Зачет и возврат переплаты на ЕНС с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачет и возврат переплаты на ЕНС с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Возврат через суд также допустим.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).

Статьей 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность.

Обратите внимание:

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида производится только после зачета обозначенной суммы в счет погашения указанной недоимки в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Как указывает ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 со ссылкой на Определение КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога

Аналогичной позиции следуют судебные органы (см., к примеру, Постановление АС МО от 26.10.2016 № Ф05-2889/2016 по делу № А40-57347/2015).

Вернуть налог, оплаченный через госуслуги

Порядок и основания такие же, как и при возврате налога, оплаченной иным образом.

При оплате налога через информационный ресурс Госуслуги по банковской карте квитанцию можно найти в пользовательском кабинете. В качестве доказательства нужно будет приложить скриншот из личного кабинета, где указана сумма, дата, назначение платежа.

Читайте также:  НДФЛ с наследства при продаже квартиры

Портал «Госуслуги» не распоряжается деньгами и при оплате налога они перенаправляют в орган, кому полагается этот платеж. Поэтому в случае оплаты на сайте обращаться все равно нужно в государственные органы, услуги которых вы оплатили. Все квитанции на «Госуслугах» хранятся в разделе «Платежи».

Boзвpaт или зaчeт – чтo пpeдпoчтитeльнee?

У нaлoгoплaтeльщикa, пepeчиcлившeгo нa cчeт ИФНC лишнюю cyммy, ecть пpaвo нe тoлькo пoпpocить ee вoзвpaтa, нo и выпoлнить зaчeт пepeплaты в cчeт oбязaтeльcтв, кoтopыe пpeдпpиятиe имeeт пepeд бюджeтoм. Нo, в oтнoшeнии зaчeтa излишнeгo плaтeжa, пpиcyтcтвyeт oгpaничeниe. Eгo мoжнo выпoлнять иcключитeльнo пo нaлoгoвым взнocaм в гpaницax oднoгo бюджeтa, нaпpимep, фeдepaльнoгo.

Bыбop мeждy вoзвpaтoм и зaчeтoм oбычнo дeлaeт нaлoгoплaтeльщик (ecли y нeгo нeт зaдoлжeннocти пepeд ИФНC). Peшeниe o тoм, кaкoй вapиaнт пpeдпoчтитeльнee кaждый пpинимaeт caм. Пpeдвapитeльнo нyжнo oцeнить cлoжившyюcя cитyaцию в oпpeдeлённыx oбcтoятeльcтвax и oбъeм пepeплaты.

3aчeт и вoзвpaт излишнe yплaчeнныx нaлoгoв тpeбyeт oбpaщeния в нaлoгoвyю инcтaнцию, cбopa пaкeтa дoкyмeнтoв.

Baжнo! Нaлoгoвики вceгдa выбиpaют зaчeт, вeдь этo дaeт им вoзмoжнocть избeжaть вoзвpaтa. B cвязи c этим зaчeтнaя пpoцeдypa зaнимaeт гopaздo мeньшe вpeмeни. Дoкyмeнтoв для ee пpoвeдeния тpeбyeтcя нe тaк мнoгo, кaк пpи вoзвpaтe.

Этoт мoмeнт дoлжны пpинимaть вo внимaниe нaлoгoплaтeльщики нa cтaдии пpинятия peшeния. И нe зaбывaть o тoм, чтo ecть cpoк вoзвpaтa пepeплaты нaлoгa пo зaявлeнию, ecли oн иcтeчeт, дeньги вepнyть нe пoлyчитcя.

Пoмимo этoгo, poль игpaeт и cтaтyc вoзникнoвeния пepeплaты. Ecли лишниe дeньги пepeвeдeны нaлoгoвым aгeнтoм, тo зacчитaть eмy дaннyю cyммy пo oбcтoятeльcтвaм, гдe oн выcтyпaeт в кaчecтвe нaлoгoплaтeльщикa, нe yдacтcя.

B тaкиx cлyчaяx ecть тoлькo oдин вapиaнт – вoзвpaт.

Кaк вepнyть излишнe yплaчeнный нaлoг

Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:

  1. Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
  2. 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.

Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.

Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:

  • нaзвaниe opгaнизaции;
  • КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
  • paзмep пepeплaты;
  • нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.

Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.

Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.

Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.

Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.

На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).

Когда возникает переплата

Переплата по НДФЛ в бюджет может образоваться в двух случаях.

Первый случай. Организация удержала из дохода сотрудника больше положенного. Например – из-за того, что бухгалтер неправильно рассчитал облагаемую базу или неверно применил вычеты по НДФЛ, либо работник не вовремя представил в бухгалтерию подтверждающие документы на вычет, и т.п. Эту же (излишне удержанную) сумму и заплатили в бюджет. В данном случае речь идет об излишне удержанном НДФЛ из доходов налогоплательщика.

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий

Второй случай. Организация рассчитала и удержала НДФЛ правильно. Но в бюджет перечислила больше, чем нужно. Это может произойти, например:

  • из-за ошибки бухгалтера при оформлении платежного поручения на уплату налога;
  • из-за того, что налог заплатили раньше срока (до того, как выплатили работникам доход и удержали из него НДФЛ). В этом случае получается, что возникает переплата за счет собственных средств организации, а не налогоплательщика.

Обращение в банк при ошибочном поступлении денежных средств

В банк в подобной ситуации нужно обращаться в первую очередь. Но финансово-кредитные организации чаще всего не могут произвести возврат средств, когда они уже переведены на другой счет. Им для отмены транзакции необходимо разрешение клиента. Если удалось договориться с получателем сразу, без письма, то средства должны будут возвратиться достаточно быстро.

Бывает, что ошибочное перечисление происходит не из-за плательщика, и тогда возврат средств происходит оперативно. Банк сам организует весь процесс, ведь это по его вине произошло неправильное перечисление. Но если к неправильной транзакции привели действия плательщика, то банк не будет ему особо помогать в получении возврата. Придется договариваться с получателем, ведь возврат средств на досудебном этапе зависит прежде всего от его доброй воли.

Если незадачливому отправителю удалось уговорить случайного получателя на возврат средств, тот в течение 10 дней должен написать заявление о намерении вернуть неоснованно полученную денежную сумму. На перечисление самих средств дается больший срок, до 30 дней.

Причины переплаты налога

Переплата налога — явление нередкое. Она может возникнуть по следующим причинам:

  • Вследствие ошибки могла быть неверно исчислена (в нашем случае завышена) налоговая база, соответственно, и сам налог. При исправлении данной ошибки в отчетности получаем на лицевом счету налоговой переплату.
  • Налоговая база исчислена неверно из-за отсутствия в отчетном периоде необходимой первички по расходам (этот вариант относится к исчислению налога на прибыль или УСН). Соответственно, не учтен какой-то расход и налоговая база завышена. При поступлении упущенной первички можно скорректировать расчет, вследствие чего получим переплату по налогу.
  • Была допущена техническая ошибка при написании суммы в платежном поручении на уплату налога в бюджет либо произошла путаница в реквизитах платежки и денежные средства ушли на оплату другого налога.
  • При расчете налога не были учтены льготы, положенные налогоплательщику.
  • В течение отчетного периода уплачивались авансовые платежи, а по итогам года получился убыток либо сумма налога за год меньше уплаченных ранее авансов.

Алгоритм возврата переплаты по налогам не зависит от причин ее возникновения и един для всех случаев. Рассмотрим его далее.

Как плательщик может распоряжаться переплатой

Распорядиться излишком бизнес может по-разному:

  • вернуть деньги на счёт;
  • сохранить средства на лицевом счёте и использовать для последующих платежей;
  • использовать для долга.

Порядок возврата излишне уплаченных налогов

Неважно, уведомила ли налоговая плательщика о переплате или нет — срок возврата денег ограничивается тремя годами с даты возникновения. Но по умолчанию средства не вернут. Для этого нужно пройти порядок по возврату переплаченных денег.

Сверка с налоговой. Чтобы запросить сверку, бизнесу нужно подать заявление в инспекцию. Обратиться можно электронно или в бумажной форме.

Внесудебный порядок ошибочно перечисленных денежных средств

Во внесудебном порядке вернуть деньги, которые перечислены ошибочно можно не всегда.

Получится деньги вернуть в случае, если они перечисляются на счет и Вы своевременно обратитесь в банк, указав на ошибочное перечисление денег. В таком случае банк, пока деньги не поступили на счет третьего лица, сможет осуществить возврат денег лицу, которое их ошибочно перевело.

Если же деньги все-таки ушли третьему лицу, то банк помочь не сможет с их возвратом. Однако, можно обратиться к лицу, необоснованно получившему перевод, и попросить его осуществить возврат полученных денег. Добросовестное лицо, наверняка, вернет деньги обратно, и таким образом вопрос будет закрыт, и ни в какой суд не надо будет обращаться.

Ну а если ни один из вышеуказанных вариантов не поможет вернуть деньги без суда, тогда надо будет обращаться за судебной защитой своих прав и далее с помощью приставов «выбивать» свои денежные средства.

Исполнение решения о возврате ошибочно перечисленных денег

Когда у лица на руках решение суда о взыскании денег с ответчика, которому они были перечислены ошибочно. Следующими действиями истца будет получение исполнительного документа в суде и предъявление его в службу судебных приставов.

Приставы на основании заявления лица о возбуждении исполнительного производства и приложенного исполнительного листа, обязаны возбудить исполнительное производство и произвести действия, направленные на взыскание денег с должника, т.е. лица неосновательно обогатившегося.

Не всегда приставы добросовестно исполняют свои обязанности и бывают случаи, когда возбудив производство, направив запросы, потом это производство лежит и никто по нему никаких действий не осуществляет. Поэтому, чтобы приставы работали по Вашему производству необходимо звонить, приходить и уточнять информацию о том, как дела по взысканию денег с должника.

Читайте также:  Сколько берут риелторы за свои услуги и что входит в их обязанности

Также следует направлять запросы, просить выполнить меры, предусмотренные законом об исполнительном производстве, обжаловать бездействие приставов и т.п. Только совокупность всех указанных действий поможет в исполнении решения суда о взыскании ошибочно перечисленных денег с должника, если, конечно, у должника имеется постоянный доход или имущество.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, порядок возврата и сроки

Если гражданин заплатил лишний налог, то излишек сохраняется на счету налогоплательщика в счет будущих выплат по другим налогам или по этому, пеням, штрафам. Эта сумма может быть возвращена налогоплательщику. В течение 10 дней налоговая должна проинформировать гражданина о том, что по налогу была уплачена большая сумма, чем требуется. После этого плательщику необходимо принять решение, нужен ли ему возврат. Если нет препятствий со стороны закона (недоимок, долгов, исключений, указанных в статье 78 Налогового кодекса), то будет произведен возврат денег.

Если налоговая обнаружит лишние деньги, поступившие на счет, то она подаст уведомление гражданину срок до двух месяцев с даты поступления платежа. Сроки зачета излишка или возврата начинаются с даты поступления платежа.Также переплата может быть замечена самим гражданином. Тогда он должен подать в налоговую прошение о том, что остаток суммы он желает вернуть.

Важно! Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть написано в течение трех лет с даты проведения оплаты.

Резолюция об осуществлении возврата налоговая должна принять в течение 10 дней с времени получения заявления от гражданина. Если же этот период был пропущен, то требовать возврат можно только через суд. Поле решения суда прошение гражданина может быть удовлетворено, если сроки не превышают разрешенных законодательством.

Возвращаются не только деньги, переведенные с излишком, но и проценты, которые уже были начислены.

Процедура возврата денежных средств из бюджета

Получив от налогоплательщика заявление о возврате денежных средств из бюджета, орган ГФС его регистрирует, после чего проверяет наличие указанной в нем суммы денежных средств как ошибочной и/или излишне зачисленной в бюджет по данным интегрированной карты налогоплательщика.

В случае подтверждения суммы орган ГФС готовит соответствующее заключение и направляет его в Казначейство (не позднее 5 рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления) вместе с заявлением налогоплательщика и оригиналом/копией документа на перевод либо бумажной копией электронного расчетного документа, подтверждающей перечисление средств в бюджет (п. 5 раздела I Порядка № 787).

На основании полученного заключения Казначейство в течение 5 рабочих дней осуществляет возврат налогоплательщику указанной суммы (п. 43.5 ст. 43 НКУ).

Казначейство имеет право ввернуть документы без исполнения в случаях, указанных в п. 11 раздела I Порядка № 787, в частности при:

  • превышении установленных законодательством сроков представления документов;
  • несоответствии информации, изложенной в заявлении, данным, приведенным в представлении или постановлении суда, либо данным органа Казначейства о зачислении средств в бюджет.

Дополнительно отметим, что органы Казначейства осуществляют возврат денежных средств, ошибочно или излишне зачисленных в местные бюджеты населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют своих полномочий, перечень которых утвержден КМУ, по представлению органов, которые контролируют взимание поступлений из бюджета, согласованному соответственно с Донецкой и Луганской областными военно-гражданскими администрациями в соответствии с п. 241 раздела VI “Заключительные и переходные положения” Бюджетного кодекса Украины. Эти администрации в течение двух рабочих дней согласовывают представление путем заверения подписью руководителя соответствующей областной военно-гражданской администрации, скрепленной гербовой печатью, и не позднее следующего рабочего дня после согласования возвращают его органу, который подал представление, для дальнейшей передачи органам Казначейства в соответствии с законодательством (п. 91 раздела I Порядка № 787, п. 8 Порядка № 1146).

Письмо (извещение или уведомление) об излишне перечисленных денежных средствах составляется в произвольной форме. Законодательство РФ не определяет структуру данного документа. Однако, для того чтобы неосновательно обогатившемуся лицу была предоставлена наиболее полная информации, в тексте письма следует указать:

  • фирменное наименование компании, направляющей письмо;
  • исходящий номер документа и дату его составления;
  • полное название адресата (наименование предприятия, адрес, ФИО руководителя);
  • обращение к руководителю (например, «Уважаемый Петр Петрович!»);
  • фактические данные (дату, время перечисления средств, номер платежного поручения, сумму, насколько она превышает необходимые выплаты);
  • причины переплаты (ошибка расчетчика, несвоевременное представление сведений специалисту и т.д.);
  • просьбу вернуть суммы, выплаченные сверх нормы;
  • точный размер подлежащих возврату средств;
  • банковские реквизиты, по которым нужно произвести возврат;
  • инициалы и должность подписывающего документ лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *