ваш счёт заблокировали, сразу обратитесь в банк и узнайте, почему и по чьей инициативе это произошло.
- Если счёт заблокировали по 115-ФЗ — соберите документы, подтверждающие легальность денег, и сдайте их в указанный банком срок.
- Если счёт заблокировала налоговая — выполните её требования и уведомите налоговую.
- Использование обходных путей для вывода денег с заблокированного счёта — это риск для бизнеса. Лучше сосредоточиться на снятии блокировки: выполнить требование инициатора блокировки, а если не поможет — обращаться в суд.
Ответственность ФНС за неправомерную блокировку
Если будет установлено, что инспекторы неправомерно заблокировали счета, то юрлицо/ИП может рассчитывать на получение от ФНС процентов. Их начисление осуществляется по ставке рефинансирования за каждый календарный день неправомерной приостановки операций. Если не соблюдаются сроки разблокировки счетов, то начисление процентов проходит по ставке рефинансирования за каждый просроченный день несоблюдения сроков разблокировки.
При неправомерной приостановке доступа к счету проценты будут начисляться со дня, когда банк принял от ФНС уведомление о блокировке счета до дня поступления решение о его разблокировке. Проценты начисляются и за тот день, когда банк получил решение о приостановке доступа к счету, даже невзирая на то, что компания пользовалась счетом. Так, документ о его блокировке может появиться в банке по окончанию операционного дня.
Проценты начисляются за то, что юрлицо /ИП на протяжении всего срока блокировки счета не имели возможности распоряжаться собственными средствами. Поэтому для их получения доказывать наличие финансового ущерба от приостановки операций компания не должна (постановления АС Уральского округа №А7649407/2019 от 02.06.2021 и АС Поволжского округа №А121024/2021 от 22.10.2021).
Сроки блокировки счета налоговой
Ограничение по счету налоговая снимает после устранения причины блокировки. Продолжительность периода, на который будет заблокирован счет, зависит от того, насколько быстро компания примет меры по устранению причин блокировки.
Срок разблокировки составляет:
- После оплаты налога, других обязательных платежей и штрафов срок разблокировки не должен превышать 3-х рабочих дней. Исчисляется со дня, когда ИФНС получила информацию из банка или от налогоплательщика.
- После сдачи отчетности. Не позднее следующего дня ИФНС должна принять решение об отмене ареста счета и направить его в банк. Срок снятия блокировки – не более трех рабочих дней.
- При устранении нарушений, связанных с электронным документооборотом, срок разблокировки – от одного до трех рабочих дней. Начинается исчисляться в день представления в ИФНС квитанции о получении документов либо дата представления документов, затребованных инспекцией.
Нововведение: как налогоплательщик может ускорить процесс разблокировки счета.
15 июня 2020 года на официальном сайте ФНС России появилась информация о том, что налоговая служба доработала личные кабинеты юрлица и индивидуального предпринимателя — для ускорения процесса снятия ограничений операций по счетам должников.
Данные о снятии ограничений автоматически обновляются на интернет ресурсе налоговой «Банкинформ», содержащим информацию о заблокированных счетах ФНС.
В чем отличие от прежней процедуры? Ранее налоговые органы ждали от банка информации о перечислении денежных средств должником. Эта процедура требовала определенного времени. Теперь налогоплательщики могут проинформировать налоговую о погашении долга или устранении других причин блокировки максимально быстрым способом. Сделать это можно будет через электронное обращение в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Такое нововведение позволит, как ожидает налоговая служба, ускорить процедуру разблокировки счета в 2 раза.
Кроме того, теперь в личном кабинете налогоплательщик сможет увидеть и причину блокировки – документы, на основании которых был заблокирован счет, в случае задолженности в документах будет указана сумма долга.
Распоряжения контрагентов имеют приоритет перед платежами компании государству?
Все выплаты, предшествующие исполнению обязательств по перечислению налоговых сборов – платежи по исполнительной документации первой и второй очереди, перечисленные в п.2 ст. 855 ГК.
Это взносы, которые идут перед исполнением распоряжений выданными ИФНС на перечисление и списание долгов по налогам.
В старой редакции п. 2 ст. 855 ГК, списание денежных средств по расчетной документации, предусматривающей погашение задолженности перед государственными органами, относились к одной очередности.
Но впоследствии очередность вывода средств со счета компании-должника была изменена. Платежи, очередность которых на основании ГК РФ предшествуют выполнению требований по уплате сборов и налогов – взносы, отнесенные к 4-5 очереди.
Что делать, если заблокирован расчетный счет
Если операции по счету приостановлены на основании решения ИФНС, нужно обратиться в инспекцию, чтобы выяснить причину блокировки. Как уже упоминалось, налоговый орган обязан направить налогоплательщику копию соответствующего документа не позднее следующего дня после блокировки счета (п. 4 ст. 76 НК РФ). Также право на получение решения ИФНС зафиксировано в подпункте 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Кроме того, сведения о причине блокировки имеются у обслуживающего банка. Поэтому, возможно, более быстрый путь получить данную информацию — обратиться к менеджерам кредитной организации. Если, конечно, банк сам не уведомил клиента о приостановлении операций по счету (см. « Банкам рекомендовали незамедлительно сообщать клиентам о блокировке счетов »).
После того, как выяснена причина ареста, можно предпринимать меры, направленные на разблокировку счета.
Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом
Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.
Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.
Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.
Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:
Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.
Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:
Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.
Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.
Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:
Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.
Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.
С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Как отменить решение ИФНС
Для отмены приостановки движения денежных средств необходимо устранить ее причины. Решение о снятии ограничений принимает инспекция после того, как нарушение законодательства по налогам и сборам ликвидировано.
Чтобы ускорить процесс, компании следует самой предоставить доказательства об устранении нарушения. Связано это с тем, что сведения о погашении задолженности по налогам отражаются в карточке налогоплательщика с задержкой на два-три дня, то есть инспектор не увидит устранение нарушения своевременно.
Налоговым кодексом РФ установлены сроки снятия ограничений движения денежных средств налогоплательщика в 2022 году. Принятое решение о снятии ограничений на банковские операции направляют в банк не позднее дня, следующего за днем его принятия. Сверх этого срока незаконная блокировка счета налоговой отменяется через подачу жалобы в вышестоящие органы (управление ФНС по вашему региону).
По каким счетам не могут быть приостановлены операции
Поскольку существует несколько видов счетов, ФНС не имеет права на блокировку всех. В список исключений входят:
- Транзитные — они открываются для оперирования иностранными валютами вместе с текущим валютным кошельком.
- Ссудные — используются для выдачи предприятием кредитов и их возврата, а в договоре они не являются счетами.
- Депозитные — открываются на основании соглашения банковского вклада, а организации не могут расходовать средства с них. Но есть нюанс — по истечении срока вклада налоговики могут направить в банк поручение о перечислении задолженности.
- Открытые для совместной деятельности товарищества — средства на них являются общей собственностью и не принадлежат конкретному человеку.
Таким образом, возможность ограничения расходов по расчетному счету существует не для всех счетов. Может быть направлено требование о приостановке счета налоговым органом после поступления на него денег, что должен проверять банк.
Они открываются в соответствии с договором на вклад. Предприятие не может перечислять с таких счетов средства. Данное разъяснение дано в Письме Минфина № 03 02 07/1-497. Вместе с этим следует учесть, что по ст. 46, п. 5 НК взыскание налогов не производится с депозита при условии, что его срок еще не вышел. Если договор на депозит действующий, контрольная инстанция может дать финансовой организации поручение. В соответствии с ним, банк должен будет перечислить средства с депозита по истечении его действия на р/с, если к тому времени должник не исполнит своих обязательств. Таким образом, фактически происходит глобальное приостановление банками операций по расчетным счетам. Финансовым организациям предписано сообщать ФНС о наличии депозитов и остатках средств на них.
В каких случаях могут заблокировать расчетный счет
Банковский счет может быть заморожен в следующих случаях:
- Организация или ИП не заплатили налоги, штрафы, пени, проценты согласно требованию об уплате (пп. 1, 8 ст. 69, п. 2 ст. 76 НК РФ).
- В течение 10 рабочих дней со дня окончания срока организация не представила налоговую декларацию (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).
