Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТИТУТА ПОМИЛОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Осужденные используют свое право на помилование путем предъявления соответствующего ходатайства. Прошение о помиловании подается в простой письменной форме и адресуется Президенту РФ, обладающему исключительным правом на принятия решений о помиловании конкретных лиц.
Решение о помиловании
Принятию решения предшествует работа по изучению ходатайства и предоставленных осужденным документов, что осуществляется соответствующей комиссией. После того, как обращение осужденного будет изучено, комиссия выносит свои рекомендации относительно возможности помилования. Данные рекомендации ложатся в основу решения, принимаемого Президентом.
В результате помилования осужденный может быть освобожден от неотбытой части наказания, его ответственность может быть смягчена, может быть отменено дополнительное наказание, которое еще не выполнено или снята судимость.
Понятие и сущность помилования, его значение
Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50).
Помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Традиционно помилование в науке государственного права трактуют в первую очередь как элемент полномочий Президента Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. В этом качестве он в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации осуществляет помилование.
Различие и сходство между помилованием и амнистией
Для непосвященного в юридические тонкости человека разница между помилованием и амнистией незначительна или полностью отсутствует. В целом это понятно, так как обе предусматривают освобождение от отбывания наказания и представляют собой одно из средств внесудебного смягчения или отмены назначенного судом наказания.
Однако между этими двумя правовыми понятиями существуют отличия.
- Действие амнистии распространяется одновременно на несколько осужденных, в то время как помилование касается только одного.
- Помиловать можно лишь подавшего прошение осужденного, в то время как амнистия применяется к группе осужденных, независимо от желания каждого из них. Тем не менее каждый попавший по действие амнистии обязан подписать свое согласие с ней.
- Помилование применятся только после изучения характеристики осужденного и обстоятельств дела. Под действие амнистии попадает круг осужденных, объединяемых категорией преступного деяния, видом или тяжестью наказания.
- Помиловать может только первое лицо государства, в то время как амнистия назначается судебным учреждением.
Помилование является правовым актом, корректирующим практику исполнения наказаний за уголовное преступление в случаях, когда назначено неоправданно тяжелое наказание или, когда оно касается граждан, имеющих право на снисхождение. Это предопределяет избирательность процедуры помилования, амнистия же предполагает распространение решения на большое количество осужденных.
Помилование в уголовном делопроизводстве
Практика помилования осужденного преступника существует с давних времен. Первое лицо государства во все времена имело право самоличного и коллегиального принятия решения, что тот или иной гражданин в силу его личных заслуг и государственной значимости может быть помилован или ему смягчается тяжесть наказания.
Порядок проведения помилования определяется правовыми нормами:
- ст.85 Уголовно-процессуального кодекса России;
- ст.50, ст.71 и ст.89 Конституции России;
- ст.176 Уголовно-исполнительного кодекса России;
- президентским указом за номером 1500 от 28 декабря 2001г.
В уголовном делопроизводстве помилование – это указ Президента России о частичном смягчении наказания или полном освобождении лица, осужденного по приговору суда.
Кроме того, указом можно только снять судимость, но нельзя отменить уже воплощенные по факту виды наказаний (взысканный штраф и т.п.).
Ввиду своей занятости Президент государства не может подробно вникать в детали каждого прошения о помиловании и изучать обстоятельства каждого преступного деяния, совершенного лицом, от имени которого подается прошение. По этой причине прежде чем оно попадет на подпись Президенту, прошение изучается:
- в уголовной исполнительной инспекции, опекающей место заключения, лица, подавшего прошение;
- руководством уголовно-исполнительного учреждения;
- комиссией граждан административной единицы или образования;
- местными органами власти, руководитель которой подает прошение о помиловании.
Адвокат в Санкт-Петербурге, обладая необходимым опытом и юридическим знаниями, сможет не только правильно составить прошение о помиловании, но и проследить все этапы его прохождения по соответствующим инстанциям.
