Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После того как в вас въехали выясняется, что у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, он просрочен или поддельный, то есть купленный за копейки и конечно же его нет в базе РСА. В такой ситуации вам придется взыскивать деньги с виновника ДТП, как раньше, по старинке когда не было полисов страхования.

В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.

25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):

Было Стало
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
….
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним)….
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
….
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним)….

То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).

Страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП, зависит от степени вины каждого из водителей, которую определяет суд. В компетенцию страховой компании (СК) не входит определение доли виновности участников аварии.

Степень вины может быть классифицирована следующим образом:

  1. Равная вина.

При таком раскладе страховые выплаты участникам инцидента осуществляются в равном процентном соотношении, т. е. 50% на 50% от нанесенного ущерба, если в дорожном происшествии участвовали 2 ТС, по 33.3% — если было 3 автомобиля и т. д. Определение равной степени виновности возможно при совокупном наличии таких условий:

  • нарушение ПДД обеими сторонами происшествия;
  • причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и произошедшим ДТП;
  • нарушение ПДД участниками аварии имеет приблизительно одинаковую тяжесть.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».

Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.

Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.

Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.

Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.

В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.

Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.

Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.

Советы, как доказать обоюдную вину:

  1. В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
  2. Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
  3. Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.
Читайте также:  Основания (способы) возникновения и прекращения права собственности на землю

Что делать при обоюдной вине?

Не вдаваясь в подробности деталей поведения участников при обоюдной вине в ДТП, отметим: при малейших признаках обоюдной виновности следует быть особенно внимательными к действиям сотрудников ГИБДД. В частности, проследить, чтобы из поля их зрения не выпали даже малейшие факты происшествия, которые в дальнейшем могут оказаться решающими.

Нередко случаются такие казусы: одна из сторон полностью признает свою вину, будучи уверенным, что вреда от этого ему не будет, поскольку при гражданском страховании страховщик вынужден будет заплатить. Но события часто разворачиваются по-иному: выясняется, что ущерб, нанесенный пострадавшему авто, больше обязательного лимита выплат. В итоге оставшуюся сумму он платит из своего кармана!

И второй важный момент: подача заявления по компенсации ущерба при обоюдной вине ограничивается пятидневным сроком. При его превышении страховщик может отказаться от выплаты.

Что делать, если страховщик отказывается платить

СК должна рассмотреть заявление и сообщить о решение в течение 20 календарных дней. Отказ составляется в письменной форме и с обязательной обоснованной мотивировкой.

При несогласии с решением водитель вправе обжаловать его – сначала через руководство компании, а затем в суде.

Основными причинами для отказа со стороны СК являются:

  • существенное нарушение правил страхования (предоставление подложных документов, управление автомобилем другим лицом);
  • несоблюдение или неправильное оформление ДТП.

Злоупотребления, связанные с обоюдной виной

Понять степень нарушения каждого можно исходя из составления общей картины произошедшего.

Бывает, что один из водителей указывает, что все произошло из-за действий второго, целенаправленно умалчивает факты, снимая себя ответственность, либо пытаясь разделить ее с другим лицом.

На недобросовестные действия указывает несколько признаков:

  • когда столкновение очевидно, но одно из лиц может настаивать на общей ответственности, чтобы разделить компенсацию вреда с другим гражданином и возместить 50% от объема нанесенных повреждений;
  • если видны явные нарушения только второго автолюбителя, то первый может скрыть свои «косяки» (превышение скорости, проезд перекрестка на «красный», выезд на чужую полосу и т. п.), чтобы возместить все.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

Полис ОСАГО является страховой гарантией для водителей в случае возникновении ДТП.

Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.

Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?

Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.

Большинство аварий, происходящих на дорогах, случается по вине одного из водителей. Но бывают случаи, когда ДТП провоцирует несколько участников.

Итогом становится Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. В данном случае и говорят об обоюдной вине водителей (в разговорной речи — «обоюдка»).