- Налогоплательщик не передал налоговому органу квитанцию о приеме документов в электронном виде. Срок блокировки по истечении 10 дней со дня истечения срока передачи таких документов — 6 дней ( п. 5.1 ст. 23 НК РФ) .
- В качестве обеспечения исполнения решения налогового органа по итогам камеральной или выездной проверок (п. 1 ст. 76, п. 10.2 ст. 101 НК РФ). Арест вводится только после вынесения решения о привлечении организации к ответственности (п. 10 ст. 101 НК РФ).
- Если налоговый агент опоздал больше чем на 10 дней со сдачей нового расчета по НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
Иных оснований для блокировки счетов Налоговым кодексом не предусмотрено. То есть, если не представлена в срок бухгалтерская отчетность или расчет авансового платежа по налогу ИФНС блокировать счета не имеет права (Письма Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324).
Правила, установленные ст. 76 НК РФ, касаются не только налогоплательщиков-организаций, а распространяются еще и на:
- налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;
- индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
- организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ;
- нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов.
Процедура отмены приостановления
Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем его принятия. Копия такого решения направляют налогоплательщику в порядке аналогичном порядку направления решения о блокировке (то есть под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате получения).
В целях оперативности налоговые органы иногда направляют в банки не решения об отмене приостановления, а письма с таким указанием. Следует иметь ввиду, что отмена блокировки с помощью письма не предусмотрена НК РФ. И налоговая служба вместе с Минфином России дала указание территориальным органам исключить подобные случаи (письма от 03.08.2012 № 03-02-07/1-196, от 31.07.2012 № АС-4-2/12725@). Ведь этот вопрос напрямую связан с начислением процентов.
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Варианты блокировки счетов
Запрет на расходные операции может быть наложен на любой из счетов, принадлежащих провинившемуся плательщику налога, в т. ч. на счет, открытый в валюте или в драгметаллах. Исключение из этого правила относится к специальным избирательным счетам и спецсчетам фондов референдумов — их блокировать нельзя (п. 1 ст. 76 НК РФ).
О том, возможна ли блокировка залогового счета, читайте здесь.
Заблокированной на счете может оказаться либо какая-то определенная сумма, либо весь имеющийся на счете остаток вне зависимости от его величины и от ее изменения в периоде блокировки. То есть в первом случае пользование счетом возможно, но на нем постоянно должна присутствовать сумма, равная заблокированной или превышающая ее. Воспользоваться средствами, образующими заблокированную сумму, допустимо только для погашения налоговых платежей или тех, очередность перечисления которых окажется более высокой, чем у налогов (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Ограничение на определенную сумму принимается налоговым органом с целью взыскания неуплаченных налоговых платежей (налогов, взносов, пеней, штрафов), конкретный размер которых определить несложно. В этой ситуации решению о блокировке должно предшествовать решение о взыскании соответствующего платежа (платежей). Фигурировать в нем будет рублевая сумма, на величину которой при замораживании валютного счета или счета в драгметаллах будет пересчитываться, соответственно, блокируемая сумма валюты (по ее курсу) или драгметаллов (по учетной цене). И курс валюты, и учетная цена драгметаллов определяются по их величине, отвечающей дню начала действия запрета на использование средств (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Блокировка счетов инвестиционного товарищества при недостаточности средств на общем счете может привести к ограничению возможности использования счета у управляющего товарища, а если и этого окажется недостаточно, то ответственность будет пропорционально налагаться на обычных товарищей (п. 2.1 ст. 76 НК РФ). В консолидированной группе налогоплательщиков аналогичные меры применяются сначала к ответственному участнику, а затем и к иным (п. 13 ст. 76, п. 11 ст. 46 НК РФ), причем последовательность этого привлечения определяет налоговый орган.
Когда же блокировка осуществляется из-за нарушений, оцениваемых не в денежном выражении (несдача отчетности, необеспечение электронной связи с ИФНС или нарушение процедуры подтверждения факта получения информации от налогового органа), счет нельзя будет использовать ни для каких расходных операций. Для консолидированной группы налогоплательщиков, не сдавшей декларацию по прибыли, ответственность в виде блокировки счета может возникнуть одновременно для всех участников (п. 13 ст. 76 НК РФ).
О том, в каких ситуациях замораживание счета окажется незаконным, читайте здесь.