Документы, которые будут прилагаться к ходатайству, готовит администрация места, где отбывает наказание осужденный.
В этот пакет входят следующие документы:
- сведения о том, возмещается ли материальный ущерб пострадавшей стороне;
- сведения о других сроках отбывания в колонии, применялась ли ранее амнистия по отношению к заявителю и были ли решения об условно-досрочном освобождении;
- информация о том, подавалось ли ранее прошение о помиловании, если да, то какой был результат после его рассмотрения;
- медицинские справки от родственников осужденного, если есть в тексте документа ссылка на их плохое состояние здоровья;
- характеристика на осужденного;
- медицинское заключение о состоянии самого осужденного;
- краткая информация о совершенном преступлении и судебном приговоре;
- заявление потерпевшей стороны о прощении осужденного (при наличии);
- анкетные данные заявителя.
И последний документ, который должен прилагаться к ходатайству, – представление руководства колонии о помиловании.
На всю процедуру сбора и оформления документов администрации колонии отводится от 10 до 20 дней. Эта дата отсчитывается с момента, как прошение было подано и зарегистрировано.
Помилование – что это такое?
На этот вопрос отвечает 85 статья УК РФ. В ней сказано, что Президент России может подписать акт о помиловании конкретного заключённого. В результате он освобождается от наказания за совершённое преступление.
То есть, на практике, такая мера применяется к заключённым, которые отбыли часть срока и по каким-либо причинам могут претендовать на смягчение наказания. Благодаря помилованию они раньше времени выйдут на свободу.
Для тех, кто уже отбыл срок, помилование даёт возможность досрочного снятия судимости.
Важно понимать, что помилование не отменяет приговор суда, не ставит под сомнение доказанность вины преступника и не реабилитирует его. Оно только лишь избавляет преступника от необходимости отбывать наказание.
Касательно помилования часто возникают споры – морально ли это, заслуживают ли преступники такого снисхождения? В связи с этим стоит отметить, что в тюрьмах находятся совершенно разные люди, с разным состоянием здоровья, старики и беременные женщины. И к некоторым из них стоит применять процедуру помилования, так как нахождение в стенах тюрьмы грозит их здоровью.
Решение о помиловании
Принятию решения предшествует работа по изучению ходатайства и предоставленных осужденным документов, что осуществляется соответствующей комиссией. После того, как обращение осужденного будет изучено, комиссия выносит свои рекомендации относительно возможности помилования. Данные рекомендации ложатся в основу решения, принимаемого Президентом.
В результате помилования осужденный может быть освобожден от неотбытой части наказания, его ответственность может быть смягчена, может быть отменено дополнительное наказание, которое еще не выполнено или снята судимость.
Помилование представляет собой отдельное решение президента, отменяющее избранное осужденному в судебном порядке наказание или же смягчающее его.
Следует заметить, что некоторые меры ответственности не отменяются:
- присуждение компенсировать пострадавшему ущерб материального и морального характера,
- лишение преступника должности, имеющихся наград,
- назначенная судом конфискация имущественных ценностей.
По факту реализация помилования – это возвращение осужденному человеку свободы ранее срока, определенного судом.
Естественно, что столь серьезное ходатайство Глава государства не будет рассматривать сразу же.
До того как попасть к нему на стол, документ должен пройти целый перечень инстанций:
- администрацию учреждения, где человек отбывает назначенное ему наказание,
- УИИ (уголовно-исполнительную инспекцию), у которой в подчинении находится такое учреждение,
- спец. комиссию, рассматривающую подобные виды обращений осужденных,
- руководителя администрации на территории, который непосредственно уполномочен перенаправить ходатайство в адрес Президента.
Только после столь долгого «шествия» прошение передают единственному лицу, уполномоченному принимать такие важные решения.
Судимость: погашение и снятие судимости.
Ни в одном из документов, которые регулируют предоставление возможности и процедуру помилования, не установлено никаких запретов для Главы государства самостоятельно решать вопрос о прощении осужденного гражданина или же забвении его прошлых уголовных деяний.
У президента есть полное право издавать соответствующие акты, прощающие осужденных и отменяющие их наказание, относительно которых уже был вынесен судебный приговор.
Запомните! Оформление помилования утверждается президентским решением только после получения соответствующего представления от руководителей админ. единиц, которые действуют на основании рекомендаций спец. комиссий, занимающихся такими вопросами и изначально определяющих кандидатов, достойных прощения.
Подать прошение для помилования может не только осужденное лицо, но также и его близкие родственники. Суть ходатайства сводится к тому, чтобы Глава РФ рассмотрел вопрос и принял решение о смягчении наказания, уменьшении срока заключения.
Однако для правильного составления прошения необходимо следовать установленным правилам.
Помилование нацелено лишь на смягчение определенного в судебном порядке наказания, при этом другие виды санкций оно не затрагивает:
- оплату назначенных виновнику штрафных санкций,
- восстановление гос. звания и прочее.
До ознакомления президента с оформленным ходатайством оно обязательно проверяется на различных уровнях. Это вынужденная мера, поскольку число подобных прошений велико, и времени на пересмотр и оценку каждого документа у Президента не хватит.
Предварительную проверку этих документов поручают другим инстанциям:
- администрации учреждения, где человек отбывает наказание,
- главе местной администрации,
- исполнительной инспекции по месту, где проживает осужденный гражданин,
- комиссии админ. органа,
- только после этого документ передается Президенту.
Крайне желательно, чтобы прошение о назначении помилования в отношении лица, отбывающего наказание, составлялось не только им самим, но также и родственниками. В противном случае документ могут не принять во внимание.
Понятие и уголовно-правовые последствия амнистии
Амнистия – это акт Государственной Думы Федерального Собрания РФ, который объявляется в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц, совершивших преступление и содержащий предписания об их освобождении от уголовно-правовых последствий совершения преступления в виде уголовной ответственности или наказания, либо о сокращении срока уже назначенного наказания или его замене более мягким видом наказания о снятии судимости (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ст. 84 УК РФ). Таким образом, эти правовые нормы направлены на изменение социального и юридического положения (статуса) граждан, подверженных уголовному преследованию, путем смягчения их уголовно-правовой участи. В акте об амнистии эти лица индивидуально не определены, поэтому решение о применении акта об амнистии принимается в последующем уполномоченными органами в отношении каждого лица индивидуально.
Законодательное определение амнистии в современном праве России отсутствует. Сам термин «амнистия» происходит от греческого amnestia – забвение, прощение. В теории нет единства мнений относительно правовой природы амнистии, но многие ученые подчеркивают ее нормативный характер, поскольку акт об объявлении амнистии содержит нормы права, подлежащие последующей реализации субъектами правоприменения. В.Е. Квашис считает институт амнистии комплексным в отличие от тех ученых, которые относят эти акты к сфере либо конституционного (государственного), либо уголовного права.
Типология помилований
В 2021 году классифицировать помилование можно, учитывая его последствия:
заявителя освободили из заключения и прекратили его наказание; осужденному уменьшен период пребывания в местах заключения; виновному установили более мягкую форму взыскания; период судимости, отбытый ранее, снят.
Другой вариант типологии определен по личности подателя просьбы о помиловании. Согласно этой типологии выделяют следующие варианты:
ходатайство матери; Акт Президента; прошение общества; ходатайство самого осужденного.
Прошение, исходящее от матери, представляет собой зов отчаяния. Желание матери уберечь своего сына/дочь от наказания, независимо от степени тяжести совершенного деяния, встречается очень часто. Комиссии предпочитали принимать заявление матери лица, преступившего закон, в качестве приоритетного. Специалисты советуют сопровождать собственное ходатайство о помиловании, адресованное Президенту, письмом от матери. Однако в последнее время эффективность от ходатайства матери постепенно снижается. Тем не менее, лучше составить письмо от матери для усиления влияния ходатайства о помиловании. Образец составления документа можно просить у юристов или найти через интернет. Если у матери есть проблемы со здоровьем, справки об этом прикладывают к ее ходатайству.