Сразу отметим, что в законодательстве РФ подобный термин не используется. Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями.

Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.

В документе непременно должны быть указаны 2 пункта:

  • какое правило было нарушено;
  • какая ответственность предусмотрена за это законом.

Говорить об обоюдной вине следует только в том случае, когда каждому из водителей выписаны протокол и Постановление о совершённом ими административном правонарушении.

Что такое обоюдная вина

Страховым случаем по программе ОСАГО признается имущественный ущерб (транспорту, грузу, иным вещам и предметам), а также вред здоровью и жизни граждан. Для получения выплат автовладельцы должны выполнить следующие действия:

  1. зафиксировать все обстоятельства аварии в официальных документах – извещении о ДТП по схеме европротокола, акте и протоколе с участием ГИБДД;
  2. незамедлительно после столкновения уведомить свою страховую компанию, а в течение следующих 5 дней подать извещение о ДТП;
  3. представить автомашину для осмотра экспертом, представить документы о характере и степени вреда здоровью;
  4. подать заявление о выплате компенсации.

При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП. Для этого можно использовать протокол о нарушении ПДД, составленный сотрудником ГИБДД, схема аварии с указанием траектории движения машин и места первого удара, европротокол.

Обоюдная вина водителей может следовать из следующих обстоятельств:

  • нарушение ПДД со стороны обоих автовладельцев, подтвержденное протоколами ГИБДД;
  • Европротокол, в котором стороны признают обоюдную вину в столкновении;
  • схема расположения машин после аварии, указывающая на взаимное нарушение или пренебрежение правил движения;
  • письменные и вещественные доказательства (показания очевидцев, записи камер фото- и видеофиксации).

Кто платит за причинённый ущерб

Так как при обоюдке каждый из водителей является и пострадавшим и потерпевшим, то все они могут получить компенсацию ущерба, но вместе с тем и обязаны возместить вред, нанесённый другим участникам. Если ответственность участников застрахована, то возмещать вред страховая возместить только ту часть ущерба, в которой виновен её страхователь.

Если же у кого-либо автовладельцев нет полиса ОСАГО, решение о возмещении вреда необходимо принять по взаимной договорённости, или добиваться возмещения через суд.

Так как по ОСАГО страхуется только гражданская ответственность владельца ТС, следовательно, платят только потерпевшему, то от определения меры вины в ДТП будет зависеть кому и сколько выплатят по «автогражданке».

Читайте также:  Нюансы увольнения по уходу за ребенком до 3 лет

Что значит обоюдка при ДТП

Данное понятие не является официальным, поскольку отсутствует в любых законодательных актах и кодексах. Оно является разговорным и используется для объяснения событий, происходящих в ходе разбирательств по поводу виновности в ДТП каждой из сторон.

Обоюдной виной принято называть ситуации, в которых каждый участник ДТП в какой-то мере нарушил правила дорожного движения, что и привело в итоге к столкновению. Причем в этот список могут входить такие требования, как остановка в своей полосе в случае обнаружения опасности, и недопустимость маневрирования. Если пострадавший водитель инстинктивно допустил выезд на встречную полосу, ему уже может быть вменено нарушение ПДД, и вина будет обоюдной.

Итак, понятие обоюдной вины можно охарактеризовать следующим образом: это ситуация, при которой группа разбора ДТП пришла к выводу о солидарной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия каждой из сторон. В таком случае оба водителя (или больше двух, в зависимости от количества участников) получают свой собственный протокол о правонарушении и признаются виновными в совершении административного проступка.

Какие могут быть нюансы

Существует несколько возможностей, при которых обоюдная вина может как сыграть на руку, так и оказаться серьезной проблемой.