Президентское решение о помиловании может касаться любого субъекта, который был приговорен к наказанию. Отсутствие представлений Президенту от административных комиссий не может стать помехой прощению. По общему правилу, прошение все же необходимо, равно и как представления с выводом, удовлетворять ходатайство или нет.
Согласно практике подача прошений производится от имени осужденного или его правозащитника. Но бывают ситуации, когда ходатайство оформляется от общественности. Человек, совершивший преступление, общественностью принимается как невиновный, например, при совершении убийства при самозащите. В этом случае личное ходатайство сопровождается прошением от общества, т.е. группы людей.
Важно понимать, что рассматриваемое понятие заключается не в сомнении в преступных деяниях или в законности обоснованности актов предварительного расследования, вынесенных решением суда. Также освобождение не считается реабилитацией лица. Освобожденный продолжает относиться к обоснованно осужденным, виновным в совершении того или иного преступления. Акт амнистии – это лишь проявление милосердия и гуманизма со стороны государства.
Согласно статье 84 УК РФ, акт объявляется в отношении круга лиц, к которым применима статья, а не индивидуально. Обычно в таком акте содержится описание категорий людей по определенному признаку. Список лиц может сокращаться, если существуют категории, не подлежащие амнистии, например, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, злостные нарушители порядка отбывания наказания, рецидивисты и прочее.
Правовая природа коммерческого арбитража при разрешении внешнеэкономических сделок
Возникающие экономические споры во внешнеэкономической деятельности, могут рассматриваться как государственными судами общей юрисдикции, так и специально уполномоченными органами – коммерческими арбитражами.
Под коммерческим арбитражем (третейский суд) понимается независимый суд, избранный в соответствии с волей участников данного спора.
В теории международного частного права выделяется несколько преимуществ коммерческого арбитража при разрешении возникающего внешнеэкономического спора:
1) Добровольность и свобода при выборе способа защиты своего права и разрешении урегулировании внешнеэкономического спора. Так стороны могут самостоятельно исходя из своих интересов выбрать применимое право, арбитражный суд, выбрать арбитров, и процедуру разрешения спора, не в соответствии с национальным законодательством одной из сторон.
2) Рассмотрение спора в арбитраже имеет более простую процедуру и не урегулирована многими нормами процессуального законодательства, имеет более простой и понятный порядок рассмотрения спора [1; с. 385].
3) Арбитраж в некоторых странах имеет относительный более дешевый способ защиты, в отличии от расходов в государственном суде на оплату услуг адвокатского представительства, института судебного залога, обеспечительные меры и т.д.
4) Рассмотрение внешнеэкономических споров проходит в закрытом заседании МКАС РФ, что обеспечивает и гарантирует соблюдение коммерческой тайны.
5) Стороны активно участвуют на процесс рассмотрения спора на всех стадиях разрешения спора: свободный выбор арбитров Арбитража, места и языка производства, рассмотрение спора на основании принципов справедливости и доброй воли.
6) Арбитраж является более компетентным так, как состоит из арбитров, специалистов в отдельных сферах внешнеэкономической или торговой деятельности.
7) Окончательный и обязательный характер арбитражного решения, которое не может быть пересмотрено или изменено государственными органами или иными субъектами права.
При этом правовое регулирования, возникающих международных отношений происходит как на национальном, так и на международном уровне. В международном частном праве было принято и опубликовано ряд международных конвенций в области международного арбитражного рассмотрения споров. Правовое регулирование на нескольких уровнях обеспечивает как национальное, так и международное правовое регулирование данных общественных отношений.
К основным источникам правового регулирования общественных отношений, возникающих в области арбитражного рассмотрения споров в первую очередь относятся международные конвенции. К основным международным конвенциями в области международного коммерческого арбитража можно отнести: Конвенция ООН о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений, принятую в Нью-Йорке в 1858 г., Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Конвенцию о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965г. (Вашингтонская конвенций), Европейская конвенция о введении единообразного закона об арбитраже 1966 г., Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, подписанная в Москве в 1972 г., Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 года, Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (Сеульская конвенция), Амманская Арабская конвенция о коммерческом арбитраже 1987 г., соглашения в рамках Содружества Независимых Государств СНГ: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., и ряд других конвенций.
Большинство конвенций были приняты и ратифицированы Российской Федерацией. Еще одним из способов правового регулирования является заключение двухсторонних договоров направленных на урегулирование споров между сторонами договаривающихся сторон. Примерами таких договоров является Соглашение между Правительством РФ и Правительством Италии о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1996 г., Договор между РФ и США о взаимной защите капиталовложений 1996 года. Данные договоры устанавливают основные правовые основы разрешения споров, между инвесторами указанных государств [2].
Также кроме международных конвенций и кроме двухсторонних соглашений к источникам международного коммерческого арбитража относятся и акты ненормативного характера. К данной категории относятся документы, разработанные международной межправительственной организацией ЮНСИТРАЛ. Таковыми документами являются Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г., Примерные правила ЮНСИТРАЛ 1980 г., Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г. Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства 1996 г. Указанные документы оказывают существенное влияние на развитие института международного частного права – международного коммерческого арбитража. Они являются как модельные акты для арбитрирования международных коммерческих споров, рекомендуемые ООН участникам данных юридических процедур.
При этом в законодательстве есть два пути законодательного разграничения коммерческих арбитражей и судов специальной арбитражной юрисдикции. Так ряд государств разрабатывают единый нормативно-правовой акт, который содержит все нормы, регулирующие деятельность третейских судов, рассматривающих как внутренние, так и международные споры. Или законодатель идет вторым путем и создает несколько законов, один из которых регулирует разрешение внутренних споров, а другой регулирует разрешение международных коммерческих споров. Законодательство Российской Федерации идет по второму пути и существует два основных закона: Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» [3]. Все это говорит, что РФ использует зарубежный опыт, в том числе и международный в области разрешения коммерческих споров.
В теории международного частного права выделяют несколько видов международных коммерческих арбитражей: постоянно действующие и специально созданные.
Постоянно действующие коммерческие арбитражи обладают непрерывно функционирующим административно-техническим органом, регламентом, списком арбитров, их которого можно выбрать судей и ряд других признаков. На данный момент постоянно действующих международных коммерческих арбитражей существует более 100. Самыми авторитетными международными арбитражами являются: Лондонский международный третейский суд- Лондон; Американская арбитражная ассоциаций – Нью-Йорк; Арбитражный суд Международной торговой палаты – Париж; Арбитражный суд торговой палаты – Стокгольм; Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации – Москва; Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Особенности Арбитражного суда при Международной торговой палате: суд может рассматривать как международные, так и внутренние национальные споры, если это было закреплено в самом арбитражном соглашении; обратиться в суд можно как непосредственно, так и через свой национальный комитет; большую часть своих заседаний Арбитражный суд проводит вне Франции; до начала арбитражного разбирательства арбитр должен составит акт о полномочиях и по возможности получить подписи сторон; арбитражные расходы обеспечиваются путем залога вносимого сторонами до начала судебного разбирательства в качестве аванса.
В Российской Федерации были созданы Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. В деятельности МКАС при ТПП РФ можно выделить ряд основным особенностей: утверждается список арбитров сроком на пять лет; предусматривается назначение арбитров в двух случаях: по просьбе сторон, и если ответчик не назначит своего арбитра в течении 30 дней; предусматривается утверждение запасных арбитров; допускается проведение слушаний вне г. Москвы, но на территории РФ; возможность участия докладчика в судебном разбирательстве; решение МКАС является окончательным и не подлежит отмене по общему правилу.