  1. Уменьшение собственных расходов. В случае, когда становится явно видно, что лимит страховки не покрывает восстановление автомобиля пострадавшей стороны, можно попытаться добиться признания обоюдной вины, если есть какие-то зацепки, свидетельствующие о данном факте. Не лишним будет извлечение записи с видеорегистратора или камер наблюдения, которая сможет доказать, что водители виноваты в ДТП в равной степени. Это позволит избежать уплаты суммы сверх лимита страховки из своего кармана, да еще и даст право требовать какого-то размера компенсации для восстановления собственного автомобиля.
  2. Отмена вердикта об обоюдной вине. Иногда решение о солидарной ответственности в произошедшем ДТП может быть в корне неверным. Это происходит в том случае, если непосредственно перед столкновением, водителем было нарушено какое-то требование правил дорожного движения, но данное нарушение не могло повлечь за собой произошедшие последствия. Довольно часто группа разбора трактует любое происшествие как причастие к совершению ДТП, но этот факт можно оспорить. К примеру, подобной ситуацией может быть игнорирование требования пропустить пешехода на пешеходном переходе, после чего сразу же происходит столкновение с другим участником, нарушившим правила, касающиеся приоритета пересечения перекрестка. Выходит, что, хоть нарушение и имело место быть, оно никоим образом не могло повлиять на факт ДТП, поэтому вина должна полностью лежать на другом водителе. Это позволит доказать собственную невиновность, и получить компенсацию в полном объеме.
  3. Состояние водителя не должно влиять на вердикт службы разбора. Еще одним ярким примером того, как ситуацию преображают для вынесения обоюдки в том случае, когда ее нет, являются проблемы управления автомобилем в нетрезвом виде. Зачастую выпившего водителя принято винить во всех совершенных ДТП, но в некоторых обстоятельствах он может оказаться пострадавшей стороной. Так происходит, если машина просто стояла на дороге, к примеру, на запрещающий сигнал светофора, и в нее врезался другой водитель. У стоявшего в крови может быть обнаружен алкоголь, после чего часто признается обоюдка в ДТП. Но при этом фактического нарушения ПДД, которое могло бы повлечь за собой ДТП, с его стороны не было. Такой вердикт должен быть однозначно оспорен, при этом штраф и изъятие водительского удостоверения сохраняются как правомерные.

Существует еще множество спорных ситуаций, связанных с обоюдной виной за совершение ДТП. Отчасти они связаны именно с отсутствием данного понятия в официальных документах. Из-за этого группа разбора происшествия всегда принимает решение на основании собственных оценочных суждений, которые не всегда бывают верными. Но эти бреши в законодательстве можно использовать и для собственной выгоды, если необходимо частично сбросить с себя ответственность и для этого есть все основания.

Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

  • Равной.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.

Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель. Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель. Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты. И только в дальнейшем, в соответствие со статьей 14 ФЗ №40, страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.

  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.
  • Различной.
Читайте также:  Льготы ветеранам военной службы в 2022 году

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Предусмотренные страховые платежи

На сегодняшний день компенсация держателям страховок выплачивается, опираясь на 12 Закон «Об ОСАГО». Такой тип выплат практикуется, начиная с 2014 года. Вне зависимости от того, что виновниками происшествия стали оба водителя, выплата компенсация в любом случае должна производиться обязательно. Так как не было определенного регламента по выплатам в законодательстве РФ, страховые компании самостоятельно принимали решение касательно возмещения урона ТС.

В большинстве случаев использовалось два сценария развития событий:

  • Отказ в выплате компенсационного возмещения поступал в адрес обоих водителей. Мотивация была такой: страховщик не может определить степень вины сторон происшествия, следовательно, выплата невозможна. Такой метод является незаконным, рассчитанным, скорее всего, на то, что водители откажутся от обращения в судебные инстанции для компенсации урона.
  • Стараясь поступить справедливо, страховщики разделяли размер причитающейся компенсации на двоих. То есть, оба участника аварии получали 50 процентов от положенного им возмещения.

Порядок оформления аварии

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

    В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *